Развитие инициативного бюджетирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Развитие инициативного бюджетирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие граждан в бюджетном процессе: опыт самообложения и инициативного бюджетирования
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Говоря о практической реализации нового правового механизма, стоит согласиться с позицией Н.А. Поветкиной о том, что правовое обеспечение сферы публичных финансов характеризуется влиянием преимущественно практического аспекта финансовой деятельности, создающего стимул в создании новых правовых средств, тогда как именно научный потенциал, в свою очередь, направляется на усовершенствование уже существующих инструментов <8>. Не представляет собой исключение в этом смысле и механизм инициативного бюджетирования, работа по усовершенствованию которого ведется на планомерной основе. Так, ежегодно публикуется Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, содержащий результаты мониторинга развития инициативного бюджетирования в регионах, а также ведется разработка стратегии развития инициативного бюджетирования на федеральном уровне <9>.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Говоря о практической реализации нового правового механизма, стоит согласиться с позицией Н.А. Поветкиной о том, что правовое обеспечение сферы публичных финансов характеризуется влиянием преимущественно практического аспекта финансовой деятельности, создающего стимул в создании новых правовых средств, тогда как именно научный потенциал, в свою очередь, направляется на усовершенствование уже существующих инструментов <8>. Не представляет собой исключение в этом смысле и механизм инициативного бюджетирования, работа по усовершенствованию которого ведется на планомерной основе. Так, ежегодно публикуется Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, содержащий результаты мониторинга развития инициативного бюджетирования в регионах, а также ведется разработка стратегии развития инициативного бюджетирования на федеральном уровне <9>.
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Начиная с 2018 года (по итогам 2017 года соответственно) Министерство финансов Российской Федерации ежегодно публикует подготовленные Центром инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ) доклады о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях <2>.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Начиная с 2018 года (по итогам 2017 года соответственно) Министерство финансов Российской Федерации ежегодно публикует подготовленные Центром инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ) доклады о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях <2>.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р
(ред. от 15.10.2025)
<Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года>8. Развитие практик инициативного бюджетирования, иных
(ред. от 15.10.2025)
<Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года>8. Развитие практик инициативного бюджетирования, иных
"План мероприятий ("дорожная карта") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года"
(утв. Банком России N ПМ-01-59/134, Минфином России 12-12-11/ВН-33181 18.08.2025)Раздел 5. Развитие практик инициативного бюджетирования, иных практик, а также обеспечение открытости бюджетной информации
(утв. Банком России N ПМ-01-59/134, Минфином России 12-12-11/ВН-33181 18.08.2025)Раздел 5. Развитие практик инициативного бюджетирования, иных практик, а также обеспечение открытости бюджетной информации
Статья: Финансово-правовая культура
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Высоко оценивая само принятие Стратегии, подчеркивающее факт осознания государством значимости развития финансовой сферы управления публичными финансами через механизм повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, следует достаточно критично оценить содержательный аспект данного документа, прежде всего по причине отсутствия у него системного, научно-обоснованного основания. Отметим лишь некоторые неточности. Так, указание на мероприятия по реализации Стратегии не согласуется с целями принятия Стратегии: повышением финансовой грамотности и формированием финансовой культуры у граждан, укреплением системы финансового образования и просвещения (что возможно только в отношении граждан (индивидов). - авт.), обеспечением прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан. Однако в Дорожной карте по реализации данной Стратегии используется более широкий подход, включающий взаимодействие ответственных исполнителей с финансовыми организациями, бизнесом, гражданским обществом и некоммерческими организациями, развитие практик инициативного бюджетирования <9>, иных практик, а также обеспечение открытости бюджетной информации; международное сотрудничество и т.д., что весьма отдаленно соотносится и с финансовой грамотностью, и с финансовой культурой граждан. Так, например, знание бюджетной информации не позволяет однозначно охарактеризовать гражданина как финансово грамотного или финансово культурного.
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Высоко оценивая само принятие Стратегии, подчеркивающее факт осознания государством значимости развития финансовой сферы управления публичными финансами через механизм повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, следует достаточно критично оценить содержательный аспект данного документа, прежде всего по причине отсутствия у него системного, научно-обоснованного основания. Отметим лишь некоторые неточности. Так, указание на мероприятия по реализации Стратегии не согласуется с целями принятия Стратегии: повышением финансовой грамотности и формированием финансовой культуры у граждан, укреплением системы финансового образования и просвещения (что возможно только в отношении граждан (индивидов). - авт.), обеспечением прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан. Однако в Дорожной карте по реализации данной Стратегии используется более широкий подход, включающий взаимодействие ответственных исполнителей с финансовыми организациями, бизнесом, гражданским обществом и некоммерческими организациями, развитие практик инициативного бюджетирования <9>, иных практик, а также обеспечение открытости бюджетной информации; международное сотрудничество и т.д., что весьма отдаленно соотносится и с финансовой грамотностью, и с финансовой культурой граждан. Так, например, знание бюджетной информации не позволяет однозначно охарактеризовать гражданина как финансово грамотного или финансово культурного.
Статья: Влияние форм прямой демократии в бюджетном процессе на состояние финансовой культуры в обществе
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)<12> Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года в 77 регионах реализуются практики инициативного бюджетирования и (или) иные практики вовлечения граждан в процессы управления, основанные на интернет-решениях, благодаря которым граждане вовлекаются в процесс формирования, обсуждения, принятия и реализации решений, в том числе в бюджетной сфере. Также по практике инициативного, или партиципаторного, бюджетирования см.: Доклад Минфина России о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. URL: 0609_Doklad_2023_.pdf (URL: minfin.gov.ru) (дата обращения: 19.11.2023).
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)<12> Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года в 77 регионах реализуются практики инициативного бюджетирования и (или) иные практики вовлечения граждан в процессы управления, основанные на интернет-решениях, благодаря которым граждане вовлекаются в процесс формирования, обсуждения, принятия и реализации решений, в том числе в бюджетной сфере. Также по практике инициативного, или партиципаторного, бюджетирования см.: Доклад Минфина России о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. URL: 0609_Doklad_2023_.pdf (URL: minfin.gov.ru) (дата обращения: 19.11.2023).
Статья: Критерии отбора инициативных проектов и их влияние на достижение целей и задач инициативного бюджетирования в Российской Федерации
(Мошненко О.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)В 2020 году в результате принятия ряда федеральных законов <1> начался новый виток развития инициативного бюджетирования, так как были закреплены его формы и методы, определены основные черты, позволяющие отличить инициативное бюджетирование от иных практик партисипаторного бюджетирования <2>.
(Мошненко О.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)В 2020 году в результате принятия ряда федеральных законов <1> начался новый виток развития инициативного бюджетирования, так как были закреплены его формы и методы, определены основные черты, позволяющие отличить инициативное бюджетирование от иных практик партисипаторного бюджетирования <2>.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе как принцип бюджетной системы Российской Федерации: понятие и правовое закрепление
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<6> Вагин В.В., Шугрина Е.С. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. N 2. С. 9 - 24; Левина В.В. Вовлеченность граждан как фактор развития инициативного бюджетирования в Тульской области // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2020. N 1. С. 28 - 34; Цветова Г.В. Инициативное бюджетирование как инструмент гражданского участия в бюджетном процессе // Экономика и предпринимательство. 2018. N 2 (91). С. 76 - 79; и др.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<6> Вагин В.В., Шугрина Е.С. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. N 2. С. 9 - 24; Левина В.В. Вовлеченность граждан как фактор развития инициативного бюджетирования в Тульской области // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2020. N 1. С. 28 - 34; Цветова Г.В. Инициативное бюджетирование как инструмент гражданского участия в бюджетном процессе // Экономика и предпринимательство. 2018. N 2 (91). С. 76 - 79; и др.
Статья: Формы участия граждан в бюджетном процессе
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)В субъектах РФ и муниципалитетах были разработаны и приняты программы повышения финансовой и бюджетной грамотности населения. Так, в Новосибирской области в 2018 г. принята государственная программа "Управление финансами в Новосибирской области". Сроки реализации программы рассчитаны на период с 2019 по 2024 г. Реализация программы призвана обеспечить привлечение граждан в бюджетный процесс и развитие инициативного бюджетирования <20>.
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)В субъектах РФ и муниципалитетах были разработаны и приняты программы повышения финансовой и бюджетной грамотности населения. Так, в Новосибирской области в 2018 г. принята государственная программа "Управление финансами в Новосибирской области". Сроки реализации программы рассчитаны на период с 2019 по 2024 г. Реализация программы призвана обеспечить привлечение граждан в бюджетный процесс и развитие инициативного бюджетирования <20>.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<6> Программа развития инициативного бюджетирования в РФ. 2017 г. // URL: www.nifi.ru/programmiB2017.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<6> Программа развития инициативного бюджетирования в РФ. 2017 г. // URL: www.nifi.ru/programmiB2017.
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Самообложение регулируется федеральным законом (Законом о местном самоуправлении) и актами органов муниципальных образований; инициативное бюджетирование конкретизируется главным образом в законах и подзаконных актах субъектов РФ, а затем в актах органов местного самоуправления. В составе нормативных правовых актов мероприятия по развитию инициативного бюджетирования утверждены в 72 субъектах РФ <20>; в 49 субъектах они включены в структуру региональных государственных программ <21>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Самообложение регулируется федеральным законом (Законом о местном самоуправлении) и актами органов муниципальных образований; инициативное бюджетирование конкретизируется главным образом в законах и подзаконных актах субъектов РФ, а затем в актах органов местного самоуправления. В составе нормативных правовых актов мероприятия по развитию инициативного бюджетирования утверждены в 72 субъектах РФ <20>; в 49 субъектах они включены в структуру региональных государственных программ <21>.