Разрешение на строительство до введения в действие градостроительного кодекса
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство до введения в действие градостроительного кодекса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.10.2023 N 88-30405/2023 по делу N 2-3654/2022 (УИД 50RS0015-01-2022-004692-79)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой, сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Истец указал, что спорный объект обладает признаками самовольной постройки, в связи с чем подлежит сносу.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции с учетом года постройки спорного здания и введения ее в гражданский оборот задолго до принятия и введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признания юридически действительными права на объект недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласился с решением суда, отклонив довод об отсутствии доказательств получения разрешения на строительство, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой, сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Истец указал, что спорный объект обладает признаками самовольной постройки, в связи с чем подлежит сносу.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции с учетом года постройки спорного здания и введения ее в гражданский оборот задолго до принятия и введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признания юридически действительными права на объект недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласился с решением суда, отклонив довод об отсутствии доказательств получения разрешения на строительство, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2025 N 13АП-21733/2025 по делу N А56-34772/2025
Категория: Споры в сфере строительства и архитектуры.
Требования: Об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: По мнению заявителя, отказ в выдаче разрешения, мотивированный отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует своевременному введению объекта в гражданский оборот в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Решение: Удовлетворено.Истечение срока действия договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости, на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, который правомерно возведен в период действия разрешения на строительство на арендованном участке, не свидетельствует об отсутствии правоустанавливающих документов на землю и не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию со ссылкой на нарушение пункта 1 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса.
Категория: Споры в сфере строительства и архитектуры.
Требования: Об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: По мнению заявителя, отказ в выдаче разрешения, мотивированный отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует своевременному введению объекта в гражданский оборот в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Решение: Удовлетворено.Истечение срока действия договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости, на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, который правомерно возведен в период действия разрешения на строительство на арендованном участке, не свидетельствует об отсутствии правоустанавливающих документов на землю и не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию со ссылкой на нарушение пункта 1 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы квалификации самовольных построек в современном российском праве
(Карпов И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)По мнению автора настоящей статьи, если эта проблема, несмотря на прямое указание в статье 222 ГК РФ на необходимость конкретного публично-правового требования как на начало, так и на конец строительства, и существовала, то суды могли обходить ее посредством применения принципа добросовестности. В дальнейшем же действие пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ было и вовсе ограничено. Так, в соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2025 года применительно к объектам, в отношении которых разрешения на строительство выданы до 1 января 2023 года и в отношении которых не выданы разрешения на ввод в эксплуатацию, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляется в случае несоответствия разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством, на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта. При этом положения пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ не применяются.
(Карпов И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)По мнению автора настоящей статьи, если эта проблема, несмотря на прямое указание в статье 222 ГК РФ на необходимость конкретного публично-правового требования как на начало, так и на конец строительства, и существовала, то суды могли обходить ее посредством применения принципа добросовестности. В дальнейшем же действие пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ было и вовсе ограничено. Так, в соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2025 года применительно к объектам, в отношении которых разрешения на строительство выданы до 1 января 2023 года и в отношении которых не выданы разрешения на ввод в эксплуатацию, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляется в случае несоответствия разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством, на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта. При этом положения пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ не применяются.
Статья: О практических проблемах "лесной амнистии" при реализации процедуры на дачных участках
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Однако не имеется, к примеру, ни одного руководящего указания Министерства экономического развития РФ, Рослесхоза или постановления Верховного Суда РФ, которым бы подконтрольных лиц призывали применять один федеральный закон, попирая другой. Речь идет о том, что и суды, и органы исполнительной власти в данной ситуации испрашивают у заявителя разрешение на строительство таких построек по ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, акты ввода в эксплуатацию по ст. 55 или уведомления о соответствии, полученные в ответ на уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ <8>. При этом подчас не принимаются во внимание разрешения на строительство и акты ввода в эксплуатацию, выданные до вступления в силу ныне действующего Градостроительного кодекса РФ. Убедившись в том, что ОКСы зарегистрированы по декларации, государственные органы, от которых зависит вынесение положительного решения по загородному владению, полностью игнорируют такие постройки и выносят отрицательное решение по прохождению процедуры "лесной амнистии" либо по обжалованию такого отказа в судебном порядке.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Однако не имеется, к примеру, ни одного руководящего указания Министерства экономического развития РФ, Рослесхоза или постановления Верховного Суда РФ, которым бы подконтрольных лиц призывали применять один федеральный закон, попирая другой. Речь идет о том, что и суды, и органы исполнительной власти в данной ситуации испрашивают у заявителя разрешение на строительство таких построек по ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, акты ввода в эксплуатацию по ст. 55 или уведомления о соответствии, полученные в ответ на уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ <8>. При этом подчас не принимаются во внимание разрешения на строительство и акты ввода в эксплуатацию, выданные до вступления в силу ныне действующего Градостроительного кодекса РФ. Убедившись в том, что ОКСы зарегистрированы по декларации, государственные органы, от которых зависит вынесение положительного решения по загородному владению, полностью игнорируют такие постройки и выносят отрицательное решение по прохождению процедуры "лесной амнистии" либо по обжалованию такого отказа в судебном порядке.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"2. Не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи. При этом правила пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются.
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"2. Не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи. При этом правила пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.
(ред. от 31.07.2025)8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом п. 4 ст. 4 Закона РФ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов могло осуществляться на основании ГПЗУ (информации, указанной в ГПЗУ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом п. 4 ст. 4 Закона РФ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов могло осуществляться на основании ГПЗУ (информации, указанной в ГПЗУ).
Статья: Отдельные уточнения порядка и условий получения разрешительной документации на строительство, новые преференции для магистральных трубопроводов
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" дополнена частью 10, согласно которой до 1 января 2024 года в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию:
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" дополнена частью 10, согласно которой до 1 января 2024 года в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию:
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)С положениями ч. 7 комментируемой статьи было взаимосвязано положение ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" <557>, согласно которому (в ред. Федерального закона от 28 февраля 2015 г. N 20-ФЗ) до 1 марта 2018 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в т.ч. для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)С положениями ч. 7 комментируемой статьи было взаимосвязано положение ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" <557>, согласно которому (в ред. Федерального закона от 28 февраля 2015 г. N 20-ФЗ) до 1 марта 2018 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в т.ч. для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, Росреестр по Московской области отказал П. в государственной регистрации права собственности квартиры в многоквартирном доме, т.к. у администрации городского поселения Нахабино отсутствовали полномочия выдавать разрешение на ввод дома в эксплуатацию, т.к. решение этого вопроса с 2015 года отнесено к компетенции Министерства строительного комплекса Московской области. Судом первой инстанции решение Росреестра об отказе в государственной регистрации признано незаконным: в соответствии с действующим законодательством (ч. 2, ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ) разрешение на ввод дома в эксплуатацию должно быть выдано тем органом власти, который выдавал разрешение на строительство. Однако суд апелляционной инстанции не согласился с этим выводом, указав, что с 1 января 2015 года полномочия по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию на территории Московской области отнесены к ведению Министерства строительства комплекса Московской области <18>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, Росреестр по Московской области отказал П. в государственной регистрации права собственности квартиры в многоквартирном доме, т.к. у администрации городского поселения Нахабино отсутствовали полномочия выдавать разрешение на ввод дома в эксплуатацию, т.к. решение этого вопроса с 2015 года отнесено к компетенции Министерства строительного комплекса Московской области. Судом первой инстанции решение Росреестра об отказе в государственной регистрации признано незаконным: в соответствии с действующим законодательством (ч. 2, ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ) разрешение на ввод дома в эксплуатацию должно быть выдано тем органом власти, который выдавал разрешение на строительство. Однако суд апелляционной инстанции не согласился с этим выводом, указав, что с 1 января 2015 года полномочия по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию на территории Московской области отнесены к ведению Министерства строительства комплекса Московской области <18>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Так, например, допускалась выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Так, например, допускалась выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025).
Статья: Основные изменения в земельном и градостроительном законодательстве конца 2021 г.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По общему правилу, предусмотренному в Градостроительном кодексе РФ, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие построенного объекта разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 5 ч. 6 ст. 55). Как видно, это весьма жесткое правило; в случае его применения застройщик мог бы не получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если градостроительный регламент применительно к участку изменился после получения разрешения на строительство.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По общему правилу, предусмотренному в Градостроительном кодексе РФ, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие построенного объекта разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 5 ч. 6 ст. 55). Как видно, это весьма жесткое правило; в случае его применения застройщик мог бы не получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если градостроительный регламент применительно к участку изменился после получения разрешения на строительство.