Разрешение на строительство многоквартирного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство многоквартирного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 51 ГрК РФВ выдаче разрешения на строительство МКД могут отказать, если нет надлежащего обеспечения объектами социальной и инженерной инфраструктуры >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение предварительного и основного договора купли-продажи недвижимости (в т.ч. земельного участка)
(КонсультантПлюс, 2025)Одновременно с заключением договора купли-продажи упомянутого земельного участка и зданий покупатель приобрел у продавца по договору купли-продажи проектной документации... разрешительную и проектную документацию... в целях проектирования и реконструкции здания под многоквартирный жилой дом...
(КонсультантПлюс, 2025)Одновременно с заключением договора купли-продажи упомянутого земельного участка и зданий покупатель приобрел у продавца по договору купли-продажи проектной документации... разрешительную и проектную документацию... в целях проектирования и реконструкции здания под многоквартирный жилой дом...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок получения разрешения на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок получения разрешения на строительство
Статья: Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома
(Майборода В.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)"Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1
(Майборода В.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)"Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 51. Разрешение на строительство
(ред. от 31.07.2025)Статья 51. Разрешение на строительство
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1. Застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1. Застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог по земельным участкам, предназначенным для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)Если жилищное строительство осуществляется на основании договора о комплексном развитии территории, исчисление налога (авансовых платежей) с учетом повышающих коэффициентов производится с даты выдачи разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов) (п. 16.1 ст. 396 НК РФ). Если участок приобретен юрлицом (предоставлен ему) в собственность под жилищное строительство в рамках обеспечения реализации решения о комплексном развитии территории, но договора о КРТ нет, повышающие коэффициенты применяются по правилам п. 15 ст. 396 НК РФ, то есть с даты госрегистрации прав на участок. Правило п. 16.1 этой статьи о применении их с даты выдачи разрешения на строительство в данном случае не действует (Письма Минфина России от 11.08.2025 N 03-05-06-02/77713, от 01.10.2024 N 03-05-04-02/94789).
(КонсультантПлюс, 2025)Если жилищное строительство осуществляется на основании договора о комплексном развитии территории, исчисление налога (авансовых платежей) с учетом повышающих коэффициентов производится с даты выдачи разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов) (п. 16.1 ст. 396 НК РФ). Если участок приобретен юрлицом (предоставлен ему) в собственность под жилищное строительство в рамках обеспечения реализации решения о комплексном развитии территории, но договора о КРТ нет, повышающие коэффициенты применяются по правилам п. 15 ст. 396 НК РФ, то есть с даты госрегистрации прав на участок. Правило п. 16.1 этой статьи о применении их с даты выдачи разрешения на строительство в данном случае не действует (Письма Минфина России от 11.08.2025 N 03-05-06-02/77713, от 01.10.2024 N 03-05-04-02/94789).
Статья: Жилищно-строительный кооператив
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены ЖСК;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены ЖСК;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Группа граждан обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным выданного местной администрацией юридическому лицу разрешения на строительство многоквартирного дома. В обоснование заявленных требований указывалось, что оспариваемое разрешение на строительство выдано с нарушением градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки муниципального образования, в соответствии с которыми на территории, в границах которой планируется строительство многоквартирного дома, не допускается размещение высотных многоквартирных домов. Кроме того, нарушаются их права и законные интересы на благоприятные условия проживания и благоприятную окружающую среду.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Группа граждан обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным выданного местной администрацией юридическому лицу разрешения на строительство многоквартирного дома. В обоснование заявленных требований указывалось, что оспариваемое разрешение на строительство выдано с нарушением градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки муниципального образования, в соответствии с которыми на территории, в границах которой планируется строительство многоквартирного дома, не допускается размещение высотных многоквартирных домов. Кроме того, нарушаются их права и законные интересы на благоприятные условия проживания и благоприятную окружающую среду.
Статья: Уголовно-правовая оценка преступлений в сфере долевого строительства
(Жилкин М.Г., Никонорова Ю.В.)
("Уголовное право", 2025, N 2)В другом деле Б.А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ <7>. В основу принятого судом решения легли доказательства отсутствия а) разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, б) данных о внесении изменений о целевом назначении земельного участка, в) заключения государственной экспертизы, разрешающей строительство многоквартирного дома.
(Жилкин М.Г., Никонорова Ю.В.)
("Уголовное право", 2025, N 2)В другом деле Б.А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ <7>. В основу принятого судом решения легли доказательства отсутствия а) разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, б) данных о внесении изменений о целевом назначении земельного участка, в) заключения государственной экспертизы, разрешающей строительство многоквартирного дома.
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)В качестве оперативной реакции на такие диспропорции органы власти иногда отказывают в выдаче разрешений на строительство многоквартирных домов в ситуациях, когда планируемое жилье явно не будет обеспечено объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры <18>. Например, в Новосибирске застройщику отказали в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома среди прочего потому, что расположенная неподалеку школа при общей вместимости 900 мест и без того загружена на 1 001 место, а после ввода планируемого многоквартирного дома в эксплуатацию дефицит составил бы уже 373 места. Соответственно, отказ обусловливался несоответствием "ограничениям, установленным в соответствии с иным законодательством Российской Федерации". И хотя суд первой инстанции удовлетворил требования застройщика о признании отказа незаконным, суды апелляционной и кассационной инстанций это решение отменили <19>, посчитав, что в случае выдачи разрешения на строительство не будет соблюден допустимый уровень обеспеченности населения объектами образования, установленный местными нормативами градостроительного проектирования, что является препятствием к выдаче такого разрешения; намерение общества по строительству объекта без учета перспектив последующего проживания граждан, нуждаемости их в определенных социальных объектах не является достаточным условием для выдачи разрешения на строительство. Очевидно, что суды в этом деле истолковали ч. 13 ст. 51 ГрК РФ очень широко: квалифицировать нормативы градостроительного проектирования как "ограничения, установленные в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации" представляется ошибочным хотя бы потому, что эти нормативы подлежат применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории <20>, но не при выдаче разрешений на строительство.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)В качестве оперативной реакции на такие диспропорции органы власти иногда отказывают в выдаче разрешений на строительство многоквартирных домов в ситуациях, когда планируемое жилье явно не будет обеспечено объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры <18>. Например, в Новосибирске застройщику отказали в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома среди прочего потому, что расположенная неподалеку школа при общей вместимости 900 мест и без того загружена на 1 001 место, а после ввода планируемого многоквартирного дома в эксплуатацию дефицит составил бы уже 373 места. Соответственно, отказ обусловливался несоответствием "ограничениям, установленным в соответствии с иным законодательством Российской Федерации". И хотя суд первой инстанции удовлетворил требования застройщика о признании отказа незаконным, суды апелляционной и кассационной инстанций это решение отменили <19>, посчитав, что в случае выдачи разрешения на строительство не будет соблюден допустимый уровень обеспеченности населения объектами образования, установленный местными нормативами градостроительного проектирования, что является препятствием к выдаче такого разрешения; намерение общества по строительству объекта без учета перспектив последующего проживания граждан, нуждаемости их в определенных социальных объектах не является достаточным условием для выдачи разрешения на строительство. Очевидно, что суды в этом деле истолковали ч. 13 ст. 51 ГрК РФ очень широко: квалифицировать нормативы градостроительного проектирования как "ограничения, установленные в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации" представляется ошибочным хотя бы потому, что эти нормативы подлежат применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории <20>, но не при выдаче разрешений на строительство.
Статья: Разрешения на строительство, которые запрещают
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 1)Служба государственного строительного надзора города Санкт-Петербурга выдала компании разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями, встроенным детским дошкольным учреждением и подземной автостоянкой на определенном земельном участке. Спустя 4 месяца действие указанного разрешения на строительство прекращено со ссылкой на статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и представление заместителя прокурора города Санкт-Петербурга.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 1)Служба государственного строительного надзора города Санкт-Петербурга выдала компании разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями, встроенным детским дошкольным учреждением и подземной автостоянкой на определенном земельном участке. Спустя 4 месяца действие указанного разрешения на строительство прекращено со ссылкой на статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и представление заместителя прокурора города Санкт-Петербурга.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Верховный Суд РФ отметил, что по своей правовой природе данные соглашения являются безвозмездными договорами и являются действительными: "Правительство Пермского края, администрация города Перми и застройщик заключили трехстороннее соглашение о проектировании, безвозмездном строительстве, вводе в эксплуатацию и передаче в муниципальную собственность города Перми в качестве пожертвования объекта капитального строительства, о строительстве объектов социального назначения и транспортной инфраструктуры. По условиям данного соглашения застройщик обязался обеспечить безвозмездное проектирование, безвозмездное строительство, ввод в эксплуатацию и передачу в муниципальную собственность города Перми в качестве пожертвования школы и садиков. После чего муниципалитетом застройщику выдано разрешение на строительство как на МКД, так и на объекты социальной инфраструктуры. Кроме того, в соглашение включен пункт, устанавливающий обязанность общества безвозмездно перечислить в бюджет города Перми 122 747 824 руб. на финансирование мероприятий для развития социальной инфраструктуры (детские дошкольные, общеобразовательные учреждения). Во исполнение данного пункта соглашения застройщик платежным поручением перечислил в бюджет города Перми 61 373 912 руб. Судами верно отмечено, что застройщик, ссылаясь на причинение ущерба в результате заключения оспариваемых сделок, основывает свою позицию лишь на том, что они совершены безвозмездно, между тем в этом и состоит суть указанных сделок и в ситуации, когда при их заключении нарушений норм гражданского законодательства не было допущено; сам по себе факт безвозмездности сделки не может являться основанием для вывода о причинении обществу ущерба" <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Верховный Суд РФ отметил, что по своей правовой природе данные соглашения являются безвозмездными договорами и являются действительными: "Правительство Пермского края, администрация города Перми и застройщик заключили трехстороннее соглашение о проектировании, безвозмездном строительстве, вводе в эксплуатацию и передаче в муниципальную собственность города Перми в качестве пожертвования объекта капитального строительства, о строительстве объектов социального назначения и транспортной инфраструктуры. По условиям данного соглашения застройщик обязался обеспечить безвозмездное проектирование, безвозмездное строительство, ввод в эксплуатацию и передачу в муниципальную собственность города Перми в качестве пожертвования школы и садиков. После чего муниципалитетом застройщику выдано разрешение на строительство как на МКД, так и на объекты социальной инфраструктуры. Кроме того, в соглашение включен пункт, устанавливающий обязанность общества безвозмездно перечислить в бюджет города Перми 122 747 824 руб. на финансирование мероприятий для развития социальной инфраструктуры (детские дошкольные, общеобразовательные учреждения). Во исполнение данного пункта соглашения застройщик платежным поручением перечислил в бюджет города Перми 61 373 912 руб. Судами верно отмечено, что застройщик, ссылаясь на причинение ущерба в результате заключения оспариваемых сделок, основывает свою позицию лишь на том, что они совершены безвозмездно, между тем в этом и состоит суть указанных сделок и в ситуации, когда при их заключении нарушений норм гражданского законодательства не было допущено; сам по себе факт безвозмездности сделки не может являться основанием для вывода о причинении обществу ущерба" <1>.
Статья: Надзор за исполнением законов в сфере капитального строительства
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2022, N 9)Установлены случаи вынесения незаконных постановлений о разрешении строительства многоквартирных жилых домов.
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2022, N 9)Установлены случаи вынесения незаконных постановлений о разрешении строительства многоквартирных жилых домов.
Статья: Новшества-2024 по земельному налогу для организаций (комментарий к Приказу ФНС от 28.08.2023 N ЕД-7-21/577@, Закону от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)- по участкам, приобретенным для жилищного строительства по договору о комплексном развитии территории, налог (авансы) рассчитывают с применением повышающих коэффициентов начиная с даты выдачи разрешения на строительство жилых (многоквартирных) домов <13>. В ином случае, если разрешенное использование участков, предусматривающее жилищное строительство, установлено после госрегистрации прав на эти участки, при расчете налога (авансов) повышающие коэффициенты применяют с 1-го числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРН сведений о таком виде разрешенного использовании (это правило работает для участков, внесенных в реестр с 01.01.2024) <14>. Ранее таких положений в НК РФ не было.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)- по участкам, приобретенным для жилищного строительства по договору о комплексном развитии территории, налог (авансы) рассчитывают с применением повышающих коэффициентов начиная с даты выдачи разрешения на строительство жилых (многоквартирных) домов <13>. В ином случае, если разрешенное использование участков, предусматривающее жилищное строительство, установлено после госрегистрации прав на эти участки, при расчете налога (авансов) повышающие коэффициенты применяют с 1-го числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРН сведений о таком виде разрешенного использовании (это правило работает для участков, внесенных в реестр с 01.01.2024) <14>. Ранее таких положений в НК РФ не было.
Статья: Налогообложение недвижимости: что изменит законопроект по "основным направлениям"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)Повышающий коэффициент предлагается начислять не со дня регистрации права на такой участок, а с даты выдачи застройщику разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов). Для этого планируется предусмотреть информационный обмен налоговых органов с органами, уполномоченными выдавать разрешения на строительство.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)Повышающий коэффициент предлагается начислять не со дня регистрации права на такой участок, а с даты выдачи застройщику разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов). Для этого планируется предусмотреть информационный обмен налоговых органов с органами, уполномоченными выдавать разрешения на строительство.