Разрешение на строительство статья
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство статья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: В споре между публично-правовыми образованиями о сносе самовольной постройки - социально значимого объекта из-за формального нарушения публичного порядка строительства нужно учитывать публичный интерес в создании такого объекта
Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2016 N 308-ЭС15-15458 по делу N А32-22681/2014
Применимые нормы: ст. 222 ГК РФВ споре о сносе самовольной постройки истец и ответчик являются публично-правовыми образованиями, поэтому подразумевается, что они должны действовать в целях реализации публичного интереса. Хотя орган местного самоуправления наделен полномочиями в сфере публичного порядка строительства, имеет право на иск при выявлении факта формального нарушения этого порядка (отсутствие разрешения на строительство), положения ст. 222 ГК РФ подлежат применению с учетом публичного интереса в создании социально значимого объекта - детской поликлиники.
Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2016 N 308-ЭС15-15458 по делу N А32-22681/2014
Применимые нормы: ст. 222 ГК РФВ споре о сносе самовольной постройки истец и ответчик являются публично-правовыми образованиями, поэтому подразумевается, что они должны действовать в целях реализации публичного интереса. Хотя орган местного самоуправления наделен полномочиями в сфере публичного порядка строительства, имеет право на иск при выявлении факта формального нарушения этого порядка (отсутствие разрешения на строительство), положения ст. 222 ГК РФ подлежат применению с учетом публичного интереса в создании социально значимого объекта - детской поликлиники.
Позиция ВАС РФ: В целях применения исковой давности по иску о сносе самовольной постройки необходимо установить факт отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе с проведением экспертизы
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 13021/12 по делу N А28-5093/2011 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 222 ГК РФОтсутствие разрешения на строительство согласно ст. 222 ГК РФ хотя и является одним из признаков самовольной постройки и основанием для ее сноса, само по себе не означает, что она безусловно создает угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие такой угрозы как возможность сохранения самовольной постройки в связи с применением исковой давности по иску о ее сносе подлежит установлению при рассмотрении дела только по заявлению ответчика, на котором лежит обязанность доказывания этого обстоятельства. Поскольку установление наличия угрозы жизни и здоровью граждан, создаваемой самовольной постройкой, имеет существенное значение с этой точки зрения, суду для принятия решения по соответствующему заявлению ответчика следует назначить судебную экспертизу для выяснения вопроса о соблюдении при возведении спорной постройки требований градостроительных и санитарно-гигиенических норм. Иск о сносе созданной с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил или без получения необходимых разрешений самовольной постройки рассматривается по правилам гражданского судопроизводства (п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143), ответчик, заявивший о применении исковой давности и заинтересованный в связи с этим в доказывании факта отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, должен в соответствии со ст. 65 АПК РФ представить соответствующие доказательства, а суд для проверки этого обстоятельства в соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 13021/12 по делу N А28-5093/2011 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 222 ГК РФОтсутствие разрешения на строительство согласно ст. 222 ГК РФ хотя и является одним из признаков самовольной постройки и основанием для ее сноса, само по себе не означает, что она безусловно создает угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие такой угрозы как возможность сохранения самовольной постройки в связи с применением исковой давности по иску о ее сносе подлежит установлению при рассмотрении дела только по заявлению ответчика, на котором лежит обязанность доказывания этого обстоятельства. Поскольку установление наличия угрозы жизни и здоровью граждан, создаваемой самовольной постройкой, имеет существенное значение с этой точки зрения, суду для принятия решения по соответствующему заявлению ответчика следует назначить судебную экспертизу для выяснения вопроса о соблюдении при возведении спорной постройки требований градостроительных и санитарно-гигиенических норм. Иск о сносе созданной с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил или без получения необходимых разрешений самовольной постройки рассматривается по правилам гражданского судопроизводства (п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143), ответчик, заявивший о применении исковой давности и заинтересованный в связи с этим в доказывании факта отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, должен в соответствии со ст. 65 АПК РФ представить соответствующие доказательства, а суд для проверки этого обстоятельства в соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешения на строительство, которые запрещают
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 1)"Жилищное право", 2022, N 1
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 1)"Жилищное право", 2022, N 1
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 51. Разрешение на строительство
(ред. от 31.07.2025)Статья 51. Разрешение на строительство
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Представленными в дело доказательствами подтверждено, что арендатор не выполнил условия договора в части сроков проектирования объекта и строительства по независящим от него обстоятельствам и причинам, так как на каждом этапе реализации проекта государственные органы нарушали сроки выполнения своих встречных обязательств, а в момент выдачи разрешения на строительство изменили технико-экономические показатели и разрешенное использование земельного участка, что повлекло необходимость получения арендатором нового градостроительного плана земельного участка, обязательность представления которого при получении разрешения на строительство обусловлена положениями статьи 51 ГрК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Представленными в дело доказательствами подтверждено, что арендатор не выполнил условия договора в части сроков проектирования объекта и строительства по независящим от него обстоятельствам и причинам, так как на каждом этапе реализации проекта государственные органы нарушали сроки выполнения своих встречных обязательств, а в момент выдачи разрешения на строительство изменили технико-экономические показатели и разрешенное использование земельного участка, что повлекло необходимость получения арендатором нового градостроительного плана земельного участка, обязательность представления которого при получении разрешения на строительство обусловлена положениями статьи 51 ГрК РФ.
Ситуация: Можно ли реконструировать жилое помещение в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В то же время, если в жилом помещении планируется проведение работ, которые повлекут изменение параметров многоквартирного дома (например, возведение пристройки, оборудование отдельного входа, изменение в результате объединения или раздела жилых помещений площади многоквартирного дома и (или) количества этажей), такие работы относятся к реконструкции и для их проведения необходимо получить разрешение на строительство (п. 14 ст. 1 ГрК РФ; п. п. 3, 4, 5 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В то же время, если в жилом помещении планируется проведение работ, которые повлекут изменение параметров многоквартирного дома (например, возведение пристройки, оборудование отдельного входа, изменение в результате объединения или раздела жилых помещений площади многоквартирного дома и (или) количества этажей), такие работы относятся к реконструкции и для их проведения необходимо получить разрешение на строительство (п. 14 ст. 1 ГрК РФ; п. п. 3, 4, 5 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
Готовое решение: Когда могут отказать в выдаче разрешения на строительство и как обжаловать отказ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратитесь с заявлением в районный суд по месту нахождения органа власти или госкорпорации, которые отказались выдать разрешение на строительство (ст. 19, ч. 1 ст. 22 КАС РФ). Если полномочия органа власти или госкорпорации, что отказались выдать разрешение на строительство, распространяются на несколько районов, подайте заявление в суд того района, на территории которого возникли правовые последствия такого отказа (ч. 2 ст. 22 КАС РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратитесь с заявлением в районный суд по месту нахождения органа власти или госкорпорации, которые отказались выдать разрешение на строительство (ст. 19, ч. 1 ст. 22 КАС РФ). Если полномочия органа власти или госкорпорации, что отказались выдать разрешение на строительство, распространяются на несколько районов, подайте заявление в суд того района, на территории которого возникли правовые последствия такого отказа (ч. 2 ст. 22 КАС РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 51. Разрешение на строительство
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 51. Разрешение на строительство
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Для выполнения работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства по общему правилу необходимо получать разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Для выполнения работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства по общему правилу необходимо получать разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ).
Готовое решение: Как составить договор подряда на выполнение проектных работ
(КонсультантПлюс, 2025)При выполнении работ проектировщик не может отступить от исходных данных без согласия заказчика (п. 2 ст. 759 ГК РФ). Если данные будут неполными или недостоверными, документация, которую разработает на их основе проектировщик, может противоречить нормам или другим исходным данным. Тогда заказчику в дальнейшем могут отказать в выдаче разрешения на строительство (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При выполнении работ проектировщик не может отступить от исходных данных без согласия заказчика (п. 2 ст. 759 ГК РФ). Если данные будут неполными или недостоверными, документация, которую разработает на их основе проектировщик, может противоречить нормам или другим исходным данным. Тогда заказчику в дальнейшем могут отказать в выдаче разрешения на строительство (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)26.1. Данный пункт Постановления рассматривает частный случай отсутствия у застройщика: а) разрешения на строительство (ст. 51 ГрК); б) разрешения на ввод в эксплуатацию (ч. 1 - 15 ст. 55 ГрК); в) уведомления о соответствии и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома (ст. 51.1 ГрК); г) уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС или садового дома (ч. 16 - 21 ст. 55 ГрК), в связи с отменой этих актов в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)26.1. Данный пункт Постановления рассматривает частный случай отсутствия у застройщика: а) разрешения на строительство (ст. 51 ГрК); б) разрешения на ввод в эксплуатацию (ч. 1 - 15 ст. 55 ГрК); в) уведомления о соответствии и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома (ст. 51.1 ГрК); г) уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС или садового дома (ч. 16 - 21 ст. 55 ГрК), в связи с отменой этих актов в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом.
Статья: Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома
(Майборода В.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)"Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1
(Майборода В.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)"Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Наряду с получением разрешения на строительство ст. 6 Закона N 246-ФЗ определяет перечень обязательных мероприятий, проведение которых необходимо для создания искусственного земельного участка, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка. Порядок проведения этих работ зависит от источника финансирования: при создании участка за счет бюджета следует руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1>. Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций принимается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ <2>. Если создание искусственного земельного участка финансируется юридическими или физическими лицами, работы по созданию участка проводятся на основании договора, заключаемого на открытом аукционе, в порядке, предусмотренном ст. 7, 8 Закона N 246-ФЗ, за исключением случаев, когда договор заключается без аукциона на основании распоряжения Президента РФ или Правительства либо решения о строительстве или расширении морского порта. Уполномоченный орган также вправе принять решение о заключении договора без аукциона с собственником или арендатором земельного участка, расположенного в границах речного или морского порта, при условии, что существующий и создаваемый участки будут иметь общую границу и на искусственном земельном участке планируется размещение объекта капитального строительства, технологически связанного с объектом капитального строительства, размещенным на земельном участке в границах порта, либо планируется размещение объекта капитального строительства, предназначенного для осуществления деятельности в речном или морском порту, одновременно на земельном участке в границах речного или морского порта и искусственном земельном участке.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Наряду с получением разрешения на строительство ст. 6 Закона N 246-ФЗ определяет перечень обязательных мероприятий, проведение которых необходимо для создания искусственного земельного участка, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка. Порядок проведения этих работ зависит от источника финансирования: при создании участка за счет бюджета следует руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1>. Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций принимается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ <2>. Если создание искусственного земельного участка финансируется юридическими или физическими лицами, работы по созданию участка проводятся на основании договора, заключаемого на открытом аукционе, в порядке, предусмотренном ст. 7, 8 Закона N 246-ФЗ, за исключением случаев, когда договор заключается без аукциона на основании распоряжения Президента РФ или Правительства либо решения о строительстве или расширении морского порта. Уполномоченный орган также вправе принять решение о заключении договора без аукциона с собственником или арендатором земельного участка, расположенного в границах речного или морского порта, при условии, что существующий и создаваемый участки будут иметь общую границу и на искусственном земельном участке планируется размещение объекта капитального строительства, технологически связанного с объектом капитального строительства, размещенным на земельном участке в границах порта, либо планируется размещение объекта капитального строительства, предназначенного для осуществления деятельности в речном или морском порту, одновременно на земельном участке в границах речного или морского порта и искусственном земельном участке.
Ситуация: Как заполняется декларация об объекте недвижимости при оформлении прав на него по дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Декларация об объекте недвижимости является неотъемлемой частью технического плана, который необходим для кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости (в том числе объекты незавершенного строительства), для строительства которых в соответствии с законом не требуется разрешение на строительство (ч. 11, 11.1 ст. 24, ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ; п. п. 1, 2 Требований, утв. Приказом Росреестра от 04.03.2022 N П/0072).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Декларация об объекте недвижимости является неотъемлемой частью технического плана, который необходим для кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости (в том числе объекты незавершенного строительства), для строительства которых в соответствии с законом не требуется разрешение на строительство (ч. 11, 11.1 ст. 24, ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ; п. п. 1, 2 Требований, утв. Приказом Росреестра от 04.03.2022 N П/0072).