Разрешение на добычу охотничьих ресурсов
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на добычу охотничьих ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 258 "Незаконная охота" УК РФ"Действия Х. правильно квалифицированы судом по п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п. п. 8, 10, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", согласно которым незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др., при этом осуществление незаконной охоты с применением механического транспортного средства, в частности моторной лодки, приводимой в движение двигателем, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ, поскольку ответственность за такое деяние предусмотрена п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8.37 "Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира" КоАП РФ"Основанием для привлечения К. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 25 февраля 2023 года и судебных актах выводы о том, что 24 февраля 2023 года в 16 часов 00 минут К., не имея разрешения на добычу охотничьих ресурсов, находился с собакой охотничьей породы "лайка" в охотничьих угодьях ГМОО "Клуб охотников и рыболовов" вблизи урочища "Большое Сухое" около с. Сергиевка Губкинского городского округа Белгородской области, чем нарушил пункт 59 Правил охоты."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каких случаях физические лица уплачивают сбор за пользование объектами животного мира и водных ресурсов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Любой вид охоты возможен только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных (ч. 2 ст. 29 Закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ; п. п. 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Любой вид охоты возможен только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных (ч. 2 ст. 29 Закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ; п. п. 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477).
Вопрос: Об уплате сборов за пользование объектами животного мира и порядке представления в налоговые органы сведений о выданных охотникам разрешениях на добычу охотничьих ресурсов.
(Письмо Минфина России от 23.04.2025 N 03-06-06-03/40950)Вопрос: Об уплате сборов за пользование объектами животного мира и порядке представления в налоговые органы сведений о выданных охотникам разрешениях на добычу охотничьих ресурсов.
(Письмо Минфина России от 23.04.2025 N 03-06-06-03/40950)Вопрос: Об уплате сборов за пользование объектами животного мира и порядке представления в налоговые органы сведений о выданных охотникам разрешениях на добычу охотничьих ресурсов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Глава 5. РАЗРЕШЕНИЕ НА ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ
(ред. от 13.12.2024)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Глава 5. РАЗРЕШЕНИЕ НА ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ
Приказ Минприроды России от 07.04.2025 N 178
"Об утверждении Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2025 N 82032)Зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 2025 г. N 82032
"Об утверждении Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2025 N 82032)Зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 2025 г. N 82032
Статья: Административная ответственность за правонарушения в сфере разрешительной деятельности
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з предусматривает ответственность должностных лиц за противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан (муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена), выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды (ст. 4.6); за нарушение порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях (ст. 5.7).
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з предусматривает ответственность должностных лиц за противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан (муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена), выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды (ст. 4.6); за нарушение порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях (ст. 5.7).
Статья: Понятие "охотничьи ресурсы" и критерии их определения
(Рыбинская Е.Т.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности (ст. 15 Закона N 209-ФЗ) осуществляется на основании научных, научно-технических программ и проектов (допускается отлов и отстрел). Особенности осуществления данного вида охоты становились предметом судебного разбирательства даже Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в Конституционный Суд обратился Е.Д. Махнач с жалобой, в которой оспаривал конституционность п. 2 ч. 4 ст. 15 Закона N 209-ФЗ. Из материалов дела видно, что "Е.Д. Махнач обратился в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях в научных целях, но ему было в этом отказано, поскольку представленная им научная программа имела недостатки в оформлении" <7>.
(Рыбинская Е.Т.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности (ст. 15 Закона N 209-ФЗ) осуществляется на основании научных, научно-технических программ и проектов (допускается отлов и отстрел). Особенности осуществления данного вида охоты становились предметом судебного разбирательства даже Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в Конституционный Суд обратился Е.Д. Махнач с жалобой, в которой оспаривал конституционность п. 2 ч. 4 ст. 15 Закона N 209-ФЗ. Из материалов дела видно, что "Е.Д. Махнач обратился в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях в научных целях, но ему было в этом отказано, поскольку представленная им научная программа имела недостатки в оформлении" <7>.
Статья: Судебная практика по делам о дорожно-транспортных происшествиях с участием животных
(Кичигин Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Истец просил взыскать в пользу государства с ответчика сумму причиненного ущерба животному миру и государству в размере 80 тыс. руб., а также сумму неполученных государством доходов за разрешение и добычу охотничьих ресурсов в размере 1 500 руб. В обоснование требования о взыскании суммы доходов за разрешение и добычу охотничьих ресурсов истец сослался на ч. 2 ст. 29 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой изъятие объектов животного мира из естественной среды обитания возможно только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
(Кичигин Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Истец просил взыскать в пользу государства с ответчика сумму причиненного ущерба животному миру и государству в размере 80 тыс. руб., а также сумму неполученных государством доходов за разрешение и добычу охотничьих ресурсов в размере 1 500 руб. В обоснование требования о взыскании суммы доходов за разрешение и добычу охотничьих ресурсов истец сослался на ч. 2 ст. 29 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой изъятие объектов животного мира из естественной среды обитания возможно только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Минприроды России от 8 апреля 2022 г. N 258
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Минприроды России от 8 апреля 2022 г. N 258
Статья: УАЗом по браконьеру: Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не без повода усомнилась в законности и обоснованности приговора, постановленного мировым судьей по ч. 2 ст. 114 УК РФ в отношении егеря
(Колоколов Н.А.)
("Мировой судья", 2023, N 1)В рассматриваемый период времени государственный инспектор был наделен правом: а) проверки документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства)); б) осмотра орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализа и оценки способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверки сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осмотра отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции; г) проверки соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания <8>.
(Колоколов Н.А.)
("Мировой судья", 2023, N 1)В рассматриваемый период времени государственный инспектор был наделен правом: а) проверки документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства)); б) осмотра орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализа и оценки способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверки сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осмотра отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции; г) проверки соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания <8>.
Ситуация: Каковы правила охоты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)разрешение на добычу охотничьих ресурсов, которое выдается на добычу копытных животных, медведей, птиц и пушных животных. При этом разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)разрешение на добычу охотничьих ресурсов, которое выдается на добычу копытных животных, медведей, птиц и пушных животных. При этом разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Практика установления ЭПР началась в марте 2022 г. За время действия законодательства об ЭПР в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации было установлено и реализуется 17 экспериментов <2>, включая: движение беспилотных грузовиков на трассе М-11, эксплуатацию беспилотных авиационных систем, выдачу электронного разрешения на добычу охотничьих ресурсов, по направлению медицинских и телемедицинских технологий и другим направлениям <3>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Практика установления ЭПР началась в марте 2022 г. За время действия законодательства об ЭПР в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации было установлено и реализуется 17 экспериментов <2>, включая: движение беспилотных грузовиков на трассе М-11, эксплуатацию беспилотных авиационных систем, выдачу электронного разрешения на добычу охотничьих ресурсов, по направлению медицинских и телемедицинских технологий и другим направлениям <3>.
Вопрос: О госпошлине за выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов ИП и юрлицам, заключившим охотхозяйственные соглашения.
(Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-05-04-03/83006)Вопрос: О госпошлине за выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов ИП и юрлицам, заключившим охотхозяйственные соглашения.
(Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-05-04-03/83006)Вопрос: О госпошлине за выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов ИП и юрлицам, заключившим охотхозяйственные соглашения.
Статья: О передаче охотничьего оружия физическому лицу в целях охоты
(Дмитриев О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Аналогично термин "присутствие" применяется в специальном нормативном акте - Правилах охоты: "При осуществлении коллективной охоты на копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицу лицом, ответственным за ее осуществление, является уполномоченный представитель юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашение или обладающего правом долгосрочного пользования животным миром, которое у него возникло до дня вступления в силу Федерального закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, или лицо, на имя которого выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов. При осуществлении коллективной охоты на копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицу в закрепленных охотничьих угодьях путевка выдается лицу, получившему в установленном порядке разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты, обязано присутствовать в месте осуществления коллективной охоты" <22>.
(Дмитриев О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Аналогично термин "присутствие" применяется в специальном нормативном акте - Правилах охоты: "При осуществлении коллективной охоты на копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицу лицом, ответственным за ее осуществление, является уполномоченный представитель юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашение или обладающего правом долгосрочного пользования животным миром, которое у него возникло до дня вступления в силу Федерального закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, или лицо, на имя которого выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов. При осуществлении коллективной охоты на копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицу в закрепленных охотничьих угодьях путевка выдается лицу, получившему в установленном порядке разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты, обязано присутствовать в месте осуществления коллективной охоты" <22>.
Статья: Охотхозяйственное соглашение как гражданско-правовой договор
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2024, N 5)Следует отметить, что в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" законодатель перечисляет условия, которые должны быть включены в охотхозяйственное соглашение в качестве его содержания, т.е. его существенные условия. Исходя из того что законодатель в п. 1 ст. 432 ГК РФ использует и раскрывает смысл только существенных условий, под которыми понимаются условия, необходимые и достаточные для признания договора заключенным, предлагаем в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" изменить редакцию предложения: "охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия" на другую, а именно: "охотхозяйственное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия". Кроме того, учитывая, что законодатель в качестве существенного условия в п. 1 ст. 432 ГК РФ прежде всего указывает условие о предмете договора, поскольку именно это условие индивидуализирует предмет исполнения, предлагаем в условия о предмете включать не только сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных и лесных участках, об обременениях этих участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты, но и конкретные мероприятия (их перечень), проведение которых обязуется обеспечить одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), а также перечень объектов охотничьей инфраструктуры, которые обязуется создать вышеуказанная сторона по конкретному охотхозяйственному соглашению, перечень конкретных земельных и лесных участков, которые должны быть предоставлены второй стороной охотхозяйственного соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов, которое возникает у индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося стороной охотхозяйственного соглашения, именно с момента вступления в силу охотхозяйственного соглашения, а не с момента выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Любой договор, в том числе охотхозяйственное соглашение, требует согласования существенных условий, при несогласовании хотя бы одного из них договор считается незаключенным. В юридической литературе имеется научная точка зрения о том, что существенные условия охотхозяйственного соглашения определяются самостоятельно государством и при заключении охотхозяйственного соглашения согласование условий между сторонами охотхозяйственного соглашения не происходит, потенциальный охотпользователь, как считает автор, имеет право либо принять, либо отказаться от данных условий, но не изменить их, даже по взаимному согласию сторон <6>.
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2024, N 5)Следует отметить, что в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" законодатель перечисляет условия, которые должны быть включены в охотхозяйственное соглашение в качестве его содержания, т.е. его существенные условия. Исходя из того что законодатель в п. 1 ст. 432 ГК РФ использует и раскрывает смысл только существенных условий, под которыми понимаются условия, необходимые и достаточные для признания договора заключенным, предлагаем в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" изменить редакцию предложения: "охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия" на другую, а именно: "охотхозяйственное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия". Кроме того, учитывая, что законодатель в качестве существенного условия в п. 1 ст. 432 ГК РФ прежде всего указывает условие о предмете договора, поскольку именно это условие индивидуализирует предмет исполнения, предлагаем в условия о предмете включать не только сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных и лесных участках, об обременениях этих участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты, но и конкретные мероприятия (их перечень), проведение которых обязуется обеспечить одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), а также перечень объектов охотничьей инфраструктуры, которые обязуется создать вышеуказанная сторона по конкретному охотхозяйственному соглашению, перечень конкретных земельных и лесных участков, которые должны быть предоставлены второй стороной охотхозяйственного соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов, которое возникает у индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося стороной охотхозяйственного соглашения, именно с момента вступления в силу охотхозяйственного соглашения, а не с момента выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Любой договор, в том числе охотхозяйственное соглашение, требует согласования существенных условий, при несогласовании хотя бы одного из них договор считается незаключенным. В юридической литературе имеется научная точка зрения о том, что существенные условия охотхозяйственного соглашения определяются самостоятельно государством и при заключении охотхозяйственного соглашения согласование условий между сторонами охотхозяйственного соглашения не происходит, потенциальный охотпользователь, как считает автор, имеет право либо принять, либо отказаться от данных условий, но не изменить их, даже по взаимному согласию сторон <6>.