Разработка КЭР
Подборка наиболее важных документов по запросу Разработка КЭР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом комплексное экологическое разрешение ответчику не выдано, технологические нормативы не разработаны.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом комплексное экологическое разрешение ответчику не выдано, технологические нормативы не разработаны.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как получить комплексное экологическое разрешение
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы не можете соблюсти нормативы воздействия на окружающую среду (например, нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ), к заявке нужно приложить (п. 4 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, п. 7 Правил рассмотрения заявок и выдачи КЭР, пп. "в", "д" п. 7 Правил разработки программы повышения экологической эффективности):
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы не можете соблюсти нормативы воздействия на окружающую среду (например, нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ), к заявке нужно приложить (п. 4 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, п. 7 Правил рассмотрения заявок и выдачи КЭР, пп. "в", "д" п. 7 Правил разработки программы повышения экологической эффективности):
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)В частности, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на оказывающих НВОС объектах I категории и II категории, устанавливается обязанность разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в составе выданного им комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах II категории, при отсутствии комплексного экологического разрешения - обязанность включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)В частности, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на оказывающих НВОС объектах I категории и II категории, устанавливается обязанность разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в составе выданного им комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах II категории, при отсутствии комплексного экологического разрешения - обязанность включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Порядок разработки и установления в составе комплексного экологического разрешения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на объектах I и II категорий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Порядок разработки и установления в составе комплексного экологического разрешения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на объектах I и II категорий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Также установлено, что при наличии в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), в отношении которых установлены технологические показатели наилучших доступных технологий и разработаны технологические нормативы, в комплексном экологическом разрешении устанавливается наименьший из следующих нормативов:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Также установлено, что при наличии в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), в отношении которых установлены технологические показатели наилучших доступных технологий и разработаны технологические нормативы, в комплексном экологическом разрешении устанавливается наименьший из следующих нормативов:
Статья: К вопросу о совершенствовании правового механизма предотвращения загрязнения атмосферного воздуха
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Согласно Приказу Минприроды России от 14.02.2019 N 89 <13> технологические нормативы должны разрабатывать организации и ИП, эксплуатирующие или планирующие к вводу в эксплуатацию объекты I категории, а в ряде случаев - и II категории (п. 12 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ), в ходе подготовки заявки на получение или пересмотр комплексного экологического разрешения (КЭР).
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Согласно Приказу Минприроды России от 14.02.2019 N 89 <13> технологические нормативы должны разрабатывать организации и ИП, эксплуатирующие или планирующие к вводу в эксплуатацию объекты I категории, а в ряде случаев - и II категории (п. 12 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ), в ходе подготовки заявки на получение или пересмотр комплексного экологического разрешения (КЭР).
Последние изменения: Плата за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Устанавливается порядок расчета платы при отсутствии комплексных экологических разрешений или при непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду. Разработанная формула применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2019 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Устанавливается порядок расчета платы при отсутствии комплексных экологических разрешений или при непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду. Разработанная формула применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2019 г.
Вопрос: Какая установлена ответственность за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду?
(Консультация эксперта, 2025)нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Они разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий в составе комплексного экологического разрешения (ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1029);
(Консультация эксперта, 2025)нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Они разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий в составе комплексного экологического разрешения (ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1029);
Вопрос: Каков порядок инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду?
(Консультация эксперта, 2025)перечень загрязняющих веществ, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.
(Консультация эксперта, 2025)перечень загрязняющих веществ, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.
Готовое решение: Как разработать проект нормативов допустимых сбросов
(КонсультантПлюс, 2025)Нормативы допустимых сбросов нужно разработать, если вы планируете строительство объектов НВОС I и II категорий или ведете деятельность на объектах НВОС II категории, а также в некоторых других случаях. Подготовить расчет нормативов надо, например, при подаче заявления на получение комплексного экологического разрешения и при составлении декларации о воздействии на окружающую среду.
(КонсультантПлюс, 2025)Нормативы допустимых сбросов нужно разработать, если вы планируете строительство объектов НВОС I и II категорий или ведете деятельность на объектах НВОС II категории, а также в некоторых других случаях. Подготовить расчет нормативов надо, например, при подаче заявления на получение комплексного экологического разрешения и при составлении декларации о воздействии на окружающую среду.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, реализующими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий), на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, и устанавливаются комплексным экологическим разрешением <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, реализующими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий), на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, и устанавливаются комплексным экологическим разрешением <1>.
Статья: Совершенствование правового режима охраны окружающей среды и природопользования на Байкальской природной территории
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Эта специальная система нормативов очевидным образом не отражает в полном объеме общую систему экологического нормирования, предусмотренную Федеральным законом "Об охране окружающей среды" <9>. Соответственно, система общего экологического нормирования применительно к окружающей среде Байкальской природной территории действует в неизменном виде и в полной мере. Речь идет о нормативах качества окружающей среды, в том числе вод озера Байкал <10>, временно разрешенных выбросах и сбросах. Также по отношению к озеру Байкал применяются общие правила разработки и использования в правовом регулировании негативных воздействий на окружающую среду технических и технологических нормативов, применения разрешительной системы для временно разрешенных выбросов и сбросов, размещения отходов производства и потребления, в том числе комплексных экологических разрешений, представления деклараций о воздействии на окружающую среду. В равной степени действует порядок стимулирования снижения негативного воздействия, в том числе при помощи экологических платежей.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Эта специальная система нормативов очевидным образом не отражает в полном объеме общую систему экологического нормирования, предусмотренную Федеральным законом "Об охране окружающей среды" <9>. Соответственно, система общего экологического нормирования применительно к окружающей среде Байкальской природной территории действует в неизменном виде и в полной мере. Речь идет о нормативах качества окружающей среды, в том числе вод озера Байкал <10>, временно разрешенных выбросах и сбросах. Также по отношению к озеру Байкал применяются общие правила разработки и использования в правовом регулировании негативных воздействий на окружающую среду технических и технологических нормативов, применения разрешительной системы для временно разрешенных выбросов и сбросов, размещения отходов производства и потребления, в том числе комплексных экологических разрешений, представления деклараций о воздействии на окружающую среду. В равной степени действует порядок стимулирования снижения негативного воздействия, в том числе при помощи экологических платежей.
Статья: Риск-ориентированный подход в государственном экологическом управлении: правовые основы
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В то же время для объектов I категории, в отличие от иных категорий, разрабатываются технологические нормативы, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, программа производственного экологического контроля для таких объектов дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, эти программы должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В то же время для объектов I категории, в отличие от иных категорий, разрабатываются технологические нормативы, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, программа производственного экологического контроля для таких объектов дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, эти программы должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.