Разрешение на строительство 1995 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство 1995 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 222 ГК РФздание, построенное согласно уточненному в установленном порядке ВРИ земельного участка и разрешению на строительство >>>
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2024 N 11АП-6941/2024 по делу N А65-35914/2022
Требование: О признании недействительным решения административного органа об отказе в государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Однако, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Требование: О признании недействительным решения административного органа об отказе в государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Однако, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома
(Майборода В.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Вместе с тем вышеприведенному кардинальному разрешению проблемы перегрузки инфраструктуры избыточным жилищным строительством может предшествовать и принятие мер в рамках действующего регулирования. Так, ординарным в восприятии выступает то обстоятельство, что дефиниция санкционирования строительства объекта капитального строительства дана только ст. 51 ГрК РФ. Однако помимо ч. 1 ст. 51 ГрК РФ понятие разрешению на строительство дано абз. 7 ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", согласно которому разрешение на строительство являет собой основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
(Майборода В.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Вместе с тем вышеприведенному кардинальному разрешению проблемы перегрузки инфраструктуры избыточным жилищным строительством может предшествовать и принятие мер в рамках действующего регулирования. Так, ординарным в восприятии выступает то обстоятельство, что дефиниция санкционирования строительства объекта капитального строительства дана только ст. 51 ГрК РФ. Однако помимо ч. 1 ст. 51 ГрК РФ понятие разрешению на строительство дано абз. 7 ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", согласно которому разрешение на строительство являет собой основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Статья: Существуют ли легальные основы реконструкции зданий, являющихся объектами культурного наследия?
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)<19> В указанном письме допущена неточность. Содержание выражения "разрешение на строительство" помимо ГрК РФ раскрывается и в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". Так, если согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, то в ст. 2 Закона об архитектурной деятельности разрешение на строительство рассматривается как основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику уполномоченным органом в целях контроля за выполнением градостроительных норм, требований градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде. См.: Исмаилов М.Ч. Правовые основания отнесения объекта недвижимости к самовольной постройке // Российская юстиция. 2019. N 10. С. 10 - 12.
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)<19> В указанном письме допущена неточность. Содержание выражения "разрешение на строительство" помимо ГрК РФ раскрывается и в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". Так, если согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, то в ст. 2 Закона об архитектурной деятельности разрешение на строительство рассматривается как основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику уполномоченным органом в целях контроля за выполнением градостроительных норм, требований градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде. См.: Исмаилов М.Ч. Правовые основания отнесения объекта недвижимости к самовольной постройке // Российская юстиция. 2019. N 10. С. 10 - 12.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"1) до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", правила пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию;
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"1) до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", правила пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы.
Статья: Особенности правового положения застройщиков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" содержится такое понятие: заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, и обязанные иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" содержится такое понятие: заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, и обязанные иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Отказ в выдаче разрешения на строительство является правомерным, т.к.:
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Отказ в выдаче разрешения на строительство является правомерным, т.к.:
Статья: Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 51 ГрК РФ, а также ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 51 ГрК РФ, а также ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Статья: Договор субподряда: комментарий к ст. 706 ГК РФ
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство.
Статья: Путину доложат о риске "катастрофических" решений судов против бизнеса
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2021, N 6)В нашей стране достаточно часто встречаются самовольные постройки, которые возводятся представителями бизнеса без разрешения на строительство или же на неприемлемом для строительства земельном участке и потом узакониваются через суд. Это также считается нарушением законодательства, но при этом, если соблюдены правила для признания самовольной постройки законным строением, такое строение узаконят через суд и придадут ему статус легального.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2021, N 6)В нашей стране достаточно часто встречаются самовольные постройки, которые возводятся представителями бизнеса без разрешения на строительство или же на неприемлемом для строительства земельном участке и потом узакониваются через суд. Это также считается нарушением законодательства, но при этом, если соблюдены правила для признания самовольной постройки законным строением, такое строение узаконят через суд и придадут ему статус легального.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> Наряду с разрешением на создание искусственного земельного участка для осуществления строительства необходимо получить разрешение на проведение работ по созданию участка и возводимого на нем объекта капитального строительства, которое выдается в порядке, установленном ГрК РФ для выдачи разрешения на строительство, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 11 Закона N 246-ФЗ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> Наряду с разрешением на создание искусственного земельного участка для осуществления строительства необходимо получить разрешение на проведение работ по созданию участка и возводимого на нем объекта капитального строительства, которое выдается в порядке, установленном ГрК РФ для выдачи разрешения на строительство, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 11 Закона N 246-ФЗ.
Статья: Обзор изменений и дополнений в Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (первый квартал 2022 года)
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме стандартной раскрываемой информации о виде прав на застраиваемый земельный участок, о разрешении на строительство законодатель обязывает застройщика МЖК раскрывать дополнительно в проектной декларации сведения:
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме стандартной раскрываемой информации о виде прав на застраиваемый земельный участок, о разрешении на строительство законодатель обязывает застройщика МЖК раскрывать дополнительно в проектной декларации сведения:
Готовое решение: Что такое фасад здания и какие требования установлены к его содержанию
(КонсультантПлюс, 2025)без получения разрешения на строительство. Прежде всего случаи, когда такое разрешение не потребуется, перечислены в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, но они также содержатся и в других нормативных актах. Так, получать разрешение на строительство не нужно, если изменения здания или его частей (п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)без получения разрешения на строительство. Прежде всего случаи, когда такое разрешение не потребуется, перечислены в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, но они также содержатся и в других нормативных актах. Так, получать разрешение на строительство не нужно, если изменения здания или его частей (п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ):
Статья: Компенсации лицам, чьи покупки в строящихся домах подтверждены, но дома решено снести
(Алексеевская А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Решением суда исковые требования удовлетворены. Апелляционным определением решение оставлено без изменения. Суд указал, что в соответствии со ст. 51 ГрК РФ, ст. 3 ФЗ от 18.10.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Таким образом, разрешение на строительство является подтверждением соответствия объекта всем экологическим, техническим, инженерным и иным требованиям, которые предъявляются к объекту строительства. Согласно заключению строительно-технической экспертизы здание обладает признаками многоквартирного жилого дома, что не соответствует разрешению на строительство. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. При этом суд также отметил, что то обстоятельство, что в целом объект недвижимости, о сносе которого заявлено, не нарушает нормы СНиП, здание не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не указывает на законность данной постройки, поскольку она не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположена.
(Алексеевская А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Решением суда исковые требования удовлетворены. Апелляционным определением решение оставлено без изменения. Суд указал, что в соответствии со ст. 51 ГрК РФ, ст. 3 ФЗ от 18.10.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Таким образом, разрешение на строительство является подтверждением соответствия объекта всем экологическим, техническим, инженерным и иным требованиям, которые предъявляются к объекту строительства. Согласно заключению строительно-технической экспертизы здание обладает признаками многоквартирного жилого дома, что не соответствует разрешению на строительство. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. При этом суд также отметил, что то обстоятельство, что в целом объект недвижимости, о сносе которого заявлено, не нарушает нормы СНиП, здание не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не указывает на законность данной постройки, поскольку она не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположена.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Понятие самовольной постройки, данное в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, не является единственным. Так, статьи 24 - 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" определяют ее как строительство или изменение архитектурного объекта (здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта) без разрешения на строительство, а согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, самовольной постройкой признаются осуществленные без соответствующего разрешения: реконструкция жилых домов (частей домов); переоборудование правомерно возведенных нежилых зданий в жилые и наоборот; возведение нового здания при наличии разрешения на капитальный ремонт старого; возведение дополнительных зданий.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Понятие самовольной постройки, данное в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, не является единственным. Так, статьи 24 - 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" определяют ее как строительство или изменение архитектурного объекта (здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта) без разрешения на строительство, а согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, самовольной постройкой признаются осуществленные без соответствующего разрешения: реконструкция жилых домов (частей домов); переоборудование правомерно возведенных нежилых зданий в жилые и наоборот; возведение нового здания при наличии разрешения на капитальный ремонт старого; возведение дополнительных зданий.