Разрыв в цепочке ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрыв в цепочке ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, согласно представленным документам продукты, реализованные в адрес налогоплательщика, приобретены контрагентом у "технических" компаний, реально не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность. Технические компании не являются производителями сырья и у контрагентов последующего звена сырье не закупали либо закупали в объеме значительно меньшем, чем значится в качестве реализованного в адрес контрагента, в связи с чем происходит разрыв в "цепочке" НДС и источник для применения налоговых вычетов для налогоплательщика не формируется.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, согласно представленным документам продукты, реализованные в адрес налогоплательщика, приобретены контрагентом у "технических" компаний, реально не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность. Технические компании не являются производителями сырья и у контрагентов последующего звена сырье не закупали либо закупали в объеме значительно меньшем, чем значится в качестве реализованного в адрес контрагента, в связи с чем происходит разрыв в "цепочке" НДС и источник для применения налоговых вычетов для налогоплательщика не формируется.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, соглашаясь с позицией ИФНС, лица, числящиеся в ЕГРЮЛ в качестве руководителей спорных контрагентов, отказались от участия в хозяйственной деятельности организаций. У контрагентов отсутствуют условия для осуществления реальной хозяйственной деятельности. При исчислении НДС установлены "разрывы", в том числе по цепочке контрагентов спорных организаций.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, соглашаясь с позицией ИФНС, лица, числящиеся в ЕГРЮЛ в качестве руководителей спорных контрагентов, отказались от участия в хозяйственной деятельности организаций. У контрагентов отсутствуют условия для осуществления реальной хозяйственной деятельности. При исчислении НДС установлены "разрывы", в том числе по цепочке контрагентов спорных организаций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О несочетании сочетаемого (как заверения об обстоятельствах и возмещение имущественных потерь работают в современной юридической практике)
(Попов Д.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)3.4. Отдельная категория дел: разрыв в цепочке НДС. Типичный пример. Покупатель приобретает у продавца некий товар, который уже прошел через несколько продаж, т.е. сформировалась цепочка последовательных продавцов. Вполне возможно, какой-то продавец в цепочке не уплатил НДС. В таком случае требование налоговых органов пойдет по этой самой цепочке, дойдет до покупателя, и с него взыщут НДС, не уплаченный, например, мелким оптовиком в цепочке поставки.
(Попов Д.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)3.4. Отдельная категория дел: разрыв в цепочке НДС. Типичный пример. Покупатель приобретает у продавца некий товар, который уже прошел через несколько продаж, т.е. сформировалась цепочка последовательных продавцов. Вполне возможно, какой-то продавец в цепочке не уплатил НДС. В таком случае требование налоговых органов пойдет по этой самой цепочке, дойдет до покупателя, и с него взыщут НДС, не уплаченный, например, мелким оптовиком в цепочке поставки.
Статья: Налоговая оговорка, гражданское право и налоговый суверенитет
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)С учетом отмеченного, существующий сегодня в практике налоговых органов экономический анализ движения НДС в виде учета "разрыва цепочки", "несформированности налоговой базы" не имеет никакого отношения к юридической конструкции этого налога. И является нарушением его компетенции как уполномоченного государством органа. Более того, практика ФНС России, выражающаяся в стимулировании налогоплательщиков к заключению договора с включением налоговой оговорки, основывающейся на учете разрыва экономической цепочки движения НДС, является, по существу, вмешательством в сферу усмотрения законодателя и нарушением суверенной воли государства.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)С учетом отмеченного, существующий сегодня в практике налоговых органов экономический анализ движения НДС в виде учета "разрыва цепочки", "несформированности налоговой базы" не имеет никакого отношения к юридической конструкции этого налога. И является нарушением его компетенции как уполномоченного государством органа. Более того, практика ФНС России, выражающаяся в стимулировании налогоплательщиков к заключению договора с включением налоговой оговорки, основывающейся на учете разрыва экономической цепочки движения НДС, является, по существу, вмешательством в сферу усмотрения законодателя и нарушением суверенной воли государства.
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- налоговый орган провел с истцом рабочее совещание, после которого налоговый орган предоставил истцу возможность подготовить пояснения и документы в целях подтверждения обоснованности налоговых вычетов, а именно уплаты НДС контрагентами, оказывавшими истцу услуги, и отсутствия налоговых разрывов по НДС по цепочке исполнителей;
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- налоговый орган провел с истцом рабочее совещание, после которого налоговый орган предоставил истцу возможность подготовить пояснения и документы в целях подтверждения обоснованности налоговых вычетов, а именно уплаты НДС контрагентами, оказывавшими истцу услуги, и отсутствия налоговых разрывов по НДС по цепочке исполнителей;
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)По другому налоговому спору инспекторы установили разрывы в цепочке в системе АСК НДС-2. Между тем суд отметил, что проверяющие безосновательно возложили на компанию ответственность за действия контрагентов (Постановление АС Поволжского округа от 17.07.2023 N Ф06-5285/2023 по делу N А55-30421/2022).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)По другому налоговому спору инспекторы установили разрывы в цепочке в системе АСК НДС-2. Между тем суд отметил, что проверяющие безосновательно возложили на компанию ответственность за действия контрагентов (Постановление АС Поволжского округа от 17.07.2023 N Ф06-5285/2023 по делу N А55-30421/2022).
Статья: Превращение налогообложения в рэкет как результат нигилистического отношения к нормативному пониманию права
(Поляков С.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)2) допустимость для налоговых органов и судов обоснования нарушения ст. 54.1 НК РФ обстоятельствами, не предусмотренными данной статьей, вводимыми произвольно и без ограничений: "техническими организациями", "налоговыми разрывами по уплате НДС по цепочке контрагентов", дроблением бизнеса, миграцией организаций в короткий промежуток времени и др.;
(Поляков С.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)2) допустимость для налоговых органов и судов обоснования нарушения ст. 54.1 НК РФ обстоятельствами, не предусмотренными данной статьей, вводимыми произвольно и без ограничений: "техническими организациями", "налоговыми разрывами по уплате НДС по цепочке контрагентов", дроблением бизнеса, миграцией организаций в короткий промежуток времени и др.;
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Формально служащие налоговых органов не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и должны использоваться только для внутреннего применения. Однако фактически, как указывают ряд специалистов, здесь происходят те же процессы, что и в других сферах с высокой степенью цифровизации: хотя формально принятие управленческих решений остается за человеком, реально в большинстве случаев последний лишь подтверждает выводы, сделанные в автоматическом режиме. Налоговые органы "в рамках индивидуальных актов применения права подменяют контрольные мероприятия аналитическими, под которыми понимаются нелегализованные должным образом методы и формы налогового контроля, позволяющие без надлежащих и формализованных в законе процедур и форм применять меры государственного принуждения, не обеспечивая субъектам, к которым они применяются, никаких правовых гарантий. Аналитические мероприятия проводятся налоговой администрацией на основе связанной с исполнением налоговых обязательств информации, полученной... из нелегализованных надлежащим образом автоматизированных информационных систем и по нелегализованным должным образом запросам у налогоплательщиков, налоговых агентов и кредитных организаций, в форме нелегальных по своей сути комиссий по легализации налоговой базы и базы страховых взносов" <1>. Обратим внимание, что и в данном случае, так же как в примере с "Социальным мониторингом", у уполномоченного должностного лица фактически не имеется возможности не согласиться с выводом, сделанным ИС Федеральной налоговой службы, поскольку функционирование систем на основе технологии больших данных представляет собой своего рода "черный ящик": известны в первом приближении данные на входе и имеются определенные выводы на выходе, но на основании чего они были сделаны, чаще всего неизвестно (система ищет корреляции вместо причинности) <2>.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Формально служащие налоговых органов не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и должны использоваться только для внутреннего применения. Однако фактически, как указывают ряд специалистов, здесь происходят те же процессы, что и в других сферах с высокой степенью цифровизации: хотя формально принятие управленческих решений остается за человеком, реально в большинстве случаев последний лишь подтверждает выводы, сделанные в автоматическом режиме. Налоговые органы "в рамках индивидуальных актов применения права подменяют контрольные мероприятия аналитическими, под которыми понимаются нелегализованные должным образом методы и формы налогового контроля, позволяющие без надлежащих и формализованных в законе процедур и форм применять меры государственного принуждения, не обеспечивая субъектам, к которым они применяются, никаких правовых гарантий. Аналитические мероприятия проводятся налоговой администрацией на основе связанной с исполнением налоговых обязательств информации, полученной... из нелегализованных надлежащим образом автоматизированных информационных систем и по нелегализованным должным образом запросам у налогоплательщиков, налоговых агентов и кредитных организаций, в форме нелегальных по своей сути комиссий по легализации налоговой базы и базы страховых взносов" <1>. Обратим внимание, что и в данном случае, так же как в примере с "Социальным мониторингом", у уполномоченного должностного лица фактически не имеется возможности не согласиться с выводом, сделанным ИС Федеральной налоговой службы, поскольку функционирование систем на основе технологии больших данных представляет собой своего рода "черный ящик": известны в первом приближении данные на входе и имеются определенные выводы на выходе, но на основании чего они были сделаны, чаще всего неизвестно (система ищет корреляции вместо причинности) <2>.
Статья: Возмещение НДС: анализ оснований для отказа
(Рыбакова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 32)АСК "НДС-2" в зависимости от места в цепочке поставщиков классифицирует разрывы по НДС на прямые и сложные:
(Рыбакова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 32)АСК "НДС-2" в зависимости от места в цепочке поставщиков классифицирует разрывы по НДС на прямые и сложные:
Готовое решение: Как оформлять документы и подавать отчетность при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости
(КонсультантПлюс, 2025)отрицательный остаток, разрыв цепочки. Этот риск возникает у налогоплательщика, если в разд. 9 поданной им декларации по НДС количество прослеживаемого товара меньше, чем у покупателя в разд. 8 декларации по НДС или в отчете об операции с кодом операции 17 или 18;
(КонсультантПлюс, 2025)отрицательный остаток, разрыв цепочки. Этот риск возникает у налогоплательщика, если в разд. 9 поданной им декларации по НДС количество прослеживаемого товара меньше, чем у покупателя в разд. 8 декларации по НДС или в отчете об операции с кодом операции 17 или 18;
Статья: Верховный Суд обобщил практику оценки налоговой выгоды
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Даже если в цепочке исчисления НДС есть "разрыв", это не безусловное основание для отказа в вычете, напомнил ВС РФ. Необходимо оценивать причастность налогоплательщика к действиям контрагента и проявленную им осмотрительность при выборе последнего. При этом степень такой осмотрительности должна оцениваться исходя из условий делового оборота и не может быть одинаково "глубокой" для значимых и рутинных сделок. Такую же позицию экономколлегия высказала еще в 2020 году в деле N А42-7695/2017. Но почему-то на практике налоговые органы до сих пор игнорируют эту позицию, требуя от крупнейших налогоплательщиков проведения детективного расследования при заключении ординарного договора на уборку помещений в офисе одного из десятков их филиалов. Поэтому можно только приветствовать включение этой позиции в Обзор.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Даже если в цепочке исчисления НДС есть "разрыв", это не безусловное основание для отказа в вычете, напомнил ВС РФ. Необходимо оценивать причастность налогоплательщика к действиям контрагента и проявленную им осмотрительность при выборе последнего. При этом степень такой осмотрительности должна оцениваться исходя из условий делового оборота и не может быть одинаково "глубокой" для значимых и рутинных сделок. Такую же позицию экономколлегия высказала еще в 2020 году в деле N А42-7695/2017. Но почему-то на практике налоговые органы до сих пор игнорируют эту позицию, требуя от крупнейших налогоплательщиков проведения детективного расследования при заключении ординарного договора на уборку помещений в офисе одного из десятков их филиалов. Поэтому можно только приветствовать включение этой позиции в Обзор.