Разрешение на строительство садового дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство садового дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 70 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Из положений части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, части 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой. До 1 марта 2031 года возведение (создание) таких объектов на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, без соблюдения порядка, предусмотренного статьей 51.1 ГрК РФ, и регистрация на них права собственности на основании только технического плана, подготовленного на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка, и правоустанавливающего документа на земельный участок являются законными действиями застройщика (часть 11 статьи 24, часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 51.1 "Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома" Градостроительного кодекса РФ"Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое уведомление, признанное судом незаконным, подлежало отмене, а также судом необоснованно не установлен срок повторного рассмотрения заявления, не свидетельствуют о допущенном судами нарушении и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку признание оспариваемого уведомления незаконным и возложение обязанности рассмотреть уведомление заявителя повторно является достаточным способом восстановления нарушенных прав административного истца, не требующим отмены уведомления, кроме того, срок рассмотрения уведомления прямо предусмотрен пунктом 1 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающим, в частности, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как зарегистрировать право собственности на жилой дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получать разрешение на строительство индивидуального жилого дома (объекта ИЖС) в настоящее время не требуется (за исключением строительства объектов ИЖС с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ) (п. 39 ст. 1, п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получать разрешение на строительство индивидуального жилого дома (объекта ИЖС) в настоящее время не требуется (за исключением строительства объектов ИЖС с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ) (п. 39 ст. 1, п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
Ситуация: Как зарегистрировать право собственности на садовый дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение разрешений на строительство и на ввод садового дома в эксплуатацию не требуется. В настоящее время установлена обязанность направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган), уведомление о начале и об окончании строительства садового дома. При этом до 01.03.2031 допускается регистрация прав на садовый дом, соответствующий установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, без указанного уведомления. Право выбора порядка оформления такого объекта недвижимости (с направлением или без направления уведомления) принадлежит его правообладателю (п. 1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 51.1, ч. 15, 16 ст. 55 ГрК РФ; ч. 12 ст. 70 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; Письма Росреестра от 19.01.2021 N 13-00021/21, от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение разрешений на строительство и на ввод садового дома в эксплуатацию не требуется. В настоящее время установлена обязанность направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган), уведомление о начале и об окончании строительства садового дома. При этом до 01.03.2031 допускается регистрация прав на садовый дом, соответствующий установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, без указанного уведомления. Право выбора порядка оформления такого объекта недвижимости (с направлением или без направления уведомления) принадлежит его правообладателю (п. 1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 51.1, ч. 15, 16 ст. 55 ГрК РФ; ч. 12 ст. 70 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; Письма Росреестра от 19.01.2021 N 13-00021/21, от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
(ред. от 31.07.2025)17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
<Письмо> Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д23и
"О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома"Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов ИЖС.
"О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома"Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов ИЖС.
Статья: О первом законе о "дачной амнистии"
(Ефимова Е.И.)
("Российский судья", 2025, N 4)Новый Федеральный закон N 93-ФЗ фактически отменил разрешения на строительство и акты ввода в эксплуатацию для индивидуальных объектов строительства (сначала это было сделано для домов на садовых и дачных участках, впоследствии - на приусадебных участках и участках для ИЖС). До 1 сентября 2006 г. в СССР, РСФСР, РФ принцип строительства и для общественных объектов, и для частных, садовых, дачных домов был един: требовалось разрешение на строительство, проекты домов, утвержденный генплан (если речь шла о коллективном и индивидуальном садоводстве и дачном строительстве). Для оформления разрешения на строительство собирались согласования всех заинтересованных ведомств. В зависимости от местоположения земельного участка количество согласующих служб могло доходить до тридцати пяти.
(Ефимова Е.И.)
("Российский судья", 2025, N 4)Новый Федеральный закон N 93-ФЗ фактически отменил разрешения на строительство и акты ввода в эксплуатацию для индивидуальных объектов строительства (сначала это было сделано для домов на садовых и дачных участках, впоследствии - на приусадебных участках и участках для ИЖС). До 1 сентября 2006 г. в СССР, РСФСР, РФ принцип строительства и для общественных объектов, и для частных, садовых, дачных домов был един: требовалось разрешение на строительство, проекты домов, утвержденный генплан (если речь шла о коллективном и индивидуальном садоводстве и дачном строительстве). Для оформления разрешения на строительство собирались согласования всех заинтересованных ведомств. В зависимости от местоположения земельного участка количество согласующих служб могло доходить до тридцати пяти.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)3.4. Тем не менее в соответствии с абз. (1) создание объекта ИЖС или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его СП <1>.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)3.4. Тем не менее в соответствии с абз. (1) создание объекта ИЖС или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его СП <1>.
Статья: Новый Пленум Верховного Суда РФ по самовольным постройкам
(Горяинов А.)
("Жилищное право", 2024, N 1)- Возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой (часть 13 статьи 51.1 ГрК РФ, часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
(Горяинов А.)
("Жилищное право", 2024, N 1)- Возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой (часть 13 статьи 51.1 ГрК РФ, часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Статья: Самовольная постройка в гражданском праве
(Кархалев Д.Н., Громоздина М.В.)
("Современное право", 2025, N 3)Постановление N 44 содержит довольно либеральное разъяснение, согласно которому возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой.
(Кархалев Д.Н., Громоздина М.В.)
("Современное право", 2025, N 3)Постановление N 44 содержит довольно либеральное разъяснение, согласно которому возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В ч. 1 комментируемой статьи говорится об обязанности застройщика подать на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направить в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Исключение составляет строительство объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". При этом следует иметь в виду, что согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" "возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой (часть 13 статьи 51.1 ГрК РФ, часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Судам следует учитывать, что до 1 марта 2031 года возведение (создание) таких объектов на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, без соблюдения порядка, предусмотренного статьей 51.1 ГрК РФ, и регистрация на них права собственности на основании только технического плана, подготовленного на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка, и правоустанавливающего документа на земельный участок являются законными действиями застройщика (часть 11 статьи 24, часть 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации недвижимости)".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В ч. 1 комментируемой статьи говорится об обязанности застройщика подать на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направить в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Исключение составляет строительство объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". При этом следует иметь в виду, что согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" "возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой (часть 13 статьи 51.1 ГрК РФ, часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Судам следует учитывать, что до 1 марта 2031 года возведение (создание) таких объектов на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, без соблюдения порядка, предусмотренного статьей 51.1 ГрК РФ, и регистрация на них права собственности на основании только технического плана, подготовленного на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка, и правоустанавливающего документа на земельный участок являются законными действиями застройщика (часть 11 статьи 24, часть 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации недвижимости)".
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)11. В соответствии с п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства объектов недвижимости на земельных участках, предназначенных для садоводства или для ведения дачного хозяйства, выдача разрешения на строительство не требуется. А согласно ч. 11 комментируемой статьи, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на строительство и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)11. В соответствии с п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства объектов недвижимости на земельных участках, предназначенных для садоводства или для ведения дачного хозяйства, выдача разрешения на строительство не требуется. А согласно ч. 11 комментируемой статьи, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на строительство и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости.