Разрешение на рубку деревьев
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на рубку деревьев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29 "Заготовка древесины" ЛК РФ"Поскольку незаконная рубка деревьев произведена арендатором на лесном участке, на котором не разрешена сплошная рубка деревьев, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для привлечения ответчика к ответственности."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" УК РФ"Как обоснованно установлено судом, осужденный Ш. знал о месте, отведенном для вырубки леса по договору купли-продажи, о том, что на лесном участке произрастает не менее 68 сырорастущих деревьев породы "сосна" в объеме, превышающем разрешенные к рубке 7 кубических метров, однако, дал распоряжение проводить сплошную рубку лесных насаждений, не уведомив заказчика, контролирующие органы о наличии сосен в месте рубки. Преступление Ш. совершено с использованием своего служебного положения, поскольку в инкриминируемый период Ш. являлся директором ООО "<данные изъяты>", обладал всеми признаками должностного лица, предусмотренными п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О типичных способах экологических преступлений и их значении для расследования
(Васильева М.А.)
("Российский следователь", 2021, N 4)Характерным примером способа такого преступления является следующий. Соседи К. и В. договорились совместно совершить незаконную рубку леса. Взяв имевшиеся в их собственности топор и бензопилу, прибыли на лошадях в лес, где, не имея документов, разрешающих рубку, спилили 14 деревьев для их распиловки и дальнейшего отопления домов, чем причинили лесному фонду участкового лесничества ущерб на общую сумму более 14 тыс. руб. <5>.
(Васильева М.А.)
("Российский следователь", 2021, N 4)Характерным примером способа такого преступления является следующий. Соседи К. и В. договорились совместно совершить незаконную рубку леса. Взяв имевшиеся в их собственности топор и бензопилу, прибыли на лошадях в лес, где, не имея документов, разрешающих рубку, спилили 14 деревьев для их распиловки и дальнейшего отопления домов, чем причинили лесному фонду участкового лесничества ущерб на общую сумму более 14 тыс. руб. <5>.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Характерной чертой организованного ведения незаконных рубок лесных насаждений в России выступает использование участков территории под предлогом ведения иных видов деятельности. Так, на территории Иркутской области в октябре 2020 г. пресечена незаконная деятельность, осуществлявшаяся на особо охраняемой территории площадью 95 га, разрешенное использование которой включало проведение геологической съемки. В 2018 г. подозреваемые приобрели предприятие, имеющее лицензию на данный вид деятельности, что позволило им заключить договор аренды с министерством лесного комплекса Иркутской области. В дальнейшем ими был осуществлен наем на работу лиц, не осведомленных об их преступных намерениях, и проведена незаконная рубка деревьев на всей площади арендованного участка. Ущерб от незаконных действий составил 23 млн рублей, было вырублено около 8 400 деревьев. Разрешенным видом деятельности подозреваемые не занимались <1>. По данному уголовному делу обвинение предъявлено собственникам предприятия, лица, непосредственно производившие рубку лесных насаждений, имеют статус свидетелей. При выявлении подобных обстоятельств проверки требует версия о полной или частичной осведомленности рядовых участников рубки о ее криминальном характере.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Характерной чертой организованного ведения незаконных рубок лесных насаждений в России выступает использование участков территории под предлогом ведения иных видов деятельности. Так, на территории Иркутской области в октябре 2020 г. пресечена незаконная деятельность, осуществлявшаяся на особо охраняемой территории площадью 95 га, разрешенное использование которой включало проведение геологической съемки. В 2018 г. подозреваемые приобрели предприятие, имеющее лицензию на данный вид деятельности, что позволило им заключить договор аренды с министерством лесного комплекса Иркутской области. В дальнейшем ими был осуществлен наем на работу лиц, не осведомленных об их преступных намерениях, и проведена незаконная рубка деревьев на всей площади арендованного участка. Ущерб от незаконных действий составил 23 млн рублей, было вырублено около 8 400 деревьев. Разрешенным видом деятельности подозреваемые не занимались <1>. По данному уголовному делу обвинение предъявлено собственникам предприятия, лица, непосредственно производившие рубку лесных насаждений, имеют статус свидетелей. При выявлении подобных обстоятельств проверки требует версия о полной или частичной осведомленности рядовых участников рубки о ее криминальном характере.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- проведение работ по проектной документации, предусмотренной статьей 36.1 Закона о недрах, с проведением выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута на основании разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- проведение работ по проектной документации, предусмотренной статьей 36.1 Закона о недрах, с проведением выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута на основании разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Актуальные вопросы оборотоспособности природных ресурсов
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)В соответствии с гражданским законодательством земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, является недвижимым имуществом. Природные ресурсы, которые не признаются законом недвижимостью, можно считать движимым имуществом. Так, объектами экологических отношений являются объекты животного мира, водные биологические ресурсы. Несомненно, это движимые объекты, и они могут рассматриваться как самостоятельное имущество, которое обладает не индивидуально-определенными, а родовыми признаками. Но с позиции биологии мы имеем дело с природными объектами, которые подлежат точной видовой классификации и, несомненно, могут быть индивидуализированы учеными, осуществляющими экологический мониторинг. В некоторых случаях мы можем индивидуализировать конкретный природный ресурс, предоставляя права пользования индивидуальной вещью. В лесозаготовке мы можем выделить отдельное дерево, подлежащее рубке (например, по договору купли-продажи древесины на корню, в случае санитарной рубки). При предоставлении права на санитарный отлов конкретного животного или в целях его перемещения в зоопарк, других способов сохранения и изоляции конкретной особи речь идет об индивидуально обособленных особях. В большей части случаев мы предоставляем права на природные ресурсы, обладающие родовыми (или видовыми) признаками. При выдаче разрешений на охоту - один лось, квота на добычу краба, размещение отходов и другие виды и способы природопользования. Дикие животные находятся в государственной собственности, но собственник не может владеть дикими животными и индивидуализировать их так, как домашних. Если же биологические ресурсы рассматривать как часть земельного участка, земли, а также водного объекта, то их оборотоспособность может быть связана с недвижимым имуществом. В таком случае мы охраняем не конкретное животное, например муравья, а место обитания вида. В связи с этим оборотоспособность природных ресурсов прочно связана с судьбой земельного участка, на котором они расположены.
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)В соответствии с гражданским законодательством земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, является недвижимым имуществом. Природные ресурсы, которые не признаются законом недвижимостью, можно считать движимым имуществом. Так, объектами экологических отношений являются объекты животного мира, водные биологические ресурсы. Несомненно, это движимые объекты, и они могут рассматриваться как самостоятельное имущество, которое обладает не индивидуально-определенными, а родовыми признаками. Но с позиции биологии мы имеем дело с природными объектами, которые подлежат точной видовой классификации и, несомненно, могут быть индивидуализированы учеными, осуществляющими экологический мониторинг. В некоторых случаях мы можем индивидуализировать конкретный природный ресурс, предоставляя права пользования индивидуальной вещью. В лесозаготовке мы можем выделить отдельное дерево, подлежащее рубке (например, по договору купли-продажи древесины на корню, в случае санитарной рубки). При предоставлении права на санитарный отлов конкретного животного или в целях его перемещения в зоопарк, других способов сохранения и изоляции конкретной особи речь идет об индивидуально обособленных особях. В большей части случаев мы предоставляем права на природные ресурсы, обладающие родовыми (или видовыми) признаками. При выдаче разрешений на охоту - один лось, квота на добычу краба, размещение отходов и другие виды и способы природопользования. Дикие животные находятся в государственной собственности, но собственник не может владеть дикими животными и индивидуализировать их так, как домашних. Если же биологические ресурсы рассматривать как часть земельного участка, земли, а также водного объекта, то их оборотоспособность может быть связана с недвижимым имуществом. В таком случае мы охраняем не конкретное животное, например муравья, а место обитания вида. В связи с этим оборотоспособность природных ресурсов прочно связана с судьбой земельного участка, на котором они расположены.
Вопрос: Нужно ли получать разрешение (порубочный билет) на вырубку сухостоя (усохших на корню деревьев)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4.2 Методики расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории Орехово-Зуевского городского округа Московской области", утв. Решением Совета депутатов Орехово-Зуевского городского округа МО от 28.05.2020 N 169/13, санитарная рубка сухостоя и аварийных деревьев и кустарников производится по разрешению на вырубку зеленых насаждений - порубочному билету, выданному муниципальным казенным учреждением "Благоустройство и дорожное хозяйство" Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4.2 Методики расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории Орехово-Зуевского городского округа Московской области", утв. Решением Совета депутатов Орехово-Зуевского городского округа МО от 28.05.2020 N 169/13, санитарная рубка сухостоя и аварийных деревьев и кустарников производится по разрешению на вырубку зеленых насаждений - порубочному билету, выданному муниципальным казенным учреждением "Благоустройство и дорожное хозяйство" Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В литературе нормы ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ квалифицируются как легальный сервитут, поскольку допускают использование береговой полосы для высадки людей, размещения информационных знаков, рубки деревьев и расчистки полосы с целью обеспечения безопасности судоходства <1>. С данной точкой зрения можно согласиться, но с оговоркой о том, что ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта, в отличие от норм об охранных зонах, не предусматривает четкого порядка использования береговой полосы, информирования собственника полосы об этом и прямой нормы, предусматривающей случаи, когда соответствующие субъекты вправе без какого-либо разрешения осуществлять ее использование.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В литературе нормы ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ квалифицируются как легальный сервитут, поскольку допускают использование береговой полосы для высадки людей, размещения информационных знаков, рубки деревьев и расчистки полосы с целью обеспечения безопасности судоходства <1>. С данной точкой зрения можно согласиться, но с оговоркой о том, что ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта, в отличие от норм об охранных зонах, не предусматривает четкого порядка использования береговой полосы, информирования собственника полосы об этом и прямой нормы, предусматривающей случаи, когда соответствующие субъекты вправе без какого-либо разрешения осуществлять ее использование.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 43 ЛК устанавливает, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со ст. 9 ЛК. Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. В таких случаях использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута. Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 43 ЛК устанавливает, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со ст. 9 ЛК. Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. В таких случаях использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута. Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вопрос: Нужно ли получать разрешение для проведения кронирования и обрезки деревьев?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основания выдачи разрешения на обрезку деревьев предусмотрены пп. 3.2 Положения г. о. Пушкинский (например, проведение санитарных рубок, восстановление нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основания выдачи разрешения на обрезку деревьев предусмотрены пп. 3.2 Положения г. о. Пушкинский (например, проведение санитарных рубок, восстановление нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями).
Статья: Квалификация хищения древесных насаждений (статья первая)
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Суды первой и второй инстанций в связи с этим указали, что, "поскольку... для заключения договора купли-продажи в КГБУ "Усольское лесничество" осужденным были представлены заведомо подложные документы с указанием на необходимость заготовки древесины Ф.И.О.5, доводы адвоката об отсутствии в действиях М.Г. состава преступления обоснованными признаны быть не могут" <37>. В дополнение к этому суды считают, что использование недостоверных сведений при формировании разрешительных документов в целях заготовки древесины свидетельствует о том, что рубке подверглись леса, изначально не предназначенные для этого (то есть те, которые должны были и дальше выполнять природозащитную функцию), а потому содеянное надлежит квалифицировать как экологическое преступление <38>. Выходит, что деревья не могут быть предметом хищения, если решение об их рубке было принято необоснованно.
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Суды первой и второй инстанций в связи с этим указали, что, "поскольку... для заключения договора купли-продажи в КГБУ "Усольское лесничество" осужденным были представлены заведомо подложные документы с указанием на необходимость заготовки древесины Ф.И.О.5, доводы адвоката об отсутствии в действиях М.Г. состава преступления обоснованными признаны быть не могут" <37>. В дополнение к этому суды считают, что использование недостоверных сведений при формировании разрешительных документов в целях заготовки древесины свидетельствует о том, что рубке подверглись леса, изначально не предназначенные для этого (то есть те, которые должны были и дальше выполнять природозащитную функцию), а потому содеянное надлежит квалифицировать как экологическое преступление <38>. Выходит, что деревья не могут быть предметом хищения, если решение об их рубке было принято необоснованно.