Разрешение на строительство при реконструкции
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство при реконструкции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"2.3.5. Сами по себе факты отсутствия разрешения на строительство (реконструкцию) здания и отсутствия проектной и градостроительной документации до начала работ по его реконструкции не являются основаниями для признания постройки самовольной (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое реконструкция здания и как ее провести
(КонсультантПлюс, 2025)2.3. Как получить разрешение на строительство при реконструкции здания
(КонсультантПлюс, 2025)2.3. Как получить разрешение на строительство при реконструкции здания
Готовое решение: Как получить разрешение на реконструкцию нежилого помещения в нежилом здании
(КонсультантПлюс, 2025)1. Когда нужно получать разрешение на строительство при реконструкции помещения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Когда нужно получать разрешение на строительство при реконструкции помещения
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
(ред. от 31.07.2025)2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Обзор: "Недвижимость, лицензии, пожарная безопасность и прочее: подписан закон об оптимизации ряда процедур"
(КонсультантПлюс, 2025)Выдавать разрешение на строительство в форме документа перестанут. Подтверждать наличие таких разрешений будут записи в их реестре. Заинтересованные лица смогут получить выписку из него.
(КонсультантПлюс, 2025)Выдавать разрешение на строительство в форме документа перестанут. Подтверждать наличие таких разрешений будут записи в их реестре. Заинтересованные лица смогут получить выписку из него.
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В-четвертых, до недавнего времени органы публичной власти почти "не замечали" существование рассматриваемых зон, они редко фиксировались в градостроительной документации; в последние же годы правообладатели земельных участков все чаще обнаруживают в Едином государственном реестре недвижимости, иных официальных источниках информацию о границах зон затопления и подтопления, а также о соответствующих ограничениях. В связи с этим у граждан и организаций возникают трудности в процессе оформления прав на земельные участки, при получении разрешений на строительство (реконструкцию) или ввод в эксплуатацию жилых домов и иных объектов капитального строительства. Более того, в судебной практике все чаще наблюдаются попытки признания объектов, возведенных в зонах затопления и подтопления, самовольными постройками <9>.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В-четвертых, до недавнего времени органы публичной власти почти "не замечали" существование рассматриваемых зон, они редко фиксировались в градостроительной документации; в последние же годы правообладатели земельных участков все чаще обнаруживают в Едином государственном реестре недвижимости, иных официальных источниках информацию о границах зон затопления и подтопления, а также о соответствующих ограничениях. В связи с этим у граждан и организаций возникают трудности в процессе оформления прав на земельные участки, при получении разрешений на строительство (реконструкцию) или ввод в эксплуатацию жилых домов и иных объектов капитального строительства. Более того, в судебной практике все чаще наблюдаются попытки признания объектов, возведенных в зонах затопления и подтопления, самовольными постройками <9>.
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 51 ГрК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)6. Когда при реконструкции помещения требуется / не требуется получать разрешение на строительство?
(КонсультантПлюс, 2025)6. Когда при реконструкции помещения требуется / не требуется получать разрешение на строительство?
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)<13> См. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 202 "Об утверждении административных регламентов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию подводных линий связи во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации".
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)<13> См. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 202 "Об утверждении административных регламентов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию подводных линий связи во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации".
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за незаконное строительство жилого дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время также не требуется получение разрешения для строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением объектов, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ). Однако для этого необходимо направить уведомление о планируемом строительстве (реконструкции) в уполномоченные органы. При этом жилой дом должен соответствовать установленным предельным параметрам разрешенного строительства (п. п. 1, 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 - 1.2, п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ; ч. 7 ст. 54 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время также не требуется получение разрешения для строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением объектов, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ). Однако для этого необходимо направить уведомление о планируемом строительстве (реконструкции) в уполномоченные органы. При этом жилой дом должен соответствовать установленным предельным параметрам разрешенного строительства (п. п. 1, 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 - 1.2, п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ; ч. 7 ст. 54 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ).
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- для строительства, реконструкции, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории 2 и более субъектов РФ; выдачи разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, форма заявления содержится в Приложении N 1 к Административному регламенту, утв. Приказом Росавтодора от 29.04.2020 N 1655;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- для строительства, реконструкции, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории 2 и более субъектов РФ; выдачи разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, форма заявления содержится в Приложении N 1 к Административному регламенту, утв. Приказом Росавтодора от 29.04.2020 N 1655;
Статья: Строительство автомобильных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях строительства автомобильной дороги застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в Росавтодор. Заявление могут подавать физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках или на земельных участках иных правообладателей работы по строительству автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство которых планируется осуществлять на территории 2 и более субъектов РФ (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ; п. п. 1, 2 Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, утв. Приказом Росавтодора от 29.04.2020 N 1655, далее - Регламент).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях строительства автомобильной дороги застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в Росавтодор. Заявление могут подавать физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках или на земельных участках иных правообладателей работы по строительству автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство которых планируется осуществлять на территории 2 и более субъектов РФ (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ; п. п. 1, 2 Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, утв. Приказом Росавтодора от 29.04.2020 N 1655, далее - Регламент).
Статья: Понятие и особенности строительства подъездных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пп. "а" п. 8 Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, утв. Приказом Росавтодора от 29.04.2020 N 1655 (далее - Административный регламент), Росавтодором осуществляется выдача, а также внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия такого разрешения) автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пп. "а" п. 8 Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, утв. Приказом Росавтодора от 29.04.2020 N 1655 (далее - Административный регламент), Росавтодором осуществляется выдача, а также внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия такого разрешения) автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим, что ранее в правоприменительной практике был сформирован иной подход, в соответствии с которым изменение ВРИ, отраженного в кадастре, на новый возможно только при условии уже состоявшегося изменения фактического использования земельного участка с соблюдением установленных требований <1>. При этом данный подход с неизбежностью ставит вопрос о критериях разграничения изменения фактического использования земельного участка для целей изменения ВРИ и внесения соответствующих сведений в кадастр и использования земельного участка не в соответствии с ВРИ, указанным в кадастре, влекущего риск привлечения правообладателя участка к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Более того, в соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство подтверждает в т.ч. допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка. Соответственно, изменение фактического использования участка, предполагающее необходимость получения разрешения на строительство (реконструкцию), невозможно до изменения ВРИ, а потому основания для применения приведенной судебной позиции в настоящее время отсутствуют.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим, что ранее в правоприменительной практике был сформирован иной подход, в соответствии с которым изменение ВРИ, отраженного в кадастре, на новый возможно только при условии уже состоявшегося изменения фактического использования земельного участка с соблюдением установленных требований <1>. При этом данный подход с неизбежностью ставит вопрос о критериях разграничения изменения фактического использования земельного участка для целей изменения ВРИ и внесения соответствующих сведений в кадастр и использования земельного участка не в соответствии с ВРИ, указанным в кадастре, влекущего риск привлечения правообладателя участка к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Более того, в соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство подтверждает в т.ч. допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка. Соответственно, изменение фактического использования участка, предполагающее необходимость получения разрешения на строительство (реконструкцию), невозможно до изменения ВРИ, а потому основания для применения приведенной судебной позиции в настоящее время отсутствуют.