Развитие федеративных отношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Развитие федеративных отношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие федеративных отношений с позиции теории соотношения субъектов конституционного права
(Васильев С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5
(Васильев С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5
Статья: Формирование федеративных отношений в Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития
(Иналкаева К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5
(Иналкаева К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ"
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)5.2.1. Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, на 2022 г.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)5.2.1. Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, на 2022 г.
Статья: Ломбарды в Российской Федерации и методика анализа их деятельности
(Захаров И.В., Барабанов Н.Н.)
("Аудитор", 2025, N 9)Однако ломбарды до сих пор продолжают существовать в экономике разных стран, включая Российскую Федерацию, несмотря на развитие кредитных отношений и повышение доступа населения к кредитным ресурсам.
(Захаров И.В., Барабанов Н.Н.)
("Аудитор", 2025, N 9)Однако ломбарды до сих пор продолжают существовать в экономике разных стран, включая Российскую Федерацию, несмотря на развитие кредитных отношений и повышение доступа населения к кредитным ресурсам.
Статья: Принципы государственного финансового стимулирования
(Нигметзянов А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)<16> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"; Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" // СПС "КонсультантПлюс".
(Нигметзянов А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)<16> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"; Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Конституционные (уставные) советы в механизме обеспечения конституционной законности
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)2. У федеральных органов власти отсутствовал какой-либо интерес в поощрении или принуждении региональных органов власти к созданию собственных конституционных (уставных) судов. Изначально идея их образования не принадлежала федеральному центру, субъекты РФ стали инициативно учреждать подобные суды еще до их включения в состав судебной системы на федеральном уровне, позиционируя себя в качестве самостоятельных государственно-подобных образований. Последовавшее же развитие федеративных отношений, как уже указывалось, снизило самостоятельность субъектов РФ в правовом регулировании, включая построение собственной системы органов государственной власти. При этом отдельная задача охраны конституций (уставов) субъектов РФ в целях обеспечения режима конституционной законности никогда федеральным центром не формулировалась, приоритет был отдан построению единого правового пространства, понимаемого как пространство, в котором обеспечено соответствие региональных актов федеральному законодательству <14>. Федеральный центр не рассматривал конституционные (уставные) суды в качестве неотъемлемого элемента системы сдержек и противовесов на региональном уровне, а потому и не настаивал на их существовании. Даже Конституционный Суд РФ, указав в своем Постановлении от 18 января 1996 года N 2-П, что разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах, позже в ряде решений однозначно указал, что субъекты РФ не вправе создавать свою собственную судебную систему, создание конституционных (уставных) судов субъектов РФ необязательно, а решение вопроса об их создании целиком находится в ведении самих субъектов РФ <15>.
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)2. У федеральных органов власти отсутствовал какой-либо интерес в поощрении или принуждении региональных органов власти к созданию собственных конституционных (уставных) судов. Изначально идея их образования не принадлежала федеральному центру, субъекты РФ стали инициативно учреждать подобные суды еще до их включения в состав судебной системы на федеральном уровне, позиционируя себя в качестве самостоятельных государственно-подобных образований. Последовавшее же развитие федеративных отношений, как уже указывалось, снизило самостоятельность субъектов РФ в правовом регулировании, включая построение собственной системы органов государственной власти. При этом отдельная задача охраны конституций (уставов) субъектов РФ в целях обеспечения режима конституционной законности никогда федеральным центром не формулировалась, приоритет был отдан построению единого правового пространства, понимаемого как пространство, в котором обеспечено соответствие региональных актов федеральному законодательству <14>. Федеральный центр не рассматривал конституционные (уставные) суды в качестве неотъемлемого элемента системы сдержек и противовесов на региональном уровне, а потому и не настаивал на их существовании. Даже Конституционный Суд РФ, указав в своем Постановлении от 18 января 1996 года N 2-П, что разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах, позже в ряде решений однозначно указал, что субъекты РФ не вправе создавать свою собственную судебную систему, создание конституционных (уставных) судов субъектов РФ необязательно, а решение вопроса об их создании целиком находится в ведении самих субъектов РФ <15>.
Статья: Проблематика концепции публичной власти в субъектах Российской Федерации
(Романчук И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В 2004 г. В.С. Мокрый отмечал, что опыт работы новых институтов власти, появившихся после принятия Конституции РФ в 1993 г., заложил основы для формирования в России целостной концепции публичной власти, в которой выделяются три равнозначных уровня: федеральная, региональная и муниципальная власть. При этом, по его мнению, государственным суверенитетом обладает только федеральная власть, а региональная и муниципальная власть обладает определенной организационной обособленностью и самостоятельностью, но только в пределах, указанных Федерацией <8>. Тем самым автор акцентирует внимание на одном из самых главных вопросов, с которым сталкиваются все исследователи федерализма, об оптимальном соотношении властных полномочий федерации по отношению к ее субъектам, чтобы, с одной стороны, не допустить возможности выхода их из-под контроля, а с другой стороны, обеспечить им возможность самостоятельного управления своей территорией и решения региональных вопросов. Представляется, что здесь не может быть сформировано какого-то одного единого универсального подхода, так как по своей сути затронутый вопрос находится в постоянной динамике. Какие-либо изменения происходят как следствие постоянной трансформации социальных, экономических и политических условий жизнедеятельности государства и входящих в его состав территорий, когда в определенные этапы исторического развития начинает преобладать тот или иной вектор развития федеративных отношений.
(Романчук И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В 2004 г. В.С. Мокрый отмечал, что опыт работы новых институтов власти, появившихся после принятия Конституции РФ в 1993 г., заложил основы для формирования в России целостной концепции публичной власти, в которой выделяются три равнозначных уровня: федеральная, региональная и муниципальная власть. При этом, по его мнению, государственным суверенитетом обладает только федеральная власть, а региональная и муниципальная власть обладает определенной организационной обособленностью и самостоятельностью, но только в пределах, указанных Федерацией <8>. Тем самым автор акцентирует внимание на одном из самых главных вопросов, с которым сталкиваются все исследователи федерализма, об оптимальном соотношении властных полномочий федерации по отношению к ее субъектам, чтобы, с одной стороны, не допустить возможности выхода их из-под контроля, а с другой стороны, обеспечить им возможность самостоятельного управления своей территорией и решения региональных вопросов. Представляется, что здесь не может быть сформировано какого-то одного единого универсального подхода, так как по своей сути затронутый вопрос находится в постоянной динамике. Какие-либо изменения происходят как следствие постоянной трансформации социальных, экономических и политических условий жизнедеятельности государства и входящих в его состав территорий, когда в определенные этапы исторического развития начинает преобладать тот или иной вектор развития федеративных отношений.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Под приоритетными территориями понимаются территории субъектов Российской Федерации, на которых реализуются государственные программы (комплексные программы), включенные в разд. VII Перечня государственных программ Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р, за исключением государственной программы "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Под приоритетными территориями понимаются территории субъектов Российской Федерации, на которых реализуются государственные программы (комплексные программы), включенные в разд. VII Перечня государственных программ Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р, за исключением государственной программы "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".
Статья: Федерализм в свете отечественной судебной конституционной доктрины
(Батерякова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)В статье рассматриваются правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере федеративных отношений, поскольку огромное значение в создании сегодняшней модели федерализма в России имеет судебная конституционная доктрина, которая на каждом конкретном историческом отрезке развития федеративных отношений, подстраиваясь под правовые, социально-экономические и жизненные реалии, несомненно, способствовала преодолению правовых проблем, возникающих в отношениях центра и регионов. Также выделены принципы, сформулированные Конституционным Судом РФ в области федеративных отношений в России.
(Батерякова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)В статье рассматриваются правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере федеративных отношений, поскольку огромное значение в создании сегодняшней модели федерализма в России имеет судебная конституционная доктрина, которая на каждом конкретном историческом отрезке развития федеративных отношений, подстраиваясь под правовые, социально-экономические и жизненные реалии, несомненно, способствовала преодолению правовых проблем, возникающих в отношениях центра и регионов. Также выделены принципы, сформулированные Конституционным Судом РФ в области федеративных отношений в России.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Например, в отношении объектов обращения с ТКО см. Приложение N 28 к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"; в отношении объектов спортивной инфраструктуры см. Паспорт федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" (утв. Проектным комитетом по федеральным проектам "Развитие физической культуры и массового спорта", "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)", "Развитие спорта высших достижений", протокол от 23.12.2021 N 1); в отношении автомобильных дорог и общественного транспорта см. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"; в отношении школ см. Приложение N 27 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в отношении университетских кампусов см. Постановление Правительства РФ от 28.07.2021 N 1268 "О реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Например, в отношении объектов обращения с ТКО см. Приложение N 28 к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"; в отношении объектов спортивной инфраструктуры см. Паспорт федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" (утв. Проектным комитетом по федеральным проектам "Развитие физической культуры и массового спорта", "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)", "Развитие спорта высших достижений", протокол от 23.12.2021 N 1); в отношении автомобильных дорог и общественного транспорта см. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"; в отношении школ см. Приложение N 27 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в отношении университетских кампусов см. Постановление Правительства РФ от 28.07.2021 N 1268 "О реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты".
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Дотации направляются в бюджет субъектов РФ и для распределения в рамках реализации государственной программы РФ "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" <6>. Приоритетами государственной политики в сфере управления государственными финансами названы в том числе поощрение муниципальных образований за лучшие муниципальные практики и решение вопросов местного значения. Такое поощрение направлено на распространение образцов наилучшей практики и стимулирование муниципальных образований к улучшению управленческой и финансовой деятельности <7>.
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Дотации направляются в бюджет субъектов РФ и для распределения в рамках реализации государственной программы РФ "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" <6>. Приоритетами государственной политики в сфере управления государственными финансами названы в том числе поощрение муниципальных образований за лучшие муниципальные практики и решение вопросов местного значения. Такое поощрение направлено на распространение образцов наилучшей практики и стимулирование муниципальных образований к улучшению управленческой и финансовой деятельности <7>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Бандорин Л.Е., Башарин А.В. Комплексное развитие территории как механизм распределения затрат на создание объектов инфраструктуры между органами публичной власти и частными лицами // Экологическое право. 2023. N 5. С. 16 - 23; Гаврилюк М.Н. Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2024. N 6. С. 61 - 72; Дружинин Е. Застройщику навязывают создание социальной инфраструктуры. Когда этого можно избежать // Юрист компании. 2013. N 9. С. 48 - 54.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Бандорин Л.Е., Башарин А.В. Комплексное развитие территории как механизм распределения затрат на создание объектов инфраструктуры между органами публичной власти и частными лицами // Экологическое право. 2023. N 5. С. 16 - 23; Гаврилюк М.Н. Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2024. N 6. С. 61 - 72; Дружинин Е. Застройщику навязывают создание социальной инфраструктуры. Когда этого можно избежать // Юрист компании. 2013. N 9. С. 48 - 54.
Статья: Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)1. Политическая обстановка. Комитет конституционного надзора Республики Татарстан создавался в условиях демократизации государства и общественного правосознания, нарастающего развития федеративных отношений, укрепления принципа разделения власти, тогда как условия современности - это ужесточающийся авторитаризм, ускоряющиеся тенденции централизма и унификации и подавление исполнительной властью всех остальных ветвей.
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)1. Политическая обстановка. Комитет конституционного надзора Республики Татарстан создавался в условиях демократизации государства и общественного правосознания, нарастающего развития федеративных отношений, укрепления принципа разделения власти, тогда как условия современности - это ужесточающийся авторитаризм, ускоряющиеся тенденции централизма и унификации и подавление исполнительной властью всех остальных ветвей.