Разрешение обращений прокуратура
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение обращений прокуратура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"СТАТЬЯ 10 "РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5.39 "Отказ в предоставлении информации" КоАП РФ"Суд первой инстанции указал, что несогласие заявителя с содержанием ответа не свидетельствует о бездействии либо незаконности вынесенного решения административного ответчика при рассмотрении обращения, органы прокуратуры самостоятельно определяют порядок разрешения обращений и изложения ответа на него, суд не вправе вмешиваться в распорядительные полномочия прокурора, обязать прокурора принять по итогам рассмотрения обращения то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется ему правильным, в частности, о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, либо об отказе в возбуждении дела об административном производстве в отношении специального субъекта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если в обращении недостаточно сведений для его разрешения, орган прокуратуры вернет обращение с предложением восполнить недостающие данные. А если текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на такое обращение не дается и оно не передается для рассмотрения в иные органы, о чем вы будете уведомлены (п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45);
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если в обращении недостаточно сведений для его разрешения, орган прокуратуры вернет обращение с предложением восполнить недостающие данные. А если текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на такое обращение не дается и оно не передается для рассмотрения в иные органы, о чем вы будете уведомлены (п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45);
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Общий порядок реализации конституционного права на обращение в органы государственной власти раскрывается в положениях Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следует учитывать, что нормы этого Закона согласно ч. 4 ст. 1 распространяют свое действие на порядок рассмотрения обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц. При этом ч. 2 ст. 1 указанного Закона предполагает возможность правовой регламентации процедур рассмотрения обращений в отдельных сферах государственного управления посредством норм федеральных конституционных законов и иных федеральных законов. Так, основы работы с жалобами и иными обращениями в органах прокуратуры Российской Федерации установлены ст. 10 Закона о прокуратуре, где определяется, что рассмотрению и разрешению подлежат заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры ранее уже исследовались в научных <1> и прикладных <2> работах. Однако процедура рассмотрения и разрешения обращений в органах прокуратуры с учетом особенностей принципов и содержания некоторых видов государственной деятельности имеет серьезную специфику, что вызывает необходимость ее отдельного рассмотрения. Например, такими заслуживающими внимания особенностями обладает оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД). В частности, особый порядок рассмотрения и разрешения жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обусловлен действием законодательно установленных специальных отраслевых принципов, к которым относятся принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Специфика рассмотрения таких обращений задается также установленным режимом секретности, действующим при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), ведением особого (секретного) делопроизводства при документировании ОРД и другими аналогичными обстоятельствами (ст. 1, 3, 12, 12.1, п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 15, 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Общий порядок реализации конституционного права на обращение в органы государственной власти раскрывается в положениях Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следует учитывать, что нормы этого Закона согласно ч. 4 ст. 1 распространяют свое действие на порядок рассмотрения обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц. При этом ч. 2 ст. 1 указанного Закона предполагает возможность правовой регламентации процедур рассмотрения обращений в отдельных сферах государственного управления посредством норм федеральных конституционных законов и иных федеральных законов. Так, основы работы с жалобами и иными обращениями в органах прокуратуры Российской Федерации установлены ст. 10 Закона о прокуратуре, где определяется, что рассмотрению и разрешению подлежат заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры ранее уже исследовались в научных <1> и прикладных <2> работах. Однако процедура рассмотрения и разрешения обращений в органах прокуратуры с учетом особенностей принципов и содержания некоторых видов государственной деятельности имеет серьезную специфику, что вызывает необходимость ее отдельного рассмотрения. Например, такими заслуживающими внимания особенностями обладает оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД). В частности, особый порядок рассмотрения и разрешения жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обусловлен действием законодательно установленных специальных отраслевых принципов, к которым относятся принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Специфика рассмотрения таких обращений задается также установленным режимом секретности, действующим при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), ведением особого (секретного) делопроизводства при документировании ОРД и другими аналогичными обстоятельствами (ст. 1, 3, 12, 12.1, п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 15, 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
Статья: Компетенция прокуратуры Российской Федерации: правовой и практический аспекты реализации
(Бывальцева С.Г.)
("Законность", 2022, N 12)В подтверждение этой позиции можно привести следующий пример. Прокурор городской прокуратуры обнаружил противоречия в постановлении органа власти субъекта Федерации, в результате применения которого граждане не получили положенное им по закону пособие, и обратился с представлением о принятии мер прокурорского реагирования на нарушение закона к прокурору субъекта, который в дальнейшем принес протест на указанное постановление <3>. Однако в результате прохождения "промежуточной" инстанции решение вопроса затянулось, так как в соответствии с порядком рассмотрения обращений в органах прокуратуры обращение, разрешение которого не входит в компетенцию конкретной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору <4>; также предусмотрен срок в 3 дня на регистрацию обращения в каждой из прокуратур <5>.
(Бывальцева С.Г.)
("Законность", 2022, N 12)В подтверждение этой позиции можно привести следующий пример. Прокурор городской прокуратуры обнаружил противоречия в постановлении органа власти субъекта Федерации, в результате применения которого граждане не получили положенное им по закону пособие, и обратился с представлением о принятии мер прокурорского реагирования на нарушение закона к прокурору субъекта, который в дальнейшем принес протест на указанное постановление <3>. Однако в результате прохождения "промежуточной" инстанции решение вопроса затянулось, так как в соответствии с порядком рассмотрения обращений в органах прокуратуры обращение, разрешение которого не входит в компетенцию конкретной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору <4>; также предусмотрен срок в 3 дня на регистрацию обращения в каждой из прокуратур <5>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность по защите прав предпринимателей в составе межведомственной рабочей группы с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, МВД России, Минэкономразвития России, объединений предпринимателей. В 2021 г. органы прокуратуры пресекли 201 тыс. нарушений законов в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов <1>. Однако природа рассмотрения жалоб в органах прокуратуры отличается как от административного, так и от судебного обжалования. По своему характеру она ближе к рассмотрению обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Прокуроры рассматривают жалобы контролируемых лиц в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами контроля. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <2> в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. В действительности все так и есть - прокурор наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами органов контроля (надзора), с последующей передачей постановления и прилагаемых к нему материалов на рассмотрение судье.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность по защите прав предпринимателей в составе межведомственной рабочей группы с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, МВД России, Минэкономразвития России, объединений предпринимателей. В 2021 г. органы прокуратуры пресекли 201 тыс. нарушений законов в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов <1>. Однако природа рассмотрения жалоб в органах прокуратуры отличается как от административного, так и от судебного обжалования. По своему характеру она ближе к рассмотрению обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Прокуроры рассматривают жалобы контролируемых лиц в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами контроля. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <2> в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. В действительности все так и есть - прокурор наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами органов контроля (надзора), с последующей передачей постановления и прилагаемых к нему материалов на рассмотрение судье.
Статья: Обращения в прокуратуру и гласность прокурорской деятельности: анализ взаимного влияния качественных характеристик
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Понятно, что разрешение любого обращения, поступившего в прокуратуру, требует внимания и, судя по их объему, предопределяет расходование на изучение таких сигналов и просьб о помощи значительных ресурсов (временных и др.). Но ведь для заявителя зачастую важна даже не оценка прокуратурой правового конфликта, а его разрешение непосредственно в пользу обратившегося (или содействие в этом) - в большинстве случаев с надеждой именно на такой исход инициируется соответствующая процедура (даже при заблуждении или недобросовестном осуществлении прав). Впрочем, высокая результативность важна всем участникам соответствующих правоотношений (особенно прокурорам), но для этого требуется внедрение более рациональных подходов, что может обеспечиваться в том числе через повышение культуры реализации права на обращение, прежде всего путем формирования у населения адекватных представлений о характере полномочий прокуроров, пределах их реализации.
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Понятно, что разрешение любого обращения, поступившего в прокуратуру, требует внимания и, судя по их объему, предопределяет расходование на изучение таких сигналов и просьб о помощи значительных ресурсов (временных и др.). Но ведь для заявителя зачастую важна даже не оценка прокуратурой правового конфликта, а его разрешение непосредственно в пользу обратившегося (или содействие в этом) - в большинстве случаев с надеждой именно на такой исход инициируется соответствующая процедура (даже при заблуждении или недобросовестном осуществлении прав). Впрочем, высокая результативность важна всем участникам соответствующих правоотношений (особенно прокурорам), но для этого требуется внедрение более рациональных подходов, что может обеспечиваться в том числе через повышение культуры реализации права на обращение, прежде всего путем формирования у населения адекватных представлений о характере полномочий прокуроров, пределах их реализации.
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)"направлено" - в случае направления обращения для разрешения в другие прокуратуру, ведомство или соответствующую организацию.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)"направлено" - в случае направления обращения для разрешения в другие прокуратуру, ведомство или соответствующую организацию.
Статья: Проблемы и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры
(Яцуценко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Однако существует необходимость получить информацию, которая содержится в обращениях граждан. Главной задачей органов прокуратуры считается проверка исполнения законов иными органами и должностными лицами <9>. В случае выявления нарушения порядка принятия, сроков рассмотрения и разрешения обращений органами прокуратуры устанавливаются способы по устранению данных нарушений. Виновных лиц привлекают к ответственности, в связи с этим восстанавливают права граждан.
(Яцуценко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Однако существует необходимость получить информацию, которая содержится в обращениях граждан. Главной задачей органов прокуратуры считается проверка исполнения законов иными органами и должностными лицами <9>. В случае выявления нарушения порядка принятия, сроков рассмотрения и разрешения обращений органами прокуратуры устанавливаются способы по устранению данных нарушений. Виновных лиц привлекают к ответственности, в связи с этим восстанавливают права граждан.