Разрешение на ввод в эксплуатацию ОПО
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на ввод в эксплуатацию ОПО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.04.2024 N 33-2441/2024 (УИД 86RS0007-01-2023-003613-43)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов.
Обстоятельства: Истец указал, что эксплуатация ответчиком трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает санитарную и пожарную безопасность в лесах и создает угрозу причинения вреда компонентам природной среды.
Решение: Удовлетворено.Доводы ООО "РН-Юганскнефтегаз" о том, что в настоящее время им не может быть получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в силу того, что у него отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации и в отношении спорного объекта государственный строительный надзор не осуществлялся, судебная коллегия отклоняет. Названные обстоятельства не свидетельствуют о законности действий ООО "РН-Юганскнефтегаз", осуществившего строительство объекта, являющегося частью опасного производственного объекта I класса опасности, без государственного строительного надзора, и приступившего к его эксплуатации в отсутствие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов.
Обстоятельства: Истец указал, что эксплуатация ответчиком трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает санитарную и пожарную безопасность в лесах и создает угрозу причинения вреда компонентам природной среды.
Решение: Удовлетворено.Доводы ООО "РН-Юганскнефтегаз" о том, что в настоящее время им не может быть получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в силу того, что у него отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации и в отношении спорного объекта государственный строительный надзор не осуществлялся, судебная коллегия отклоняет. Названные обстоятельства не свидетельствуют о законности действий ООО "РН-Юганскнефтегаз", осуществившего строительство объекта, являющегося частью опасного производственного объекта I класса опасности, без государственного строительного надзора, и приступившего к его эксплуатации в отсутствие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.04.2024 N 33-2658/2024 (УИД 86RS0007-01-2023-004112-98)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности по устранению нарушений требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации трубопровода.
Обстоятельства: Истец указал, что при проведении проверки в отношении ответчика соблюдения законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи установлено, что спорные объекты, относящиеся к опасным производственным объектам, эксплуатируются без разрешения на ввод в эксплуатацию, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы ООО "PH-Юганскнефтегаз" о том, что в настоящее время им не может быть получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в силу того, что у него отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации и в отношении спорного объекта государственный строительный надзор не осуществлялся, судебная коллегия отклоняет. Названные обстоятельства не свидетельствуют о законности действий ООО "PH-Юганскнефтегаз", осуществившего строительство объекта, являющегося частью опасного производственного объекта II класса опасности, без государственного строительного надзора, и приступившего к его эксплуатации в отсутствие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности по устранению нарушений требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации трубопровода.
Обстоятельства: Истец указал, что при проведении проверки в отношении ответчика соблюдения законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи установлено, что спорные объекты, относящиеся к опасным производственным объектам, эксплуатируются без разрешения на ввод в эксплуатацию, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы ООО "PH-Юганскнефтегаз" о том, что в настоящее время им не может быть получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в силу того, что у него отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации и в отношении спорного объекта государственный строительный надзор не осуществлялся, судебная коллегия отклоняет. Названные обстоятельства не свидетельствуют о законности действий ООО "PH-Юганскнефтегаз", осуществившего строительство объекта, являющегося частью опасного производственного объекта II класса опасности, без государственного строительного надзора, и приступившего к его эксплуатации в отсутствие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ввод объектов в эксплуатацию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для котельных, которые не используют оборудование, работающее под избыточным давлением (т.е. не отнесено к категории опасных производственных объектов), действует следующий порядок получения разрешения для ввода в эксплуатацию.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для котельных, которые не используют оборудование, работающее под избыточным давлением (т.е. не отнесено к категории опасных производственных объектов), действует следующий порядок получения разрешения для ввода в эксплуатацию.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Например, в Постановлении АС МО от 02.08.2016 N Ф05-10592/2016 по делу N А40-93112/2015 суд отклонил довод налогового органа о том, что эксплуатация установки и учет амортизационных отчислений в составе налоговых расходов невозможны в связи с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию, заключения о соответствии объекта капитального строительства необходимым требованиям, разрешения Ростехнадзора на применение оборудования (технических устройств) в составе опасного производственного объекта и т.д.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Например, в Постановлении АС МО от 02.08.2016 N Ф05-10592/2016 по делу N А40-93112/2015 суд отклонил довод налогового органа о том, что эксплуатация установки и учет амортизационных отчислений в составе налоговых расходов невозможны в связи с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию, заключения о соответствии объекта капитального строительства необходимым требованиям, разрешения Ростехнадзора на применение оборудования (технических устройств) в составе опасного производственного объекта и т.д.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Юридические лица и ИП, которым принадлежат опасные производственные объекты, указанные в пункте 1 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды (кроме шахт угольной промышленности), в случае, если срок эксплуатации зданий и сооружений, которые являются такими опасными производственными объектами или в которых находятся такие опасные производственные объекты, истекает до 1 января 2027 года, обязаны в срок до 1 сентября 2025 года представить в Росприроднадзор уведомление об изменении срока эксплуатации таких зданий и сооружений в связи с их реконструкцией с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию, реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию или документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Юридические лица и ИП, которым принадлежат опасные производственные объекты, указанные в пункте 1 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды (кроме шахт угольной промышленности), в случае, если срок эксплуатации зданий и сооружений, которые являются такими опасными производственными объектами или в которых находятся такие опасные производственные объекты, истекает до 1 января 2027 года, обязаны в срок до 1 сентября 2025 года представить в Росприроднадзор уведомление об изменении срока эксплуатации таких зданий и сооружений в связи с их реконструкцией с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию, реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию или документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды.
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- юридические лица, ИП, которым принадлежат здания и сооружения, которые являются опасными производственными объектами или в которых находятся опасные производственные объекты (за исключением шахт угольной промышленности), введенные в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года, обязаны представить в Росприроднадзор сведения о сроке эксплуатации таких зданий и сооружений, содержащемся в проектной документации на строительство или реконструкцию таких зданий и сооружений, с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы данной проектной документации (в случае реконструкции объекта - также реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта). В противном случае юридические лица, ИП, которым принадлежат такие здания и сооружения, не позднее 1 сентября 2025 года должны представить в Росприроднадзор документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- юридические лица, ИП, которым принадлежат здания и сооружения, которые являются опасными производственными объектами или в которых находятся опасные производственные объекты (за исключением шахт угольной промышленности), введенные в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года, обязаны представить в Росприроднадзор сведения о сроке эксплуатации таких зданий и сооружений, содержащемся в проектной документации на строительство или реконструкцию таких зданий и сооружений, с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы данной проектной документации (в случае реконструкции объекта - также реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта). В противном случае юридические лица, ИП, которым принадлежат такие здания и сооружения, не позднее 1 сентября 2025 года должны представить в Росприроднадзор документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды;
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если работы, являющиеся объектом закупки, не требуют в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и при этом договор, предусмотренный абзацем вторым графы "Дополнительные требования к участникам закупки", предусматривает выполнение работ, не требующих в соответствии с указанным законодательством выдачи такого разрешения) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если работы, являющиеся объектом закупки, не требуют в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и при этом договор, предусмотренный абзацем вторым графы "Дополнительные требования к участникам закупки", предусматривает выполнение работ, не требующих в соответствии с указанным законодательством выдачи такого разрешения) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Статья: Учет опасных производственных объектов в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 19)Ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Например, если учреждение реконструировало котельную-ОПО, после выполнения работ надо получать разрешение на ввод в эксплуатацию.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 19)Ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Например, если учреждение реконструировало котельную-ОПО, после выполнения работ надо получать разрешение на ввод в эксплуатацию.
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Несмотря на то, что в Федеральном законе N 116-ФЗ имеется ссылка на законодательство о градостроительной деятельности при регулировании обозначенных выше вопросов, между тем в тексте Градостроительного кодекса РФ могут предусматриваться исключения из правил, когда порядок ввода в эксплуатацию отдельных объектов капитального строительства выводится из сферы регулирования градостроительного законодательства (например, когда речь идет об объектах, транспортирующих природный газ до 1,2 мегапаскаля - порядок ввода определяется Техническим регламентом N 870), либо когда порядок ввода в эксплуатацию отдельных объектов капитального строительства помимо норм Градостроительного кодекса РФ регламентируется также иным законодательством (например, когда речь идет о сетях газопотребления, относящихся к ОПО II класса опасности - порядок ввода помимо ГрК РФ определяется также Техническим регламентом N 870). Так, например, системный анализ требований ч. 17 ст. 51, ч. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, п. 4 ст. 8 Федерального закона N 116-ФЗ позволяет приходить к выводам о том, что если речь идет об объектах, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, которые по правилам законодательства о промышленной безопасности отнесены к ОПО III класса опасности, на такие объекты не нужно получать ни разрешения на строительство, ни разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем, порядок ввода в эксплуатацию таких объектов регламентируется иными требованиями. В отношении сетей газораспределения и газопотребления порядок приемки их в эксплуатацию регламентируется п. п. 92 - 99 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Несмотря на то, что в Федеральном законе N 116-ФЗ имеется ссылка на законодательство о градостроительной деятельности при регулировании обозначенных выше вопросов, между тем в тексте Градостроительного кодекса РФ могут предусматриваться исключения из правил, когда порядок ввода в эксплуатацию отдельных объектов капитального строительства выводится из сферы регулирования градостроительного законодательства (например, когда речь идет об объектах, транспортирующих природный газ до 1,2 мегапаскаля - порядок ввода определяется Техническим регламентом N 870), либо когда порядок ввода в эксплуатацию отдельных объектов капитального строительства помимо норм Градостроительного кодекса РФ регламентируется также иным законодательством (например, когда речь идет о сетях газопотребления, относящихся к ОПО II класса опасности - порядок ввода помимо ГрК РФ определяется также Техническим регламентом N 870). Так, например, системный анализ требований ч. 17 ст. 51, ч. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, п. 4 ст. 8 Федерального закона N 116-ФЗ позволяет приходить к выводам о том, что если речь идет об объектах, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, которые по правилам законодательства о промышленной безопасности отнесены к ОПО III класса опасности, на такие объекты не нужно получать ни разрешения на строительство, ни разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем, порядок ввода в эксплуатацию таких объектов регламентируется иными требованиями. В отношении сетей газораспределения и газопотребления порядок приемки их в эксплуатацию регламентируется п. п. 92 - 99 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870.
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 29.05.2020 N Ф04-1781/2020 по делу N А45-24745/2019 приходит к следующим выводам: "Доводы учреждения о том, что в отношении опасного производственного объекта при завершении строительства, реконструкции во всех случаях требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства".
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 29.05.2020 N Ф04-1781/2020 по делу N А45-24745/2019 приходит к следующим выводам: "Доводы учреждения о том, что в отношении опасного производственного объекта при завершении строительства, реконструкции во всех случаях требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства".
Вопрос: Имеет ли право экспертная организация выполнять экспертизу промышленной безопасности на документацию, выполненную для опасного производственного объекта, зарегистрированного в Донецкой Народной Республике? До какой даты ОПО должен быть переоформлен в соответствии с законодательством Российской Федерации?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)при проведении экспертизы зданий и сооружений анализируются в том числе проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения); документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов; акты расследования аварий; заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения); эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений);
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)при проведении экспертизы зданий и сооружений анализируются в том числе проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения); документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов; акты расследования аварий; заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения); эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений);
Вопрос: Является ли эксплуатация построенного своими силами на незастроенной территории опасного производственного объекта склада-навеса из сваренных труб, обшитого профилированным листом, не подключенного к коммуникациям и не предусмотренного проектом, нарушением действующего законодательства?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)Таким образом, если указанный в обращении объект, размещаемый на земельном участке основного объекта, не обладает признаками опасности, идентифицирующими его как ОПО, а является объектом вспомогательного использования и отвечает критериям, установленным Постановлением N 703, то для его строительства не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию в соответствии со статьями 51 и 55 Кодекса.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)Таким образом, если указанный в обращении объект, размещаемый на земельном участке основного объекта, не обладает признаками опасности, идентифицирующими его как ОПО, а является объектом вспомогательного использования и отвечает критериям, установленным Постановлением N 703, то для его строительства не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию в соответствии со статьями 51 и 55 Кодекса.
Статья: Эксплуатация опасных производственных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10 ст. 55 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10 ст. 55 ГрК РФ).