Разрешение на строительство в зоне подтопления
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство в зоне подтопления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 N 15АП-20618/2023 по делу N А32-29209/2022
Требование: Об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство объектов.
Решение: Требование удовлетворено в части.Как следует из материалов дела, в обоснование своей позиции Общество указывает, что сведения по инженерной защите территории представлены в разделе 2 ПЗУ и в подразделе 5.3 "Система водоотведения" и в разделе 2 "Схема планировочной организации земельного участка". Проектная документация выполнена в полном соответствии с "СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85" утвержденных приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 964/пр, и СП 116.13330.2012. Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003, утвержденных приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 274 (в актуальной редакции). Факт соответствия проектной документации названным нормам подтверждается результатами экспертизы проектной документации по объекту. Само по себе нахождение участка строительства в зоне подтопления не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, при наличии указания на предусмотренные меры защиты.
Требование: Об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство объектов.
Решение: Требование удовлетворено в части.Как следует из материалов дела, в обоснование своей позиции Общество указывает, что сведения по инженерной защите территории представлены в разделе 2 ПЗУ и в подразделе 5.3 "Система водоотведения" и в разделе 2 "Схема планировочной организации земельного участка". Проектная документация выполнена в полном соответствии с "СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85" утвержденных приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 964/пр, и СП 116.13330.2012. Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003, утвержденных приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 274 (в актуальной редакции). Факт соответствия проектной документации названным нормам подтверждается результатами экспертизы проектной документации по объекту. Само по себе нахождение участка строительства в зоне подтопления не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, при наличии указания на предусмотренные меры защиты.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2025 N 20АП-1804/2025 по делу N А54-5750/2018
Требование: Об отмене определения об отказе в признании не завершенного строительством объекта самовольной постройкой и обязании осуществить снос объекта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что незавершенный строительством объект - многоквартирный жилой дом является самовольной постройкой на том основании, что земельный участок с кадастровым номером 62:15:0050113:18, ранее предоставленный для строительства многоквартирного жилого дома являлся землями сельскохозяйственного назначения, строительство начато в отсутствие разрешения на строительство, выданное разрешение на строительство от 11.01.2017 N RU62315307-25-2017 не свидетельствует о соответствии объекта строительным нормам и правилам, объект представляет угрозу жизни и здоровью граждан, отсутствует публикация проектной декларации, объект находится в зоне подтопления.
Требование: Об отмене определения об отказе в признании не завершенного строительством объекта самовольной постройкой и обязании осуществить снос объекта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что незавершенный строительством объект - многоквартирный жилой дом является самовольной постройкой на том основании, что земельный участок с кадастровым номером 62:15:0050113:18, ранее предоставленный для строительства многоквартирного жилого дома являлся землями сельскохозяйственного назначения, строительство начато в отсутствие разрешения на строительство, выданное разрешение на строительство от 11.01.2017 N RU62315307-25-2017 не свидетельствует о соответствии объекта строительным нормам и правилам, объект представляет угрозу жизни и здоровью граждан, отсутствует публикация проектной декларации, объект находится в зоне подтопления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В-четвертых, до недавнего времени органы публичной власти почти "не замечали" существование рассматриваемых зон, они редко фиксировались в градостроительной документации; в последние же годы правообладатели земельных участков все чаще обнаруживают в Едином государственном реестре недвижимости, иных официальных источниках информацию о границах зон затопления и подтопления, а также о соответствующих ограничениях. В связи с этим у граждан и организаций возникают трудности в процессе оформления прав на земельные участки, при получении разрешений на строительство (реконструкцию) или ввод в эксплуатацию жилых домов и иных объектов капитального строительства. Более того, в судебной практике все чаще наблюдаются попытки признания объектов, возведенных в зонах затопления и подтопления, самовольными постройками <9>.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В-четвертых, до недавнего времени органы публичной власти почти "не замечали" существование рассматриваемых зон, они редко фиксировались в градостроительной документации; в последние же годы правообладатели земельных участков все чаще обнаруживают в Едином государственном реестре недвижимости, иных официальных источниках информацию о границах зон затопления и подтопления, а также о соответствующих ограничениях. В связи с этим у граждан и организаций возникают трудности в процессе оформления прав на земельные участки, при получении разрешений на строительство (реконструкцию) или ввод в эксплуатацию жилых домов и иных объектов капитального строительства. Более того, в судебной практике все чаще наблюдаются попытки признания объектов, возведенных в зонах затопления и подтопления, самовольными постройками <9>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. На практике даже до реформирования законодательства о ЗОУИТ это означало, что при отсутствии сведений в ЕГРН и указанных документах данная зона не может считаться установленной, а значит, государственные и муниципальные органы не вправе ссылаться на имеющиеся в ее границах ограничения, например, отказывая в выдаче разрешения на строительство. Такой подход нашел отражение и в судебной практике <1>. Налицо явное различие с СЗЗ, отсутствие сведений в ЕГРН о которой, как было изложено ранее, не является для судов препятствием к признанию ее существования.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. На практике даже до реформирования законодательства о ЗОУИТ это означало, что при отсутствии сведений в ЕГРН и указанных документах данная зона не может считаться установленной, а значит, государственные и муниципальные органы не вправе ссылаться на имеющиеся в ее границах ограничения, например, отказывая в выдаче разрешения на строительство. Такой подход нашел отражение и в судебной практике <1>. Налицо явное различие с СЗЗ, отсутствие сведений в ЕГРН о которой, как было изложено ранее, не является для судов препятствием к признанию ее существования.
Нормативные акты
<Письмо> МЧС России от 14.03.2024 N М-ВЯ-23
"О направлении Рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями гидротехнических сооружений")1.1. Методические рекомендации по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями гидротехнических сооружений, (далее - рекомендации) разработаны в целях реализации положений федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", постановлений Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления" (далее - постановление N 360), от 3 октября 2020 г. N 1596 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", от 5 октября 2020 г. N 1606 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался" (далее - Положение об эксплуатации бесхозяйного ГТС), от 5 октября 2020 г. N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений", от 20 ноября 2020 г. N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Положение о декларировании ГТС), от 20 ноября 2020 г. N 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", приказа МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", приказов Ростехнадзора от 4 декабря 2020 г. N 497 "Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (далее - приказ Ростехнадзора N 497), от 7 декабря 2020 г. N 499 "Об утверждении формы представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", от 9 декабря 2020 г. N 509 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)", от 10 декабря 2020 г. N 516 "Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (далее - приказ Ростехнадзора N 516), а также приказов Минтранса России от 27 ноября 2020 г. N 524 "Об утверждении формы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений", от 20 октября 2021 г. N 350 "Об утверждении формы акта регулярного обследования судоходного гидротехнического сооружения" (далее - приказ Минтранса России N 350) и от 25 апреля 2022 г. N 153 "Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходного гидротехнического сооружения" (далее - приказ Минтранса России N 153).
"О направлении Рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями гидротехнических сооружений")1.1. Методические рекомендации по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями гидротехнических сооружений, (далее - рекомендации) разработаны в целях реализации положений федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", постановлений Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления" (далее - постановление N 360), от 3 октября 2020 г. N 1596 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", от 5 октября 2020 г. N 1606 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался" (далее - Положение об эксплуатации бесхозяйного ГТС), от 5 октября 2020 г. N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений", от 20 ноября 2020 г. N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Положение о декларировании ГТС), от 20 ноября 2020 г. N 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", приказа МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", приказов Ростехнадзора от 4 декабря 2020 г. N 497 "Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (далее - приказ Ростехнадзора N 497), от 7 декабря 2020 г. N 499 "Об утверждении формы представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", от 9 декабря 2020 г. N 509 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)", от 10 декабря 2020 г. N 516 "Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (далее - приказ Ростехнадзора N 516), а также приказов Минтранса России от 27 ноября 2020 г. N 524 "Об утверждении формы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений", от 20 октября 2021 г. N 350 "Об утверждении формы акта регулярного обследования судоходного гидротехнического сооружения" (далее - приказ Минтранса России N 350) и от 25 апреля 2022 г. N 153 "Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходного гидротехнического сооружения" (далее - приказ Минтранса России N 153).
Приказ Росприроднадзора от 19.02.2024 N 65
"Об утверждении Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования"4.41.5. заявления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об определении границ зон затопления, подтопления;
"Об утверждении Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования"4.41.5. заявления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об определении границ зон затопления, подтопления;
Вопрос: Какие требования установлены для строительства в зоне подтопления?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ установлено, что выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") не требуется. В соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ застройщик в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ, и прикладывает документы, указанные в ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ. При этом информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень сведений и документов, указанных в ст. 51.1 ГрК РФ. На основании указанных положений ГрК РФ суды признают неправомерным решение уполномоченных органов о недопустимости размещения объекта ИЖС в связи с нахождением земельного участка в зоне подтопления и указывают, что предотвращение негативного воздействия вод на объекты строительства возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов в процессе возведения жилого дома.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ установлено, что выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") не требуется. В соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ застройщик в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ, и прикладывает документы, указанные в ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ. При этом информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень сведений и документов, указанных в ст. 51.1 ГрК РФ. На основании указанных положений ГрК РФ суды признают неправомерным решение уполномоченных органов о недопустимости размещения объекта ИЖС в связи с нахождением земельного участка в зоне подтопления и указывают, что предотвращение негативного воздействия вод на объекты строительства возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов в процессе возведения жилого дома.
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета и государственной собственности в 2020 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года на охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Дальневосточного федерального округа" (с Контрольно-счетной палатой Приморского края и Контрольно-счетной палатой Хабаровского края)
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)8.1.1.3. Анализ планирования мероприятий на территориях ДФО, расположенных в границах ЗЗП, показал, что органами местного самоуправления выдавались разрешения на строительство объектов капитального строительства в ЗЗП, не обеспеченных сооружениями инженерной защиты <24>.
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)8.1.1.3. Анализ планирования мероприятий на территориях ДФО, расположенных в границах ЗЗП, показал, что органами местного самоуправления выдавались разрешения на строительство объектов капитального строительства в ЗЗП, не обеспеченных сооружениями инженерной защиты <24>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Нарушение требований, установленных комментируемой статьей, влечет применение мер юридической ответственности. В частности, ст. 8.44 КоАП РФ предусмотрены административные штрафы для физических и юридических лиц, нарушивших режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Нарушение требований, установленных комментируемой статьей, влечет применение мер юридической ответственности. В частности, ст. 8.44 КоАП РФ предусмотрены административные штрафы для физических и юридических лиц, нарушивших режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон.