Разрешение на реконструкцию частного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на реконструкцию частного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 51.1 "Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома" Градостроительного кодекса РФ"Уполномоченный орган проверяет соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 51.1 ГрК РФ).
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15.05.2024 N 88а-9333/2024 (УИД 39RS0001-01-2022-004800-93)
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в снятии с кадастрового учета многоквартирного жилого дома.
Обстоятельства: Истец, являясь арендатором земельного участка, заявляет, что многоквартирный дом, расположенный на земельном участке, исходя из правоустанавливающих документов, фактически не существует.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Судебная коллегия кассационного суда указала, что в данном случае, вне зависимости от формы обращения в государственный орган, судам надлежало выяснить законность и обоснованность постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 660 кв. м. Между тем указанные фактические обстоятельства дела судами не выяснялись. Выводы суда апелляционной инстанции о фактической реконструкции индивидуального жилого дома в многоквартирный, и прекращении существования индивидуального жилого дома в связи с этим, не основаны на доказательствах, имеющихся в деле. Отсутствие в администрации городского округа "Город Калининград" сведений о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома и разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию, вопреки выводам судов, само по себе о законности постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома не свидетельствует. Какой объект фактически находится на вышеуказанном земельном участке, и имеются ли основания для снятия его с государственного кадастрового учета, судами и административным ответчиком не установлено.
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в снятии с кадастрового учета многоквартирного жилого дома.
Обстоятельства: Истец, являясь арендатором земельного участка, заявляет, что многоквартирный дом, расположенный на земельном участке, исходя из правоустанавливающих документов, фактически не существует.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Судебная коллегия кассационного суда указала, что в данном случае, вне зависимости от формы обращения в государственный орган, судам надлежало выяснить законность и обоснованность постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 660 кв. м. Между тем указанные фактические обстоятельства дела судами не выяснялись. Выводы суда апелляционной инстанции о фактической реконструкции индивидуального жилого дома в многоквартирный, и прекращении существования индивидуального жилого дома в связи с этим, не основаны на доказательствах, имеющихся в деле. Отсутствие в администрации городского округа "Город Калининград" сведений о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома и разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию, вопреки выводам судов, само по себе о законности постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома не свидетельствует. Какой объект фактически находится на вышеуказанном земельном участке, и имеются ли основания для снятия его с государственного кадастрового учета, судами и административным ответчиком не установлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)При использовании в строительстве или реконструкции типовых архитектурных решений в заявлении о выдаче разрешения на строительство/реконструкцию объекта или в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, садового дома должно быть указано соответствующее типовое архитектурное решение. В таком случае приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется. Использование типового архитектурного решения также исключает получение заключения исполнительного органа субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, на раздел проектной документации объекта капитального строительства, содержащий архитектурные решения, или на описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответственно (ч. 10.2, 11.1 ст. 51, ч. 3, 5, 8 ст. 51.1 ГрК РФ).
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)При использовании в строительстве или реконструкции типовых архитектурных решений в заявлении о выдаче разрешения на строительство/реконструкцию объекта или в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, садового дома должно быть указано соответствующее типовое архитектурное решение. В таком случае приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется. Использование типового архитектурного решения также исключает получение заключения исполнительного органа субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, на раздел проектной документации объекта капитального строительства, содержащий архитектурные решения, или на описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответственно (ч. 10.2, 11.1 ст. 51, ч. 3, 5, 8 ст. 51.1 ГрК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Часть 5 комментируемой статьи разрешает осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. Согласно п. 12 ст. 60 указанного Закона региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе разработать и утвердить типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Часть 5 комментируемой статьи разрешает осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. Согласно п. 12 ст. 60 указанного Закона региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе разработать и утвердить типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"9) устанавливают по согласованию с Правительством Российской Федерации особенности выдачи разрешений на строительство, уведомлений о планируемом строительстве и (или) реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, расположенных в границах федеральной территории "Сириус";
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"9) устанавливают по согласованию с Правительством Российской Федерации особенности выдачи разрешений на строительство, уведомлений о планируемом строительстве и (или) реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, расположенных в границах федеральной территории "Сириус";
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Суд первой инстанции требование удовлетворил, с чем не согласился суд апелляционной инстанции, который такое решение отменил, в удовлетворении требования отказал. При этом указал, что застройщик начал возведение объекта до получения разрешения на строительство и до направления уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве), в связи с чем возводимый объект отвечает признакам самовольной постройки, установленным пунктом 1 статьи 222 ГК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Суд первой инстанции требование удовлетворил, с чем не согласился суд апелляционной инстанции, который такое решение отменил, в удовлетворении требования отказал. При этом указал, что застройщик начал возведение объекта до получения разрешения на строительство и до направления уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве), в связи с чем возводимый объект отвечает признакам самовольной постройки, установленным пунктом 1 статьи 222 ГК РФ.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)1. С 4 августа 2018 года для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется получение разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)1. С 4 августа 2018 года для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется получение разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)С 4 августа 2018 года для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется получение разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)С 4 августа 2018 года для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется получение разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции.
Готовое решение: Можно ли изменить назначение здания с жилого на нежилое и как это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)разрешенное использование земельного участка, на котором находится дом, предполагает ли оно размещение на нем нежилого здания. Если нет, то при реконструкции здания вам откажут в выдаче разрешения на строительство. А в случае перевода индивидуального жилого дома в нежилое помещение могут отказать в переводе (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, ч. 1 ст. 22 ЖК РФ, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.11.2015 N 89-КГ15-9).
(КонсультантПлюс, 2025)разрешенное использование земельного участка, на котором находится дом, предполагает ли оно размещение на нем нежилого здания. Если нет, то при реконструкции здания вам откажут в выдаче разрешения на строительство. А в случае перевода индивидуального жилого дома в нежилое помещение могут отказать в переводе (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, ч. 1 ст. 22 ЖК РФ, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.11.2015 N 89-КГ15-9).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, районный суд, с которым согласились областной суд и кассационный суд общей юрисдикции, исходил из того, что возведенный в 1969 г. жилой дом, принадлежащий административному истцу, расположен без отступа от границы земельного участка, то есть по его границе, в нарушение требований градостроительного законодательства, в связи с чем правовых оснований для признания оспариваемого уведомления местной администрации незаконным не имеется. При этом суды руководствовались положениями п. 1 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, районный суд, с которым согласились областной суд и кассационный суд общей юрисдикции, исходил из того, что возведенный в 1969 г. жилой дом, принадлежащий административному истцу, расположен без отступа от границы земельного участка, то есть по его границе, в нарушение требований градостроительного законодательства, в связи с чем правовых оснований для признания оспариваемого уведомления местной администрации незаконным не имеется. При этом суды руководствовались положениями п. 1 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Вопрос: О гражданах, имеющих право на получение льготного ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья в рамках программы "Семейная ипотека", и возмещении кредиторам недополученных доходов по нему.
(Письмо Минфина России от 01.08.2024 N 05-05-08/20947)для приобретения индивидуальных жилых домов, в том числе с земельными участками, расположенных на территории Российской Федерации, по договорам купли-продажи, заключенным с индивидуальными предпринимателями, являющимися первыми собственниками таких домов, зарегистрировавшими право собственности на указанные жилые дома после получения таким индивидуальным предпринимателем уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и построившими (создавшими) указанные жилые дома в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности по строительству в соответствии с содержащимся в составе сведений о таком индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей кодом вида (кодами видов) экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, или для приобретения заемщиками индивидуальных жилых домов, в том числе с земельными участками, включая индивидуальные жилые дома в границах территорий малоэтажных жилых комплексов, расположенных на территории Российской Федерации, по договорам купли-продажи, заключенным с юридическими лицами, являющимися первыми собственниками таких жилых домов и зарегистрировавшими право собственности на указанные жилые дома после получения таким юридическим лицом уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (получения разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию).
(Письмо Минфина России от 01.08.2024 N 05-05-08/20947)для приобретения индивидуальных жилых домов, в том числе с земельными участками, расположенных на территории Российской Федерации, по договорам купли-продажи, заключенным с индивидуальными предпринимателями, являющимися первыми собственниками таких домов, зарегистрировавшими право собственности на указанные жилые дома после получения таким индивидуальным предпринимателем уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и построившими (создавшими) указанные жилые дома в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности по строительству в соответствии с содержащимся в составе сведений о таком индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей кодом вида (кодами видов) экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, или для приобретения заемщиками индивидуальных жилых домов, в том числе с земельными участками, включая индивидуальные жилые дома в границах территорий малоэтажных жилых комплексов, расположенных на территории Российской Федерации, по договорам купли-продажи, заключенным с юридическими лицами, являющимися первыми собственниками таких жилых домов и зарегистрировавшими право собственности на указанные жилые дома после получения таким юридическим лицом уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (получения разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)"Решением Думы муниципального образования до момента утверждения требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места администрации муниципального образования предписано прекратить утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; направление уведомлений при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений; принятие решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; принятие решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)"Решением Думы муниципального образования до момента утверждения требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места администрации муниципального образования предписано прекратить утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; направление уведомлений при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений; принятие решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; принятие решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" <1>.