Разрешение на строительство волс
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство волс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2025 N 11АП-8493/2025 по делу N А65-3892/2025
Требование: О признании незаконном отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.При этом, даже если бы испрашиваемая территория находилась в зоне особого использования земель (охранная зона) волоконно-оптической линии связи, сам по себе настоящий факт не является препятствием для выдачи разрешения для размещения проездов, в том числе вдоль трассовых и подьездных дорог, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Требование: О признании незаконном отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.При этом, даже если бы испрашиваемая территория находилась в зоне особого использования земель (охранная зона) волоконно-оптической линии связи, сам по себе настоящий факт не является препятствием для выдачи разрешения для размещения проездов, в том числе вдоль трассовых и подьездных дорог, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 51 "Разрешение на строительство" Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Суд удовлетворил требования общества о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ в государственной регистрации права собственности на сооружение - волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС). При этом суд отклонил довод Управления о том, что спорное сооружение не является временным или вспомогательным, а значит, не относится к объектам, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию. Как указал суд, в силу п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности могут устанавливаться иные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. В силу п. 1.1 ст. 41 закона Калининградской области от 16.02.2009 N 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области" к таким объектам относятся, в частности, сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров. Спорная ВОЛС является подземной и проходит через несколько кадастровых кварталов на глубине от 0,5 м до 1,2 м. Таким образом, получение разрешения на строительство спорной ВОЛС не требовалось.
(Р.Б. Касенов)Суд удовлетворил требования общества о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ в государственной регистрации права собственности на сооружение - волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС). При этом суд отклонил довод Управления о том, что спорное сооружение не является временным или вспомогательным, а значит, не относится к объектам, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию. Как указал суд, в силу п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности могут устанавливаться иные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. В силу п. 1.1 ст. 41 закона Калининградской области от 16.02.2009 N 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области" к таким объектам относятся, в частности, сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров. Спорная ВОЛС является подземной и проходит через несколько кадастровых кварталов на глубине от 0,5 м до 1,2 м. Таким образом, получение разрешения на строительство спорной ВОЛС не требовалось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)<1> См. также, например: Снегирев А.Г. Когда волоконно-оптическая линия связи - объект недвижимости? // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. N 4. С. 41 - 47.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)<1> См. также, например: Снегирев А.Г. Когда волоконно-оптическая линия связи - объект недвижимости? // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. N 4. С. 41 - 47.
Статья: Какими позициями судов будут руководствоваться налоговики по вопросам налогообложения имущества
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 29)Суд отметил, что при сооружении ВОЛС компания не получала в установленном порядке разрешения на строительство. Она представила заключение кадастрового инженера о невозможности отнесения ВОЛС к недвижимости. Все объекты ВОЛС состоят из волоконно-оптического кабеля и оптических муфт, размещенных на линиях электропередач. Они не имеют в своем составе объектов недвижимости, а именно кабельной канализации, наземных и подземных сооружений. В случае необходимости демонтажа волоконно-оптические линии связи демонтируются и могут быть использованы для решения аналогичных задач в другом месте. Опоры линий электропередач не могут являться частью размещаемых на них объектов ВОЛС, и само по себе размещение на них волоконно-оптического кабеля не создает нового объекта недвижимости.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 29)Суд отметил, что при сооружении ВОЛС компания не получала в установленном порядке разрешения на строительство. Она представила заключение кадастрового инженера о невозможности отнесения ВОЛС к недвижимости. Все объекты ВОЛС состоят из волоконно-оптического кабеля и оптических муфт, размещенных на линиях электропередач. Они не имеют в своем составе объектов недвижимости, а именно кабельной канализации, наземных и подземных сооружений. В случае необходимости демонтажа волоконно-оптические линии связи демонтируются и могут быть использованы для решения аналогичных задач в другом месте. Опоры линий электропередач не могут являться частью размещаемых на них объектов ВОЛС, и само по себе размещение на них волоконно-оптического кабеля не создает нового объекта недвижимости.
Нормативные акты
Предписание Воронежского УФАС России от 22.08.2013 по делу N 261-15к
<Об устранении нарушения законодательства Российской Федерации>1. Администрации городского округа город Нововоронеж устранить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем выдачи разрешения на проведение необходимых согласований с последующей выдачей разрешений для строительства трасс волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) на территории городского округа город Нововоронеж.
<Об устранении нарушения законодательства Российской Федерации>1. Администрации городского округа город Нововоронеж устранить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем выдачи разрешения на проведение необходимых согласований с последующей выдачей разрешений для строительства трасс волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) на территории городского округа город Нововоронеж.
Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2023 N 426-р
"О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке"б) осуществляет надлежащее финансирование за счет средств государственного бюджета Киргизской Республики проектирования и строительства до границ земельных участков, выделенных для строительства объектов, сетей инженерно-технического обеспечения (сетей электро- и водоснабжения, водоотведения, отопления, подъездных путей, волоконно-оптических линий связи) с целью подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
"О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке"б) осуществляет надлежащее финансирование за счет средств государственного бюджета Киргизской Республики проектирования и строительства до границ земельных участков, выделенных для строительства объектов, сетей инженерно-технического обеспечения (сетей электро- и водоснабжения, водоотведения, отопления, подъездных путей, волоконно-оптических линий связи) с целью подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
Статья: С мечом Родины-матери и со щитом полномочий федеральной службы
(Каркачев К.А., Аханова О.Е.)
("Культура: управление, экономика, право", 2011, N 2)Другая "головная боль" - строительство линейных объектов (газо- и нефтепроводы, ЛЭП, ВОЛС, автодороги). Добропорядочные в принципе строители зачастую попадают в сложные ситуации из-за пробелов в законодательстве, отдающем выдачу разрешения на строительство на откуп органам местного самоуправления, которые к объектам археологического наследия имеют весьма косвенное отношение. Попытки строителей оправдаться выполнением целевых проектов (газификация села, "интернетизация" школ и т.п.) тщетны, и суды чаще всего принимают во внимание доводы органов охраны памятников. Но бывают и исключения.
(Каркачев К.А., Аханова О.Е.)
("Культура: управление, экономика, право", 2011, N 2)Другая "головная боль" - строительство линейных объектов (газо- и нефтепроводы, ЛЭП, ВОЛС, автодороги). Добропорядочные в принципе строители зачастую попадают в сложные ситуации из-за пробелов в законодательстве, отдающем выдачу разрешения на строительство на откуп органам местного самоуправления, которые к объектам археологического наследия имеют весьма косвенное отношение. Попытки строителей оправдаться выполнением целевых проектов (газификация села, "интернетизация" школ и т.п.) тщетны, и суды чаще всего принимают во внимание доводы органов охраны памятников. Но бывают и исключения.
Статья: Актуальные проблемы приобретения права собственности на новые линейные объекты
(Юрченко Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2015, N 11)Судом отказ был признан правомерным. Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о связи сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (п. 1 ст. 55 ГрадК РФ). Разрешение на строительство, в случае если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 51 ГрадК РФ). Спорное сооружение - подземная волоконно-оптическая линия связи - инвентаризировано как объект недвижимости. Основанием для отказа в государственной регистрации явилось отсутствие разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию. В соответствии с частью 3 статьи 55 ГрадК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.
(Юрченко Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2015, N 11)Судом отказ был признан правомерным. Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о связи сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (п. 1 ст. 55 ГрадК РФ). Разрешение на строительство, в случае если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 51 ГрадК РФ). Спорное сооружение - подземная волоконно-оптическая линия связи - инвентаризировано как объект недвижимости. Основанием для отказа в государственной регистрации явилось отсутствие разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию. В соответствии с частью 3 статьи 55 ГрадК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.
Статья: Когда волоконно-оптическая линия связи - объект недвижимости?
(Снегирев А.Г.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 4)В данной ситуации на земельных участках истца проложен именно волоконно-оптический кабель. Доказательства размещения иных объектов, помимо линии волоконно-оптической связи, в совокупности составляющих линейно-кабельное сооружение связи, право на которое подлежало бы государственной регистрации, отсутствуют. Поэтому спорный участок ВОЛС, расположенный на участках арендодателя, с точки зрения гражданского оборота не может рассматриваться как самостоятельная вещь и объект капитального строительства, для прокладки которого должно быть получено разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом.
(Снегирев А.Г.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 4)В данной ситуации на земельных участках истца проложен именно волоконно-оптический кабель. Доказательства размещения иных объектов, помимо линии волоконно-оптической связи, в совокупности составляющих линейно-кабельное сооружение связи, право на которое подлежало бы государственной регистрации, отсутствуют. Поэтому спорный участок ВОЛС, расположенный на участках арендодателя, с точки зрения гражданского оборота не может рассматриваться как самостоятельная вещь и объект капитального строительства, для прокладки которого должно быть получено разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом.
Вопрос: ...Как уплачивается налог на имущество организаций в отношении волоконно-оптических линий связи? Когда включать в расчет налоговой базы их остаточную стоимость? Правомерно ли применение льготы по налогу на имущество в отношении объекта ОС "Кабельные переходы"?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2016)2) кабельный переход входит в состав волоконно-оптических линий связи и не учитывается в составе отдельных инвентарных объектов основных средств. При этом волоконно-оптическая линия связи подлежит постановке на регистрационный учет как единый недвижимый комплекс, который является сложной вещью, в состав которого входят кабельный переход, а также прочие объекты разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями) (получено разрешение на строительство)?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2016)2) кабельный переход входит в состав волоконно-оптических линий связи и не учитывается в составе отдельных инвентарных объектов основных средств. При этом волоконно-оптическая линия связи подлежит постановке на регистрационный учет как единый недвижимый комплекс, который является сложной вещью, в состав которого входят кабельный переход, а также прочие объекты разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями) (получено разрешение на строительство)?
Статья: ВОЛС, ВОЛП и ВОК: в чем разница?
(Васильев Ю.А.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 5)В продолжение рассмотрения приведенного выше подхода можно сказать, что данная линия связи не образует самостоятельного объекта учета, так как ее составляющие уже выделены нами в отдельные объекты ОС (кабель вместе с затратами по монтажу, включая приспособления, и специальное оборудование, объединенное группами в единицы амортизируемого имущества). Поэтому оставшуюся составляющую - линейно-кабельное сооружение - следует учесть как отдельный объект ОС. В пользу данного способа говорит в первую очередь выполнение всех условий п. 4 ПБУ 6/01, установленных для признания имущества амортизируемым в бухучете. Причем нужно помнить, что ЛКС относится к объектам недвижимости. Так что при возведении волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) и прокладке волоконно-оптического кабеля в линейно-кабельных сооружениях обязательно иметь разрешение на строительство (Постановление АС СКО от 02.03.2015 N Ф08-9818/2014).
(Васильев Ю.А.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 5)В продолжение рассмотрения приведенного выше подхода можно сказать, что данная линия связи не образует самостоятельного объекта учета, так как ее составляющие уже выделены нами в отдельные объекты ОС (кабель вместе с затратами по монтажу, включая приспособления, и специальное оборудование, объединенное группами в единицы амортизируемого имущества). Поэтому оставшуюся составляющую - линейно-кабельное сооружение - следует учесть как отдельный объект ОС. В пользу данного способа говорит в первую очередь выполнение всех условий п. 4 ПБУ 6/01, установленных для признания имущества амортизируемым в бухучете. Причем нужно помнить, что ЛКС относится к объектам недвижимости. Так что при возведении волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) и прокладке волоконно-оптического кабеля в линейно-кабельных сооружениях обязательно иметь разрешение на строительство (Постановление АС СКО от 02.03.2015 N Ф08-9818/2014).
Статья: Об оптических линиях, судебных приставах, несанкционированном доступе...
(Панкратова А.В.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 3)Отметим еще один спорный вопрос, который становится предметом жарких судебных баталий. Речь идет о регистрации права собственности на волоконно-оптическую линию как один из видов сооружения связи. Практика показывает, что организации умудряются зарегистрировать такое право, представив все необходимые документы, включая разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию (Определение ВАС РФ от 29.06.2010 N ВАС-8197/10, Определение ВАС РФ от 20.12.2010 N 13341/10). Но в решениях, в которых вопрос регистрации основной, сказано, что волоконно-оптическая линия связи не является линейно-кабельным сооружением, право собственности на нее не может быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном для госрегистрации прав на недвижимое имущество (Постановление ФАС ПО от 03.07.2008 N А57-20234/07). Объясняется это тем, что линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих следующие признаки:
(Панкратова А.В.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 3)Отметим еще один спорный вопрос, который становится предметом жарких судебных баталий. Речь идет о регистрации права собственности на волоконно-оптическую линию как один из видов сооружения связи. Практика показывает, что организации умудряются зарегистрировать такое право, представив все необходимые документы, включая разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию (Определение ВАС РФ от 29.06.2010 N ВАС-8197/10, Определение ВАС РФ от 20.12.2010 N 13341/10). Но в решениях, в которых вопрос регистрации основной, сказано, что волоконно-оптическая линия связи не является линейно-кабельным сооружением, право собственности на нее не может быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном для госрегистрации прав на недвижимое имущество (Постановление ФАС ПО от 03.07.2008 N А57-20234/07). Объясняется это тем, что линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих следующие признаки: