Разрешение на строительство пруда
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство пруда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 14.11.2023 по делу N 33-37215/2023 (УИД 23RS0008-01-2023-002535-46)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О запрете осуществления деятельности, связанной с нарушением плодородного слоя почвы, добычей общераспространенных полезных ископаемых, возложении обязанности.
Обстоятельства: Земельный участок, принадлежащий ответчику на праве собственности, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, используется ответчиком не по целевому назначению, что привело к нарушению плодородного слоя почвы и ухудшению качества земли.
Решение: Удовлетворено.Доводы ответчика о наличии выданного разрешения на строительство пруда не подтверждают право АО "Белагро" на проведение строительных работ на земельном участке с кадастровым номером ...
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О запрете осуществления деятельности, связанной с нарушением плодородного слоя почвы, добычей общераспространенных полезных ископаемых, возложении обязанности.
Обстоятельства: Земельный участок, принадлежащий ответчику на праве собственности, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, используется ответчиком не по целевому назначению, что привело к нарушению плодородного слоя почвы и ухудшению качества земли.
Решение: Удовлетворено.Доводы ответчика о наличии выданного разрешения на строительство пруда не подтверждают право АО "Белагро" на проведение строительных работ на земельном участке с кадастровым номером ...
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 102 "Земли водного фонда" ЗК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Установив, что постановлением главы администрации земельный участок предоставлен крестьянскому хозяйству в постоянное (бессрочное) пользование для строительства противоэрозионного пруда комплексного использования, по акту приема-передачи правообладателю переданы документы на противоэрозионный пруд; стороны заключили договор аренды земельных участков, администрацией выдано хозяйству разрешение на строительство на земельном участке земляных прудов для выращивания рыбы, дамб разделительных и хозяйственного центра, арбитражные суды правомерно признали незаконными отказы в предоставлении земельных участков в аренду на новый срок без проведения торгов, учитывая, что хозяйство как исправный арендатор земельных участков вправе был подать заявление об обременении этих участков арендой на основании нового договора, поскольку на момент обращения хозяйства в департамент срок прежнего договора аренды земельных участков не истек; руководствуясь статьей 102 ЗК РФ и принимая во внимание, что расположенные на земельных участках искусственные пруды являются рукотворными, не имеющими гидрологической связи с водными объектами общего пользования, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что земельные участки ограничены в обороте.
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Установив, что постановлением главы администрации земельный участок предоставлен крестьянскому хозяйству в постоянное (бессрочное) пользование для строительства противоэрозионного пруда комплексного использования, по акту приема-передачи правообладателю переданы документы на противоэрозионный пруд; стороны заключили договор аренды земельных участков, администрацией выдано хозяйству разрешение на строительство на земельном участке земляных прудов для выращивания рыбы, дамб разделительных и хозяйственного центра, арбитражные суды правомерно признали незаконными отказы в предоставлении земельных участков в аренду на новый срок без проведения торгов, учитывая, что хозяйство как исправный арендатор земельных участков вправе был подать заявление об обременении этих участков арендой на основании нового договора, поскольку на момент обращения хозяйства в департамент срок прежнего договора аренды земельных участков не истек; руководствуясь статьей 102 ЗК РФ и принимая во внимание, что расположенные на земельных участках искусственные пруды являются рукотворными, не имеющими гидрологической связи с водными объектами общего пользования, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что земельные участки ограничены в обороте.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерий существенности и обычности вмешательства в соседских отношениях по праву Германии и России
(Щербаков А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)С одной стороны, шумовая нагрузка, вызванная природными факторами, за городом может быть выше, что, на первый взгляд, логично для позиции ответчика, но суд принял во внимание искусственную природу пруда, созданного ответчиком, поэтому обычность вмешательства не была применена.
(Щербаков А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)С одной стороны, шумовая нагрузка, вызванная природными факторами, за городом может быть выше, что, на первый взгляд, логично для позиции ответчика, но суд принял во внимание искусственную природу пруда, созданного ответчиком, поэтому обычность вмешательства не была применена.
"Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ"
(постатейный)
(Боголюбов С.А., Сиваков Д.О.)
("Законодательство и экономика", 2007, N 5)Исторически эти небольшие водоемы связаны с мельницами (мельничные пруды до сих пор встречаются в Европе). Пруды концентрируют в себе воды для рыболовства и рыбоводства, орошения, спорта и рекреации, культурных мероприятий. Они могут быть и в ведении промышленных предприятий. Немаловажны и противопожарные пруды зеленых зон и лесных массивов, которые в настоящее время пришли в негодность из-за обмеления и замусоривания. При получении разрешения на строительство прудов инициативная сторона не предупреждается о возможной гражданской ответственности за всевозможные происшествия. Между тем таковые вполне могут быть: прорыв плотины с выходом водной массы на автодорогу, влекущий заиление приводных участков. Остро стоит проблема "списанных" прудов, их небрежной эксплуатации, коррозии прудовых устройств, разрушения плотин.
(постатейный)
(Боголюбов С.А., Сиваков Д.О.)
("Законодательство и экономика", 2007, N 5)Исторически эти небольшие водоемы связаны с мельницами (мельничные пруды до сих пор встречаются в Европе). Пруды концентрируют в себе воды для рыболовства и рыбоводства, орошения, спорта и рекреации, культурных мероприятий. Они могут быть и в ведении промышленных предприятий. Немаловажны и противопожарные пруды зеленых зон и лесных массивов, которые в настоящее время пришли в негодность из-за обмеления и замусоривания. При получении разрешения на строительство прудов инициативная сторона не предупреждается о возможной гражданской ответственности за всевозможные происшествия. Между тем таковые вполне могут быть: прорыв плотины с выходом водной массы на автодорогу, влекущий заиление приводных участков. Остро стоит проблема "списанных" прудов, их небрежной эксплуатации, коррозии прудовых устройств, разрушения плотин.
Нормативные акты
<Письмо> Росреестра от 01.08.2017 N 14-09381-ГЕ/17
"О направлении копии письма"
(вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 16.06.2017 N Д23и-3550 "О рассмотрении обращения")2) только правообладатель земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями (статья 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации);
"О направлении копии письма"
(вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 16.06.2017 N Д23и-3550 "О рассмотрении обращения")2) только правообладатель земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями (статья 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации);
Вопрос: Об отсутствии необходимости для получения разрешения на строительство пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 17.08.2011 N ОГ-Д23-962)Вопрос: Об отсутствии необходимости для получения разрешения на строительство пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 17.08.2011 N ОГ-Д23-962)Вопрос: Об отсутствии необходимости для получения разрешения на строительство пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 10)"Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с целью выработки единой правоприменительной практики в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав недвижимости направляет для сведения и использования в работе перечни объектов, не относящихся к объектам недвижимого имущества (Приложение N 1) и объектов (Приложение N 2), которые могут быть отнесены к объектам недвижимого, при наличии судебного акта, из которого прямо следует, что объект является объектом недвижимости или разрешения на строительство (ввод в эксплуатацию) объекта".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 10)"Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с целью выработки единой правоприменительной практики в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав недвижимости направляет для сведения и использования в работе перечни объектов, не относящихся к объектам недвижимого имущества (Приложение N 1) и объектов (Приложение N 2), которые могут быть отнесены к объектам недвижимого, при наличии судебного акта, из которого прямо следует, что объект является объектом недвижимости или разрешения на строительство (ввод в эксплуатацию) объекта".
"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)При этом в настоящее время каких-либо технических или иных необходимых требований к такого рода сооружениям не установлено, что, несомненно, будет создавать трудности, в том числе для органов государственной власти, по выдаче разрешений на строительство. Следует также учитывать, что отнесение отдельных прудов к гидротехническим сооружениям будет означать необходимость соблюдения единых правил Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", что не всегда разумно с учетом отсутствия у прудов в том числе конструкций для их сооружения (плотины и т.п.), многих типичных для крупных гидротехнических сооружений рисков аварийных ситуаций. В водном законодательстве отсутствуют юридические определения и признаки прудов и других искусственно созданных водоемов, что создает определенные проблемы в его реализации <947>. На практике применяется достаточно юридически уязвимый государственный стандарт, принятый еще в 1973 году - ГОСТ 19179-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидрология суши. Термины и определения <948> (далее - ГОСТ Гидрология суши). Данным ГОСТом определено, что пруд - это мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км <949>. Водохранилище - это искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока. Сегодня Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" <950> провозглашает принцип добровольности применения документов по стандартизации, означая, по крайней мере, что ГОСТ Гидрология суши не может служить достаточным юридическим обоснованием признания водохранилища или пруда водным объектом.
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)При этом в настоящее время каких-либо технических или иных необходимых требований к такого рода сооружениям не установлено, что, несомненно, будет создавать трудности, в том числе для органов государственной власти, по выдаче разрешений на строительство. Следует также учитывать, что отнесение отдельных прудов к гидротехническим сооружениям будет означать необходимость соблюдения единых правил Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", что не всегда разумно с учетом отсутствия у прудов в том числе конструкций для их сооружения (плотины и т.п.), многих типичных для крупных гидротехнических сооружений рисков аварийных ситуаций. В водном законодательстве отсутствуют юридические определения и признаки прудов и других искусственно созданных водоемов, что создает определенные проблемы в его реализации <947>. На практике применяется достаточно юридически уязвимый государственный стандарт, принятый еще в 1973 году - ГОСТ 19179-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидрология суши. Термины и определения <948> (далее - ГОСТ Гидрология суши). Данным ГОСТом определено, что пруд - это мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км <949>. Водохранилище - это искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока. Сегодня Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" <950> провозглашает принцип добровольности применения документов по стандартизации, означая, по крайней мере, что ГОСТ Гидрология суши не может служить достаточным юридическим обоснованием признания водохранилища или пруда водным объектом.
"Комментарий к водному законодательству и ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах"
(постатейный)
(Мазуров А.В.)
("Частное право", 2013)Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.
(постатейный)
(Мазуров А.В.)
("Частное право", 2013)Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.
"Разрешение городских конфликтов: Монография"
(Медведев И.Р.)
("Инфотропик Медиа", 2017)Конфликт в районе Ново-Переделкино (Москва). Девелопер получил разрешение на строительство жилья на территории, где находились река Алешинка и Мичуринский пруд, и начал их засыпать. Жители останавливали самосвалы, противодействовали всеми способами, писали многочисленные жалобы <269>. Выяснилось, что были приватизированы шесть земельных участков, общей площадью более 16 га, кадастровой стоимостью около 2,2 млрд рублей. При этом в их состав оказались включены водные объекты общего пользования и их береговые полосы. В июне 2016 г. природоохранная прокуратура Москвы выиграла 6 судебных дел (по каждому из участков) о признании недействительным образования земельного участка, исключении записи из государственного реестра недвижимости о нем, а также о признании отсутствующим права собственности <270>. В данном случае было обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц, т.н. "публичный иск".
(Медведев И.Р.)
("Инфотропик Медиа", 2017)Конфликт в районе Ново-Переделкино (Москва). Девелопер получил разрешение на строительство жилья на территории, где находились река Алешинка и Мичуринский пруд, и начал их засыпать. Жители останавливали самосвалы, противодействовали всеми способами, писали многочисленные жалобы <269>. Выяснилось, что были приватизированы шесть земельных участков, общей площадью более 16 га, кадастровой стоимостью около 2,2 млрд рублей. При этом в их состав оказались включены водные объекты общего пользования и их береговые полосы. В июне 2016 г. природоохранная прокуратура Москвы выиграла 6 судебных дел (по каждому из участков) о признании недействительным образования земельного участка, исключении записи из государственного реестра недвижимости о нем, а также о признании отсутствующим права собственности <270>. В данном случае было обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц, т.н. "публичный иск".