Разрешено все что не запрещено
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешено все что не запрещено (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешено все, что не запрещено
(Бычков А.)
("ЭЖ-Юрист", 2012, N 3)РАЗРЕШЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО
(Бычков А.)
("ЭЖ-Юрист", 2012, N 3)РАЗРЕШЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО
Статья: О проникновении гражданско-правового метода регулирования в процессуальные правоотношения на примере судебной неустойки
(Котов И.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 9)Содержание императивно-диспозитивного метода гражданского процессуального права не ограничивает допустимость использования в гражданском судопроизводстве способов и средств, относящихся к частному праву, поскольку, "принимая во внимание и преемственную связь диспозитивности в праве процессуальном и гражданском, даже при том, что юридические конструкции гражданской и гражданской процессуальной диспозитивности как приемы юридической техники имеют под собой оборотную идею: разрешено все, что не запрещено, - запрещено все, что не разрешено" <12>.
(Котов И.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 9)Содержание императивно-диспозитивного метода гражданского процессуального права не ограничивает допустимость использования в гражданском судопроизводстве способов и средств, относящихся к частному праву, поскольку, "принимая во внимание и преемственную связь диспозитивности в праве процессуальном и гражданском, даже при том, что юридические конструкции гражданской и гражданской процессуальной диспозитивности как приемы юридической техники имеют под собой оборотную идею: разрешено все, что не запрещено, - запрещено все, что не разрешено" <12>.
Нормативные акты
"Концепция развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования"
(одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 25.09.2020 N 202/оп-1/2020)В принципе, исходя из правила: "разрешено все, что не запрещено", ответы на указанные вопросы могут быть даны в самом договоре страхования. Однако пока этого не сделано. В процессе подготовки Обзора практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования (Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 28.11.2003 N 75, далее - Обзор), в один из проектов Обзора был включен судебный акт, в котором арбитражные суды признали договор страхования, содержащий условие о его приостановлении в случае неуплаты страхователем очередного страхового взноса, недействительным, сославшись при этом на юридическую неопределенность последствий приостановления действия договора. В ходе обсуждения проекта Обзора такой подход был подвергнут критике, как необоснованный с правовой точки зрения, и в окончательный вариант Обзора этот судебный акт включен не был.
(одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 25.09.2020 N 202/оп-1/2020)В принципе, исходя из правила: "разрешено все, что не запрещено", ответы на указанные вопросы могут быть даны в самом договоре страхования. Однако пока этого не сделано. В процессе подготовки Обзора практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования (Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 28.11.2003 N 75, далее - Обзор), в один из проектов Обзора был включен судебный акт, в котором арбитражные суды признали договор страхования, содержащий условие о его приостановлении в случае неуплаты страхователем очередного страхового взноса, недействительным, сославшись при этом на юридическую неопределенность последствий приостановления действия договора. В ходе обсуждения проекта Обзора такой подход был подвергнут критике, как необоснованный с правовой точки зрения, и в окончательный вариант Обзора этот судебный акт включен не был.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Необходимо отметить, что положения СанПиН, ставшие предметом судебного контроля, не управомочивали водопользователей на сброс сточных вод в некоторые водные объекты, так как содержали в себе только нормативный запрет на такие действия. Нормативное "разрешение" заключалось в том, что поведение за пределами общего запрета на сброс сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам, оставалось для водопользователей свободным в результате действия принципа "все, что не запрещено, разрешено". По существу, налицо было бездействие субъекта правотворчества (Главного государственного санитарного врача Российской Федерации), который был обязан установить более широкий запрет. Апелляционная коллегия ВС РФ, аннулировав проверенные положения в "разрешительной" части, дала обязательное распространительное толкование спорных фрагментов двух СанПиН.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Необходимо отметить, что положения СанПиН, ставшие предметом судебного контроля, не управомочивали водопользователей на сброс сточных вод в некоторые водные объекты, так как содержали в себе только нормативный запрет на такие действия. Нормативное "разрешение" заключалось в том, что поведение за пределами общего запрета на сброс сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам, оставалось для водопользователей свободным в результате действия принципа "все, что не запрещено, разрешено". По существу, налицо было бездействие субъекта правотворчества (Главного государственного санитарного врача Российской Федерации), который был обязан установить более широкий запрет. Апелляционная коллегия ВС РФ, аннулировав проверенные положения в "разрешительной" части, дала обязательное распространительное толкование спорных фрагментов двух СанПиН.
Статья: Ограничение свободы договора судебным регулированием
(Хабичев Р.Х.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Гражданско-правовое регулирование основано на общедозволительном типе: "разрешено все, что не запрещено законом". Указанная специфика вытекает из пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <1>, где обозначены основные начала (принципы) гражданского законодательства, в том числе равенство участников гражданских правоотношений, свобода договора.
(Хабичев Р.Х.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Гражданско-правовое регулирование основано на общедозволительном типе: "разрешено все, что не запрещено законом". Указанная специфика вытекает из пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <1>, где обозначены основные начала (принципы) гражданского законодательства, в том числе равенство участников гражданских правоотношений, свобода договора.
Статья: О правовой природе фонда гарантирования пенсионных резервов
(Паршукова А.П.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Механизму формирования фонда также присущ дуализм. С одной стороны, законом установлен открытый перечень источников фонда в соответствии с принципом "разрешено все, что не запрещено". С другой - базовым источником ФГПР являются обязательные взносы фондов-участников, уплата которых обеспечена возможностью применения меры юридического принуждения в виде пени, а также правом Агентства информировать Банк России о неуплате. В свою очередь Банк России в рамках реализации контрольно-надзорных полномочий вправе инициировать проверку деятельности НПФ, в том числе на предмет соблюдения последним обязанностей, предусмотренных Законом N 555-ФЗ.
(Паршукова А.П.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Механизму формирования фонда также присущ дуализм. С одной стороны, законом установлен открытый перечень источников фонда в соответствии с принципом "разрешено все, что не запрещено". С другой - базовым источником ФГПР являются обязательные взносы фондов-участников, уплата которых обеспечена возможностью применения меры юридического принуждения в виде пени, а также правом Агентства информировать Банк России о неуплате. В свою очередь Банк России в рамках реализации контрольно-надзорных полномочий вправе инициировать проверку деятельности НПФ, в том числе на предмет соблюдения последним обязанностей, предусмотренных Законом N 555-ФЗ.
Статья: Границы состязательности судебного процесса с участием присяжных заседателей
(Долгиева М.М.)
("Российская юстиция", 2023, N 8)Автором принята во внимание также позиция процессуальных оппонентов - стороны защиты, по мнению которых адвокатам "разрешено все, что не запрещено законом". При этом в обоснование вывода о законности доведения до коллегии присяжных заседателей сведений о совершении преступления другим лицом адвокаты ссылаются на то, что права лиц, на виновность которых указывает защита, охраняются и не подвергаются какому-либо стеснению, так как юридически в отношении них не осуществляется уголовное преследование и они не становятся ни подозреваемыми, ни обвиняемыми в результате соответствующего судебного разбирательства <12>. Предлагая такое толкование, адвокатское сообщество ставит права подсудимого в приоритет над интересами иных лиц, по сути сводя процесс судебного разбирательства к победе любой ценой.
(Долгиева М.М.)
("Российская юстиция", 2023, N 8)Автором принята во внимание также позиция процессуальных оппонентов - стороны защиты, по мнению которых адвокатам "разрешено все, что не запрещено законом". При этом в обоснование вывода о законности доведения до коллегии присяжных заседателей сведений о совершении преступления другим лицом адвокаты ссылаются на то, что права лиц, на виновность которых указывает защита, охраняются и не подвергаются какому-либо стеснению, так как юридически в отношении них не осуществляется уголовное преследование и они не становятся ни подозреваемыми, ни обвиняемыми в результате соответствующего судебного разбирательства <12>. Предлагая такое толкование, адвокатское сообщество ставит права подсудимого в приоритет над интересами иных лиц, по сути сводя процесс судебного разбирательства к победе любой ценой.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)В то же время, исходя из действующего в гражданском праве принципа диспозитивности, когда "разрешено все, что прямо не запрещено законом", мы считаем, что возврат участнику денежных средств (иного имущества) на сумму уменьшения уставного капитала вполне возможен именно потому, что Закон об ООО не запрещает этого.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)В то же время, исходя из действующего в гражданском праве принципа диспозитивности, когда "разрешено все, что прямо не запрещено законом", мы считаем, что возврат участнику денежных средств (иного имущества) на сумму уменьшения уставного капитала вполне возможен именно потому, что Закон об ООО не запрещает этого.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Комментируемая статья определяет принципы валютного регулирования и валютного контроля (в наименовании статьи они названы принципами, а в тексте статьи - основными принципами). Закон 1992 г. о валютном регулировании такие принципы не называл. Разработчиками законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, отмечалось, что в целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Россию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен общеправовой принцип "разрешено, все, что не запрещено". Такие правовые ориентиры, также отмечалось в пояснительной записке, необходимы как для органов валютного регулирования и других субъектов нормотворчества, так и для правоприменительных органов, в том числе при рассмотрении дел, связанных с юридическими коллизиями - расхождениями или противоречиями между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими валютные отношения.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Комментируемая статья определяет принципы валютного регулирования и валютного контроля (в наименовании статьи они названы принципами, а в тексте статьи - основными принципами). Закон 1992 г. о валютном регулировании такие принципы не называл. Разработчиками законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, отмечалось, что в целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Россию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен общеправовой принцип "разрешено, все, что не запрещено". Такие правовые ориентиры, также отмечалось в пояснительной записке, необходимы как для органов валютного регулирования и других субъектов нормотворчества, так и для правоприменительных органов, в том числе при рассмотрении дел, связанных с юридическими коллизиями - расхождениями или противоречиями между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими валютные отношения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовое регулирование учитывает характер благ (частные блага или публичные блага), удовлетворение потребности в которых явилось побудительной причиной вступления в отношения, а также характер интересов их участников (частный или публичный). Отнести имущественные блага, перечисленные в ст. 128 ГК РФ, к объектам частных или публичных интересов позволяет содержание деятельности по использованию тех или иных благ. Частные имущественные блага представляют собой блага, которые создаются индивидуальными и корпоративными производителями для удовлетворения потребностей индивидов и их объединений, обращаются на свободном рынке, где господствуют преимущественно индивидуальные интересы. Создание условий для развития общества невозможно без определения его общих потребностей, осуществления рационального управления и использования общих имущественных благ, предоставление которых осуществляется государством в целях обеспечения справедливого их распределения. Общественные (публичные) блага - это блага, управление и контроль за рациональным использованием которых осуществляет государство (публично-правовое образование), они могут быть как восполняемыми, так и невосполняемыми, предназначенными для общего или частного потребления, которое может быть как платным, так и бесплатным в соответствии с политикой государства. Публичные блага также подразделяются на материальные и нематериальные <1>. Поэтому в гражданском праве действует принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом". Акты органов государственной власти и местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, если они предусмотрены законом в качестве таких оснований (ст. 8 ГК РФ). Гражданское судопроизводство непосредственно обеспечивает защиту частных интересов и опосредованно публичных интересов, участвует в механизме индивидуального регулирования гражданских отношений. В публичном праве действуют принцип "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом", а также презумпция того, что акты субъекта публичной власти, принятые в случаях, предусмотренных законом, считаются законными до тех пор, пока они не признаны недействительными, т.е. презумпция законности данных актов.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовое регулирование учитывает характер благ (частные блага или публичные блага), удовлетворение потребности в которых явилось побудительной причиной вступления в отношения, а также характер интересов их участников (частный или публичный). Отнести имущественные блага, перечисленные в ст. 128 ГК РФ, к объектам частных или публичных интересов позволяет содержание деятельности по использованию тех или иных благ. Частные имущественные блага представляют собой блага, которые создаются индивидуальными и корпоративными производителями для удовлетворения потребностей индивидов и их объединений, обращаются на свободном рынке, где господствуют преимущественно индивидуальные интересы. Создание условий для развития общества невозможно без определения его общих потребностей, осуществления рационального управления и использования общих имущественных благ, предоставление которых осуществляется государством в целях обеспечения справедливого их распределения. Общественные (публичные) блага - это блага, управление и контроль за рациональным использованием которых осуществляет государство (публично-правовое образование), они могут быть как восполняемыми, так и невосполняемыми, предназначенными для общего или частного потребления, которое может быть как платным, так и бесплатным в соответствии с политикой государства. Публичные блага также подразделяются на материальные и нематериальные <1>. Поэтому в гражданском праве действует принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом". Акты органов государственной власти и местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, если они предусмотрены законом в качестве таких оснований (ст. 8 ГК РФ). Гражданское судопроизводство непосредственно обеспечивает защиту частных интересов и опосредованно публичных интересов, участвует в механизме индивидуального регулирования гражданских отношений. В публичном праве действуют принцип "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом", а также презумпция того, что акты субъекта публичной власти, принятые в случаях, предусмотренных законом, считаются законными до тех пор, пока они не признаны недействительными, т.е. презумпция законности данных актов.
Статья: Обнуление сроков для налоговой проверки - конституционно-правовое испытание
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Именно действие только на основании закона должно определять полномочия налоговых органов, поскольку в публичных правоотношениях не действует принцип частных правоотношений, где "разрешено все, что не запрещено". Для публичных органов действует другой принцип: "что не разрешено, то запрещено". Публичные органы наделяются компетенцией законом, а не создают ее себе сами.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Именно действие только на основании закона должно определять полномочия налоговых органов, поскольку в публичных правоотношениях не действует принцип частных правоотношений, где "разрешено все, что не запрещено". Для публичных органов действует другой принцип: "что не разрешено, то запрещено". Публичные органы наделяются компетенцией законом, а не создают ее себе сами.
Статья: Депонирование произведений и презумпция авторства
(Близнец И.А., Ахметов Р.Р.)
("Юрист", 2024, N 10)1. Частноправовой (диспозитивный) метод правового регулирования, присущий гражданскому праву, как известно, предполагает регулирование по формуле "разрешено все, что не запрещено" и применяется также для толкования норм права <18>.
(Близнец И.А., Ахметов Р.Р.)
("Юрист", 2024, N 10)1. Частноправовой (диспозитивный) метод правового регулирования, присущий гражданскому праву, как известно, предполагает регулирование по формуле "разрешено все, что не запрещено" и применяется также для толкования норм права <18>.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Единственным органом управления хозяйственного общества, компетенция которого не определяется уставом, является единоличный исполнительный орган. Он принимает любые решения, не отнесенные уставом к компетенции иных органов управления, т.е. его компетенция формируется по принципу остаточной компетенции. В этом случае действует принцип "разрешено все, что не запрещено" (а запрещено то, что относится к компетенции иных органов общества, закрепленных за ними уставом на основании принципа исключительной компетенции).
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Единственным органом управления хозяйственного общества, компетенция которого не определяется уставом, является единоличный исполнительный орган. Он принимает любые решения, не отнесенные уставом к компетенции иных органов управления, т.е. его компетенция формируется по принципу остаточной компетенции. В этом случае действует принцип "разрешено все, что не запрещено" (а запрещено то, что относится к компетенции иных органов общества, закрепленных за ними уставом на основании принципа исключительной компетенции).