Разрешение на строительство трубопровода
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство трубопровода (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 39.33 "Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" ЗК РФ"Из анализа норм статей 39.33 - 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 следует, что нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов."
Важнейшая практика по ст. 222 ГК РФРеконструкцию МКД признают самовольной, если нет решения ОСС (согласия всех собственников помещений, машино-мест в МКД), из-за реконструкции уменьшится размер общего имущества МКД и (или) нет разрешения на строительство >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Они, во-первых, прямо отмечены как таковые с указанием конкретных характеристик. Среди таковых следует назвать: линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Они, во-первых, прямо отмечены как таковые с указанием конкретных характеристик. Среди таковых следует назвать: линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)Отказ в выдаче разрешения на строительство обусловлен расположением земельного участка в границах минимальных расстояний до трубопровода (нефтепродуктопровода), что не допускает строительство без согласования с собственником трубопровода, однако такое согласование не представлено. При этом уполномоченный орган руководствовался положениями СНиП 2.05.06-85*, полагая, что минимально допустимое расстояние от оси спорного газопровода до жилой застройки, расположенной в пределах города и поселения городского типа, составляет не менее 3000 м.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)Отказ в выдаче разрешения на строительство обусловлен расположением земельного участка в границах минимальных расстояний до трубопровода (нефтепродуктопровода), что не допускает строительство без согласования с собственником трубопровода, однако такое согласование не представлено. При этом уполномоченный орган руководствовался положениями СНиП 2.05.06-85*, полагая, что минимально допустимое расстояние от оси спорного газопровода до жилой застройки, расположенной в пределах города и поселения городского типа, составляет не менее 3000 м.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Тем не менее исполнительным комитетом застройщику было выдано разрешение на строительство коттеджного поселка, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Тем не менее исполнительным комитетом застройщику было выдано разрешение на строительство коттеджного поселка, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Статья: Пределы усмотрения органов местного самоуправления в случае отмены административного акта в сфере градостроительства
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Невластные субъекты обратились в арбитражный суд с требованием признать незаконным распоряжение органа местного самоуправления, которым было отменено разрешение на строительство. Решением суда первой инстанции было отказано в удовлетворении заявленных требований. Пятый арбитражный апелляционный суд указал, что акт органа, которым было отменено разрешение на строительство, является законным и обоснованным. Суд сослался на абз. 3 п. 22 Постановления N 21 и обратил внимание, что основанием для отмены разрешения на строительство стал протест прокурора. В ходе проверки, проведенной прокуратурой, выявлено, что не был согласован вынос трубопровода за пределы капитального строительства, однако его вынос предусмотрен техническими условиями на подключение капитального строительства при согласовании с собственником сети. В итоге суд пришел к выводу, что отменяющий акт является законным, так как у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для выдачи разрешения на строительство в 2018 г. <7>
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Невластные субъекты обратились в арбитражный суд с требованием признать незаконным распоряжение органа местного самоуправления, которым было отменено разрешение на строительство. Решением суда первой инстанции было отказано в удовлетворении заявленных требований. Пятый арбитражный апелляционный суд указал, что акт органа, которым было отменено разрешение на строительство, является законным и обоснованным. Суд сослался на абз. 3 п. 22 Постановления N 21 и обратил внимание, что основанием для отмены разрешения на строительство стал протест прокурора. В ходе проверки, проведенной прокуратурой, выявлено, что не был согласован вынос трубопровода за пределы капитального строительства, однако его вынос предусмотрен техническими условиями на подключение капитального строительства при согласовании с собственником сети. В итоге суд пришел к выводу, что отменяющий акт является законным, так как у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для выдачи разрешения на строительство в 2018 г. <7>
Готовое решение: Что нужно знать о негаторном иске
(КонсультантПлюс, 2025)реальной угрозы нарушения права собственности или законного владения (п. 45 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010). Например, если строительство на соседнем участке создает реальную угрозу разрушения принадлежащего вам здания. В этом случае суд может удовлетворить иск о запрете на продолжение строительства, даже если соответствующее разрешение на строительство не оспорено (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153).
(КонсультантПлюс, 2025)реальной угрозы нарушения права собственности или законного владения (п. 45 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010). Например, если строительство на соседнем участке создает реальную угрозу разрушения принадлежащего вам здания. В этом случае суд может удовлетворить иск о запрете на продолжение строительства, даже если соответствующее разрешение на строительство не оспорено (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Согласно п. 6 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах ООПТ (за исключением населенных пунктов, указанных в ст. 3 Закона N 33-ФЗ), выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Согласно п. 6 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах ООПТ (за исключением населенных пунктов, указанных в ст. 3 Закона N 33-ФЗ), выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Получение разрешения на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Получение разрешения на строительство
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)письмо Министерства энергетики Российской Федерации от 29 марта 2024 года N 05-2325 "О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах охранных зон трубопроводов".
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)письмо Министерства энергетики Российской Федерации от 29 марта 2024 года N 05-2325 "О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах охранных зон трубопроводов".
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)<13> См. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 202 "Об утверждении административных регламентов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию подводных линий связи во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации".
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)<13> См. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 202 "Об утверждении административных регламентов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию подводных линий связи во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации".
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В Законе N 341-ФЗ оказался непроработанным вопрос о разграничении сферы его действия с гл. V.6 ЗК РФ. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ его положения распространяются на все линейные объекты, вне зависимости от их видов и характеристик. В то же время понятие "размещение линейных объектов" предусмотрено в гл. V.6 ЗК РФ применительно к отдельным видам объектов, определяемым Постановлением Правительства РФ, которые могут размещаться на землях или земельных участках из состава публичных земель без их предоставления (ст. 39.36 ЗК РФ). Согласно п. п. 5 - 11 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства N 1300) к числу таких объектов относится довольно широкий ряд линейных сооружений, в том числе линии электропередачи с напряжением ниже установленного класса, включая подстанции и иное оборудование, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы определенного диаметра и давления, тепловые сети горячего водоснабжения, линейно-кабельные и иные сооружения связи, для возведения которых не требуется разрешения на строительство. Порядок и условия размещения данных линейных объектов устанавливаются нормативным актом субъекта РФ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В Законе N 341-ФЗ оказался непроработанным вопрос о разграничении сферы его действия с гл. V.6 ЗК РФ. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ его положения распространяются на все линейные объекты, вне зависимости от их видов и характеристик. В то же время понятие "размещение линейных объектов" предусмотрено в гл. V.6 ЗК РФ применительно к отдельным видам объектов, определяемым Постановлением Правительства РФ, которые могут размещаться на землях или земельных участках из состава публичных земель без их предоставления (ст. 39.36 ЗК РФ). Согласно п. п. 5 - 11 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства N 1300) к числу таких объектов относится довольно широкий ряд линейных сооружений, в том числе линии электропередачи с напряжением ниже установленного класса, включая подстанции и иное оборудование, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы определенного диаметра и давления, тепловые сети горячего водоснабжения, линейно-кабельные и иные сооружения связи, для возведения которых не требуется разрешения на строительство. Порядок и условия размещения данных линейных объектов устанавливаются нормативным актом субъекта РФ.
Вопрос: Какие требования предъявляются при строительстве газопровода?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Требования к строительству газопровода установлены отдельными положениями ЗК РФ и ГрК РФ, а также строительными нормами, техническими регламентами, зависят от территории, на которой прокладывается газопровод, и касаются проектной документации, получения разрешения на строительство в определенных случаях, конструктивных требований, строительного контроля и надзора, испытаний на герметичность и прочность, охраны окружающей среды.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Требования к строительству газопровода установлены отдельными положениями ЗК РФ и ГрК РФ, а также строительными нормами, техническими регламентами, зависят от территории, на которой прокладывается газопровод, и касаются проектной документации, получения разрешения на строительство в определенных случаях, конструктивных требований, строительного контроля и надзора, испытаний на герметичность и прочность, охраны окружающей среды.
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Судебные решения вынесены по делам, касающимся размещения таких спорных объектов, как торговый павильон <24>, нестационарный торговый объект (павильон) <25>, нефтяной трубопровод <26>, электростанции <27>, трансформаторная подстанция <28>, здание трансформаторной подстанции <29>, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство <30>, элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) <31>.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Судебные решения вынесены по делам, касающимся размещения таких спорных объектов, как торговый павильон <24>, нестационарный торговый объект (павильон) <25>, нефтяной трубопровод <26>, электростанции <27>, трансформаторная подстанция <28>, здание трансформаторной подстанции <29>, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство <30>, элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) <31>.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)На возведение временных зданий и сооружений, как являющихся вспомогательными по отношению к основному объекту строительства, не требуется отдельного разрешения на строительство (п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). Напомним: критерии отнесения строений и сооружений к объектам вспомогательного использования утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2023 N 703.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)На возведение временных зданий и сооружений, как являющихся вспомогательными по отношению к основному объекту строительства, не требуется отдельного разрешения на строительство (п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). Напомним: критерии отнесения строений и сооружений к объектам вспомогательного использования утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2023 N 703.