Развивающиеся и наименее развитые страны
Подборка наиболее важных документов по запросу Развивающиеся и наименее развитые страны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Сложность в соблюдении условий непосредственной закупки в рамках правил определения происхождения товаров для развивающихся и наименее развитых стран в связи с вводимыми экономическими ограничениями.
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2022
Готовое решение: Как в счете-фактуре отразить сведения об импортных товарах
(КонсультантПлюс, 2025)Страна происхождения импортного товара может измениться. Ею будет Россия, если товар пройдет в РФ достаточную переработку (пп. 2 п. 3 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных), пп. 2 п. 4 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран):
(КонсультантПлюс, 2025)Страна происхождения импортного товара может измениться. Ею будет Россия, если товар пройдет в РФ достаточную переработку (пп. 2 п. 3 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных), пп. 2 п. 4 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран):
Нормативные акты
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8
(ред. от 12.04.2024)
"О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции"СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
(ред. от 12.04.2024)
"О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции"СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Статья: Особенности контрольно-надзорной деятельности таможенных органов РФ в условиях пандемии
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)В-шестых, это специальные административно-процедурные упрощения. В частности, были упрощены процедуры предоставления сертификатов происхождения формы "А", выдаваемых развивающимися и наименее развитыми странами. Данные решения ЕЭК позволили участникам ВЭД на протяжении полугода (с 18 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г.) использовать бумажную или электронную копию сертификатов и не представлять при таможенном декларировании их оригиналы.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)В-шестых, это специальные административно-процедурные упрощения. В частности, были упрощены процедуры предоставления сертификатов происхождения формы "А", выдаваемых развивающимися и наименее развитыми странами. Данные решения ЕЭК позволили участникам ВЭД на протяжении полугода (с 18 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г.) использовать бумажную или электронную копию сертификатов и не представлять при таможенном декларировании их оригиналы.
"LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография"
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Поиск необходимого финансирования тоже является для автора актуальной задачей, способствовать решению которой можно с помощью обращения к различным краудфандинговым платформам. В рамках ВОИС создана онлайн-платформа WIPO Match <1>, позволяющая правообладателям наладить взаимодействие с потенциальными инвесторами, для того чтобы более полно реализовать потенциал промышленности и частного сектора в интересах экономического, социального и культурного развития развивающихся стран, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой. ВОИС выступает координатором этого сотрудничества и популяризатором примеров успешного взаимодействия.
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Поиск необходимого финансирования тоже является для автора актуальной задачей, способствовать решению которой можно с помощью обращения к различным краудфандинговым платформам. В рамках ВОИС создана онлайн-платформа WIPO Match <1>, позволяющая правообладателям наладить взаимодействие с потенциальными инвесторами, для того чтобы более полно реализовать потенциал промышленности и частного сектора в интересах экономического, социального и культурного развития развивающихся стран, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой. ВОИС выступает координатором этого сотрудничества и популяризатором примеров успешного взаимодействия.
Статья: Защита социальных и экономических прав в условиях интеграционных процессов
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Однако заметим, что принципы свободного ценообразования и конкуренции, ограничивающие возможности государств гарантировать наилучшие условия жизни, все же доминируют. Помимо указанной ст. 4 Статей соглашения МВФ Генеральное соглашение по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) также придерживается защиты конкуренции, хотя и создает возможность для наименее развитых стран гарантировать их экономическую безопасность посредством создания условий для экспорта, доходы от которого позволяют импортировать жизненно важные товары по приемлемой для них цене <28>. С ценами связывают и существенный разрыв в уровне жизни между развитыми и наименее развитыми странами <29>, так как граждане развитых стран имеют доступ к товарам первой необходимости благодаря не только их наличию, но и покупательной способности широких слоев населения.
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Однако заметим, что принципы свободного ценообразования и конкуренции, ограничивающие возможности государств гарантировать наилучшие условия жизни, все же доминируют. Помимо указанной ст. 4 Статей соглашения МВФ Генеральное соглашение по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) также придерживается защиты конкуренции, хотя и создает возможность для наименее развитых стран гарантировать их экономическую безопасность посредством создания условий для экспорта, доходы от которого позволяют импортировать жизненно важные товары по приемлемой для них цене <28>. С ценами связывают и существенный разрыв в уровне жизни между развитыми и наименее развитыми странами <29>, так как граждане развитых стран имеют доступ к товарам первой необходимости благодаря не только их наличию, но и покупательной способности широких слоев населения.
Статья: Практика применения метода дисконтированного денежного потока для расчета компенсации в инвестиционных спорах
(Пименова С.Д., Апурина И.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Проблема установления размера компенсации при разрешении инвестиционных споров между иностранными инвесторами и государствами - реципиентами инвестиций вызвана произошедшим в последнее десятилетие резким ростом сумм, присуждаемых инвесторам по итогам рассмотрения споров, а также отсутствием предсказуемости и последовательности в отношении применяемых арбитрами методов расчета. Зачастую необходимость выплаты присужденной инвестору компенсации ложится тяжким бременем на бюджет государств-ответчиков, оказывая значительное воздействие на их финансы, а также увеличивая общую задолженность развивающихся и наименее развитых стран. Детальный анализ тренда общей инфляции арбитражных решений показывает, что это многофакторный процесс, который не может быть объяснен лишь общемировой инфляцией, увеличением среднего размера инвестиционных проектов или растущими исковыми требованиями, заявляемыми инвесторами. Стремительный рост размера компенсации, по мнению авторов, в значительной степени связан с использованием арбитрами для расчета рыночной стоимости инвестиций и связанной с этим суммы компенсации метода дисконтированного потока ожидаемых в результате деятельности предприятия денежных средств в ходе полной реализации инвестиционного проекта, который на сегодняшний день является наиболее популярным среди заявителей и арбитражных трибуналов. Подобная тенденция, в свою очередь, также стимулирует заявителей предъявлять завышенные требования к государству, в том числе за счет применения заявителями и привлеченными ими экспертами новых и малодоступных для понимания большинством арбитров методов расчета получаемого дохода и применяемых ставок дисконтирования. При этом отмечается, что методы расчета ущерба, используемые при арбитражном рассмотрении инвестиционных споров, отличаются от методов, применяемых в других отраслях международного права, а метод дисконтированного денежного потока остается наиболее сложным в использовании, поскольку требует прогнозирования и, следовательно, многочисленных допущений и предположений. Сложившаяся ситуация поставила государства перед необходимостью ее адекватной оценки и выработки ответной реакции на такой подход арбитражных трибуналов. Площадкой для этого послужила Рабочая группа III ЮНСИТРАЛ по реформированию системы урегулирования споров между инвесторами и государствами, в рамках которой предпринимаются попытки ограничить применение арбитрами метода дисконтированного денежного потока, несмотря на то что практическая реализация этих предложений остается проблематичной.
(Пименова С.Д., Апурина И.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Проблема установления размера компенсации при разрешении инвестиционных споров между иностранными инвесторами и государствами - реципиентами инвестиций вызвана произошедшим в последнее десятилетие резким ростом сумм, присуждаемых инвесторам по итогам рассмотрения споров, а также отсутствием предсказуемости и последовательности в отношении применяемых арбитрами методов расчета. Зачастую необходимость выплаты присужденной инвестору компенсации ложится тяжким бременем на бюджет государств-ответчиков, оказывая значительное воздействие на их финансы, а также увеличивая общую задолженность развивающихся и наименее развитых стран. Детальный анализ тренда общей инфляции арбитражных решений показывает, что это многофакторный процесс, который не может быть объяснен лишь общемировой инфляцией, увеличением среднего размера инвестиционных проектов или растущими исковыми требованиями, заявляемыми инвесторами. Стремительный рост размера компенсации, по мнению авторов, в значительной степени связан с использованием арбитрами для расчета рыночной стоимости инвестиций и связанной с этим суммы компенсации метода дисконтированного потока ожидаемых в результате деятельности предприятия денежных средств в ходе полной реализации инвестиционного проекта, который на сегодняшний день является наиболее популярным среди заявителей и арбитражных трибуналов. Подобная тенденция, в свою очередь, также стимулирует заявителей предъявлять завышенные требования к государству, в том числе за счет применения заявителями и привлеченными ими экспертами новых и малодоступных для понимания большинством арбитров методов расчета получаемого дохода и применяемых ставок дисконтирования. При этом отмечается, что методы расчета ущерба, используемые при арбитражном рассмотрении инвестиционных споров, отличаются от методов, применяемых в других отраслях международного права, а метод дисконтированного денежного потока остается наиболее сложным в использовании, поскольку требует прогнозирования и, следовательно, многочисленных допущений и предположений. Сложившаяся ситуация поставила государства перед необходимостью ее адекватной оценки и выработки ответной реакции на такой подход арбитражных трибуналов. Площадкой для этого послужила Рабочая группа III ЮНСИТРАЛ по реформированию системы урегулирования споров между инвесторами и государствами, в рамках которой предпринимаются попытки ограничить применение арбитрами метода дисконтированного денежного потока, несмотря на то что практическая реализация этих предложений остается проблематичной.
Статья: Новые векторы развития права ВТО и отдельные вопросы применения инструмента субсидии
(Глазатов М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Многосторонняя система регулирования торговли - сложнейший институт международного права. Членам Генерального соглашения по тарифам и торговле за последние три десятилетия удалось сформировать не только формат переговоров - Всемирную торговую организацию, но и нормы и правила ведения хозяйственной деятельности на мировом рынке, в том числе правила предоставления субсидий. Однако дальнейшее развитие организации претерпевает кризис. Равновесное применение правил международной торговли сейчас невозможно из-за сложившейся конъюнктуры: некоторые развивающиеся страны, которые в момент присоединения к ВТО зафиксировали большое количество изъятий и переходных периодов, сильно подросли экономически и теперь могут конкурировать на равных с развитыми странами. С другой стороны, говорить о каких-то нарушениях невозможно, поскольку эти изъятия были согласованы. Проблема усугубляется тем, что ВТО хотя и использует понятия "развивающиеся", "развитые" и "наименее развитые страны", но не имеет собственной классификации стран по экономическому развитию и не может реагировать на изменения в их развитии. Вопросы, поставленные последним раундом многосторонних торговых переговоров (Доха-раундом), стали затрагивать уже такие области регулирования, в которых уравнивание норм и правил торговли развивающихся стран с развитыми задевает не только экономическую, но и социальную сферу. Кроме того, более глубокий уровень типизации правил регулирования торговли затрагивает механизмы взаимодействия, которые выходят за рамки деятельности такой международной организации, как ВТО, и присущи интеграционным объединениям. Тем не менее активными членами ВТО выдвинуты инициативы по изменению правил выдачи субсидий, направленные на их ужесточение и еще более глубокую унификацию национальных юрисдикций с типовыми международными подходами к регулированию государственной поддержки.
(Глазатов М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Многосторонняя система регулирования торговли - сложнейший институт международного права. Членам Генерального соглашения по тарифам и торговле за последние три десятилетия удалось сформировать не только формат переговоров - Всемирную торговую организацию, но и нормы и правила ведения хозяйственной деятельности на мировом рынке, в том числе правила предоставления субсидий. Однако дальнейшее развитие организации претерпевает кризис. Равновесное применение правил международной торговли сейчас невозможно из-за сложившейся конъюнктуры: некоторые развивающиеся страны, которые в момент присоединения к ВТО зафиксировали большое количество изъятий и переходных периодов, сильно подросли экономически и теперь могут конкурировать на равных с развитыми странами. С другой стороны, говорить о каких-то нарушениях невозможно, поскольку эти изъятия были согласованы. Проблема усугубляется тем, что ВТО хотя и использует понятия "развивающиеся", "развитые" и "наименее развитые страны", но не имеет собственной классификации стран по экономическому развитию и не может реагировать на изменения в их развитии. Вопросы, поставленные последним раундом многосторонних торговых переговоров (Доха-раундом), стали затрагивать уже такие области регулирования, в которых уравнивание норм и правил торговли развивающихся стран с развитыми задевает не только экономическую, но и социальную сферу. Кроме того, более глубокий уровень типизации правил регулирования торговли затрагивает механизмы взаимодействия, которые выходят за рамки деятельности такой международной организации, как ВТО, и присущи интеграционным объединениям. Тем не менее активными членами ВТО выдвинуты инициативы по изменению правил выдачи субсидий, направленные на их ужесточение и еще более глубокую унификацию национальных юрисдикций с типовыми международными подходами к регулированию государственной поддержки.
Статья: Новое в таможенном законодательстве ЕАЭС
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)С 1 января 2022 г. вводятся новые ТН ВЭД ЕАЭС (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) и Единый таможенный тариф, внесены изменения в законодательство ЕАЭС, конкретизирующие некоторые положения этих документов. Это важный шаг в деле стимулирования производства товаров и взаимной торговли, обеспечения полноты уплаты таможенных платежей. Совершенствовались правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции <4>. Правила включали критерии и особенности определения происхождения товаров, порядок его подтверждения, условия предоставления преференций, основания для отказа в их предоставлении.
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)С 1 января 2022 г. вводятся новые ТН ВЭД ЕАЭС (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) и Единый таможенный тариф, внесены изменения в законодательство ЕАЭС, конкретизирующие некоторые положения этих документов. Это важный шаг в деле стимулирования производства товаров и взаимной торговли, обеспечения полноты уплаты таможенных платежей. Совершенствовались правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции <4>. Правила включали критерии и особенности определения происхождения товаров, порядок его подтверждения, условия предоставления преференций, основания для отказа в их предоставлении.
Статья: Международные медико-санитарные правила: эволюция и современное состояние
(Смбатян А.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)В отличие, например, от правил Всемирной торговой организации, в рамках которой для выполнения ее членами обязательств в большинстве случаев достаточно не вводить торговые ограничения (иными словами, выполнение обязательства выражается в отсутствии действий и, соответственно, не требует ресурсов), ММСП налагают на государства-члены ВОЗ обязательства, соблюдение которых требует существенных человеческих, организационных, административных и финансовых вложений. Соблюдение предусмотренных ММСП обязательств является непростой задачей для ряда развивающихся и наименее развитых стран по причине нехватки финансовых средств и квалифицированных кадров. Сама ВОЗ не располагает достаточными финансовыми средствами для таких целей. И хотя существуют различные международные фонды и общественные организации, вносящие вклад в укрепление систем общественного здравоохранения уязвимых стран, соблюдение обязательств в области эпидемиологического и санитарного контроля - это прямая обязанность национальных правительств.
(Смбатян А.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)В отличие, например, от правил Всемирной торговой организации, в рамках которой для выполнения ее членами обязательств в большинстве случаев достаточно не вводить торговые ограничения (иными словами, выполнение обязательства выражается в отсутствии действий и, соответственно, не требует ресурсов), ММСП налагают на государства-члены ВОЗ обязательства, соблюдение которых требует существенных человеческих, организационных, административных и финансовых вложений. Соблюдение предусмотренных ММСП обязательств является непростой задачей для ряда развивающихся и наименее развитых стран по причине нехватки финансовых средств и квалифицированных кадров. Сама ВОЗ не располагает достаточными финансовыми средствами для таких целей. И хотя существуют различные международные фонды и общественные организации, вносящие вклад в укрепление систем общественного здравоохранения уязвимых стран, соблюдение обязательств в области эпидемиологического и санитарного контроля - это прямая обязанность национальных правительств.
Статья: Сезонный таможенный тариф: подходы к унификации правового статуса
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2020, N 4)Во-вторых, преференциальные ставки таможенного тарифа: ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении преференциальных товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза в размере 75 процентов от базовых ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС (для развивающихся стран) и нулевых ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС (для наименее развитых стран);
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2020, N 4)Во-вторых, преференциальные ставки таможенного тарифа: ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении преференциальных товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза в размере 75 процентов от базовых ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС (для развивающихся стран) и нулевых ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС (для наименее развитых стран);
Статья: Проблема периодизации международно-правового регулирования продовольственной безопасности
(Вечернин Д.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Начавшееся в феврале 2022 г. российско-украинское вооруженное противостояние еще больше усугубило продолжающийся кризис продовольственной безопасности во всем мире, особенно в развивающихся и наименее развитых странах, переживающих кризисы и чрезвычайные ситуации в условиях острой нехватки продовольствия.
(Вечернин Д.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Начавшееся в феврале 2022 г. российско-украинское вооруженное противостояние еще больше усугубило продолжающийся кризис продовольственной безопасности во всем мире, особенно в развивающихся и наименее развитых странах, переживающих кризисы и чрезвычайные ситуации в условиях острой нехватки продовольствия.
Статья: Перспективы развития системы управления исключительными правами в условиях цифровизации
(Савина В.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 3)В рамках ВОИС создана онлайн-платформа WIPO Match [8], позволяющая правообладателям наладить взаимодействие с потенциальными инвесторами для того, чтобы более полно реализовать потенциал промышленности и частного сектора в интересах экономического, социального и культурного развития развивающихся стран, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой. ВОИС выступает координатором этого сотрудничества и популяризатором примеров успешного взаимодействия. Подобные биржи существуют, например, в Сингапуре, Китае, Южной Корее и других странах.
(Савина В.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 3)В рамках ВОИС создана онлайн-платформа WIPO Match [8], позволяющая правообладателям наладить взаимодействие с потенциальными инвесторами для того, чтобы более полно реализовать потенциал промышленности и частного сектора в интересах экономического, социального и культурного развития развивающихся стран, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой. ВОИС выступает координатором этого сотрудничества и популяризатором примеров успешного взаимодействия. Подобные биржи существуют, например, в Сингапуре, Китае, Южной Корее и других странах.