Разрешена ли замена наркотических средств при проведении ОРМ «контролируемая поставка»
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешена ли замена наркотических средств при проведении ОРМ «контролируемая поставка» (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квалификация контрабанды наркотиков путем международных почтовых отправлений
(Любавина М.А.)
("Уголовное право", 2018, N 3)Равным образом контрабанда признается оконченным преступлением в случае обнаружения наркотического средства или иного предмета преступления в международном почтовом отправлении, его замены на муляж и дальнейшего получения международного почтового отправления адресатом. Так, на территории таможенного поста "Международный почтамт" <...> таможни ФТС России в ходе проведения сотрудниками таможни таможенного досмотра международного почтового отправления, прибывшего в Российскую Федерацию из <...> на имя Шефтера А., было обнаружено наркотическое средство, замененное на муляж. В процессе ОРМ "контролируемая поставка" Шефтер А.И. получил посылку с находившимся в ней муляжом наркотического средства. Действия Шефтера А.И. квалифицированы как оконченное преступление <4>.
(Любавина М.А.)
("Уголовное право", 2018, N 3)Равным образом контрабанда признается оконченным преступлением в случае обнаружения наркотического средства или иного предмета преступления в международном почтовом отправлении, его замены на муляж и дальнейшего получения международного почтового отправления адресатом. Так, на территории таможенного поста "Международный почтамт" <...> таможни ФТС России в ходе проведения сотрудниками таможни таможенного досмотра международного почтового отправления, прибывшего в Российскую Федерацию из <...> на имя Шефтера А., было обнаружено наркотическое средство, замененное на муляж. В процессе ОРМ "контролируемая поставка" Шефтер А.И. получил посылку с находившимся в ней муляжом наркотического средства. Действия Шефтера А.И. квалифицированы как оконченное преступление <4>.
"Комментарий к Федеральному закону от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
(постатейный)
(Киселев А.П., Васильев О.А., Белянинова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия соответствующих сторон могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием или полной или частичной заменой наркотических средств или психотропных веществ.
(постатейный)
(Киселев А.П., Васильев О.А., Белянинова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия соответствующих сторон могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием или полной или частичной заменой наркотических средств или психотропных веществ.
Нормативные акты
"Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Министерством внутренних дел Турецкой Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"
(Подписан в г. Анкаре 12.05.2010)б) проведение в рамках своей компетенции одной Стороной по запросам другой Стороны оперативно-розыскных мероприятий по вопросам, связанным с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
(Подписан в г. Анкаре 12.05.2010)б) проведение в рамках своей компетенции одной Стороной по запросам другой Стороны оперативно-розыскных мероприятий по вопросам, связанным с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
Статья: Квалифицированная юридическая помощь лицам, в отношении которых проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, в случаях приобретения такими мероприятиями гласного характера
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Таким образом, если заподозренному лицу, в отношении которого проводилось негласное ОРМ, после его захвата разъяснено право не свидетельствовать против себя самого (ст. 51 Конституции РФ) и право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) и это лицо требует присутствия адвоката, то получение каких-либо пояснений от данного лица следует отложить до прибытия адвоката. Безусловно, адвокат может порекомендовать (и весьма вероятно порекомендует) своему доверителю воздержаться от пояснений, которые от него требуют оперативные сотрудники (например, по факту получения взятки при проведении оперативного эксперимента, сбыта обнаруженных наркотиков при проведении проверочной закупки, транспортировки выявленного оружия при контролируемой поставке и т.п.). В свою очередь полагаем, что оперативным сотрудникам и не следует требовать таких пояснений, потому что они не имеют юридического значения. Все усилия оперативных сотрудников должны быть направлены на фиксацию фактических обстоятельств на месте проведения ОРМ, связи предмета преступления и лица, заподозренного в его совершении, тогда как вербальную информацию от него можно будет получить в последующем при проведении ОРМ "опрос".
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Таким образом, если заподозренному лицу, в отношении которого проводилось негласное ОРМ, после его захвата разъяснено право не свидетельствовать против себя самого (ст. 51 Конституции РФ) и право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) и это лицо требует присутствия адвоката, то получение каких-либо пояснений от данного лица следует отложить до прибытия адвоката. Безусловно, адвокат может порекомендовать (и весьма вероятно порекомендует) своему доверителю воздержаться от пояснений, которые от него требуют оперативные сотрудники (например, по факту получения взятки при проведении оперативного эксперимента, сбыта обнаруженных наркотиков при проведении проверочной закупки, транспортировки выявленного оружия при контролируемой поставке и т.п.). В свою очередь полагаем, что оперативным сотрудникам и не следует требовать таких пояснений, потому что они не имеют юридического значения. Все усилия оперативных сотрудников должны быть направлены на фиксацию фактических обстоятельств на месте проведения ОРМ, связи предмета преступления и лица, заподозренного в его совершении, тогда как вербальную информацию от него можно будет получить в последующем при проведении ОРМ "опрос".
"Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"
(постатейный)
(Афанасьева О.Р., Бадальянц Э.Ю., Болотин В.С., Грибанов Е.В., Шиян В.И., Щербаков А.Д., Беляев М.А., Вяземская А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Комментируемая статья разрешает органам, осуществляющим ОРД, использование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров без лицензии при проведении следующих ОРМ:
(постатейный)
(Афанасьева О.Р., Бадальянц Э.Ю., Болотин В.С., Грибанов Е.В., Шиян В.И., Щербаков А.Д., Беляев М.А., Вяземская А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Комментируемая статья разрешает органам, осуществляющим ОРД, использование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров без лицензии при проведении следующих ОРМ:
Статья: Досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции по делам об административных правонарушениях, связанным с незаконным оборотом наркотиков
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Опрос сотрудников оперативных подразделений ОВД по контролю за оборотом наркотиков, которые работают на выявление преступлений в этой сфере, показал, что мероприятия, подразумевающие нарушение целостности предмета, с целью обнаружения наркотических средств, проводят в рамках оперативно-розыскного мероприятия "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" <8>, однако обязательным условием его реализации сотрудниками является наличие оперативной информации о, например, перевозке наркотического вещества в труднодоступном месте в автомобиле, так как ввиду ее отсутствия данные действия могут быть восприняты как незаконные. Альтернативным инструментарием, позволяющим проведение таких мероприятий для целей уголовного производства, является осуществление обыска и личного обыска в порядке ст. 182 и ст. 184 УПК РФ.
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Опрос сотрудников оперативных подразделений ОВД по контролю за оборотом наркотиков, которые работают на выявление преступлений в этой сфере, показал, что мероприятия, подразумевающие нарушение целостности предмета, с целью обнаружения наркотических средств, проводят в рамках оперативно-розыскного мероприятия "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" <8>, однако обязательным условием его реализации сотрудниками является наличие оперативной информации о, например, перевозке наркотического вещества в труднодоступном месте в автомобиле, так как ввиду ее отсутствия данные действия могут быть восприняты как незаконные. Альтернативным инструментарием, позволяющим проведение таких мероприятий для целей уголовного производства, является осуществление обыска и личного обыска в порядке ст. 182 и ст. 184 УПК РФ.
Статья: Международно-правовые и практические аспекты взаимодействия силовых ведомств Российской Федерации и стран Центральной Азии в сфере обеспечения антинаркотической безопасности
(Диченко А.А.)
("Юридический мир", 2013, N 10)Упомянутая активизация антинаркотического сотрудничества, в частности, проявилась в принятии 15 июня 2011 г. совместной Антинаркотической стратегии, в которой в целях дальнейшего укрепления "поясов антинаркотической и финансовой безопасности" прописаны такие меры, как сотрудничество при подготовке и проведении мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, в том числе при проведении контролируемых поставок; совершенствование механизма проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий; усиление мер контроля за производством, ввозом, вывозом и транзитом прекурсоров для перекрытия каналов их незаконной поставки в ИРА (Исламскую Республику Афганистан); расширение сотрудничества с региональными и субрегиональными организациями в противодействии наркоугрозе, исходящей с территории ИРА; переход на современные методы охраны государственной границы, основанные на использовании высокотехнологичных средств контроля, наблюдения и связи; расширение взаимного информационного обмена о лицах и фактах, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров; поддержка разработчиков новых образцов технических средств по обнаружению и исследованию наркотических средств и их прекурсоров, а также дальнейшее внедрение новой техники в антинаркотические подразделения; выработка мер по противодействию нелегальному проникновению на территории сторон лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров; активизация сотрудничества с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) и другими профильными структурами <8>.
(Диченко А.А.)
("Юридический мир", 2013, N 10)Упомянутая активизация антинаркотического сотрудничества, в частности, проявилась в принятии 15 июня 2011 г. совместной Антинаркотической стратегии, в которой в целях дальнейшего укрепления "поясов антинаркотической и финансовой безопасности" прописаны такие меры, как сотрудничество при подготовке и проведении мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, в том числе при проведении контролируемых поставок; совершенствование механизма проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий; усиление мер контроля за производством, ввозом, вывозом и транзитом прекурсоров для перекрытия каналов их незаконной поставки в ИРА (Исламскую Республику Афганистан); расширение сотрудничества с региональными и субрегиональными организациями в противодействии наркоугрозе, исходящей с территории ИРА; переход на современные методы охраны государственной границы, основанные на использовании высокотехнологичных средств контроля, наблюдения и связи; расширение взаимного информационного обмена о лицах и фактах, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров; поддержка разработчиков новых образцов технических средств по обнаружению и исследованию наркотических средств и их прекурсоров, а также дальнейшее внедрение новой техники в антинаркотические подразделения; выработка мер по противодействию нелегальному проникновению на территории сторон лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров; активизация сотрудничества с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) и другими профильными структурами <8>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Правоохранительными подразделениями ФТС России организовано проведение 191 оперативно-разыскного мероприятия и международных операций "Контролируемая поставка" межрегионального и международного характера (из которых завершено 163 мероприятия), по результатам которых из незаконного оборота изъято более 285 кг наркотических средств.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Правоохранительными подразделениями ФТС России организовано проведение 191 оперативно-разыскного мероприятия и международных операций "Контролируемая поставка" межрегионального и международного характера (из которых завершено 163 мероприятия), по результатам которых из незаконного оборота изъято более 285 кг наркотических средств.
Статья: Разрешение вопроса о вещественных доказательствах при постановлении приговора
(Владыкина Т.)
("Уголовное право", 2013, N 3)Вердиктом коллегии присяжных заседателей Алтайского краевого суда Попова, Мишанова и другие признаны виновными в незаконном обороте героина в составе организованной группы. Разрешая вопрос о судьбе вещественных доказательств, суд не принял мер по возвращению денег, полученных осужденными в результате совершения преступлений, их законному владельцу - региональной службе по контролю за незаконным оборотом наркотических средств, проводившей соответствующие оперативно-розыскные мероприятия. Как следствие, приговор в части решения вопроса о вещественных доказательствах отменен с направлением дела на новое рассмотрение в порядке ст. ст. 396, 397 УПК РФ <16>.
(Владыкина Т.)
("Уголовное право", 2013, N 3)Вердиктом коллегии присяжных заседателей Алтайского краевого суда Попова, Мишанова и другие признаны виновными в незаконном обороте героина в составе организованной группы. Разрешая вопрос о судьбе вещественных доказательств, суд не принял мер по возвращению денег, полученных осужденными в результате совершения преступлений, их законному владельцу - региональной службе по контролю за незаконным оборотом наркотических средств, проводившей соответствующие оперативно-розыскные мероприятия. Как следствие, приговор в части решения вопроса о вещественных доказательствах отменен с направлением дела на новое рассмотрение в порядке ст. ст. 396, 397 УПК РФ <16>.
Статья: Новые правила квалификации незаконного приобретения и незаконного сбыта наркотических средств
(Токманцев Д.В., Винокуров В.Н.)
("Уголовное право", 2016, N 1)Таким образом, изменения, внесенные Пленумом Верховного Суда РФ в Постановление от 15 июня 2006 г. N 14, существенным образом меняют сложившуюся практику квалификации незаконного сбыта наркотических средств в ходе оперативно-розыскных мероприятий, действий посредника в незаконном приобретении и сбыте наркотических средств и неоконченной преступной деятельности, направленной на незаконный сбыт наркотических средств.
(Токманцев Д.В., Винокуров В.Н.)
("Уголовное право", 2016, N 1)Таким образом, изменения, внесенные Пленумом Верховного Суда РФ в Постановление от 15 июня 2006 г. N 14, существенным образом меняют сложившуюся практику квалификации незаконного сбыта наркотических средств в ходе оперативно-розыскных мероприятий, действий посредника в незаконном приобретении и сбыте наркотических средств и неоконченной преступной деятельности, направленной на незаконный сбыт наркотических средств.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой, С.В. Рыбкина)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)В соответствии со ст. 11 указанной Конвенции стороны, если это позволяют основные принципы их национальных правовых систем, принимают, в рамках своих возможностей, необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне на основе взаимоприемлемых соглашений или взаимных договоренностей с целью выявления лиц, участвующих в правонарушениях, признанных таковыми в соответствии с п. 1 ст. 3 Конвенции, и их уголовного преследования. Решения об использовании контролируемых поставок принимаются в каждом отдельном случае и могут, при необходимости, учитывать финансовые договоренности и взаимопонимания в отношении осуществления юрисдикции, достигнутые соответствующими сторонами. Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия соответствующих сторон могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием или полной или частичной заменой наркотических средств или психотропных веществ.
(постатейный)
(под ред. С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой, С.В. Рыбкина)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)В соответствии со ст. 11 указанной Конвенции стороны, если это позволяют основные принципы их национальных правовых систем, принимают, в рамках своих возможностей, необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне на основе взаимоприемлемых соглашений или взаимных договоренностей с целью выявления лиц, участвующих в правонарушениях, признанных таковыми в соответствии с п. 1 ст. 3 Конвенции, и их уголовного преследования. Решения об использовании контролируемых поставок принимаются в каждом отдельном случае и могут, при необходимости, учитывать финансовые договоренности и взаимопонимания в отношении осуществления юрисдикции, достигнутые соответствующими сторонами. Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия соответствующих сторон могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием или полной или частичной заменой наркотических средств или психотропных веществ.
"Комментарии законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом: Учебное пособие"
(постатейный)
(5-е издание, расширенное и переработанное)
(Смирнов М.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Органы внутренних дел государств СНГ осуществляют сотрудничество, в частности, на основе Соглашения МВД государств - участников СНГ "О сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ", заключенного с участием МВД Эстонии 21 октября 1992 года. Участники этого Соглашения обязались в соответствии с законодательством своих государств в целях выработки согласованной стратегии и совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков осуществлять сотрудничество в обмене оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информации, в проведении по запросам сторон оперативно-розыскных мероприятий и уголовно-процессуальных действий, в том числе и контролируемых поставок.
(постатейный)
(5-е издание, расширенное и переработанное)
(Смирнов М.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Органы внутренних дел государств СНГ осуществляют сотрудничество, в частности, на основе Соглашения МВД государств - участников СНГ "О сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ", заключенного с участием МВД Эстонии 21 октября 1992 года. Участники этого Соглашения обязались в соответствии с законодательством своих государств в целях выработки согласованной стратегии и совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков осуществлять сотрудничество в обмене оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информации, в проведении по запросам сторон оперативно-розыскных мероприятий и уголовно-процессуальных действий, в том числе и контролируемых поставок.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(Вавулин Д.А., Федотов В.Н., Емельянов А.С.)
("Юстицинформ", 2011)органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
(постатейный)
(Вавулин Д.А., Федотов В.Н., Емельянов А.С.)
("Юстицинформ", 2011)органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.