Размещение запрещенной информации
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение запрещенной информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.12.2022 N 37
"О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, а также иных преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"Публичная демонстрация с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", заключается в открытом показе порнографических материалов либо в предоставлении неограниченному числу лиц возможности просмотра таких материалов, однако без возможности самостоятельного их использования (путем сохранения на своем компьютерном устройстве, размещения на интернет-страницах от своего имени и т.п.). Как публичная демонстрация подлежат квалификации действия, совершенные в прямом эфире (в частности, на сайтах, позволяющих пользователям производить потоковое вещание, - стриминговых сервисах), а также состоящие в размещении запрещенной законом информации (материалов, сведений) на личных страницах и на страницах групп пользователей (в социальных сетях или на интернет-страницах).
"О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, а также иных преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"Публичная демонстрация с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", заключается в открытом показе порнографических материалов либо в предоставлении неограниченному числу лиц возможности просмотра таких материалов, однако без возможности самостоятельного их использования (путем сохранения на своем компьютерном устройстве, размещения на интернет-страницах от своего имени и т.п.). Как публичная демонстрация подлежат квалификации действия, совершенные в прямом эфире (в частности, на сайтах, позволяющих пользователям производить потоковое вещание, - стриминговых сервисах), а также состоящие в размещении запрещенной законом информации (материалов, сведений) на личных страницах и на страницах групп пользователей (в социальных сетях или на интернет-страницах).
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"8. Предоставление и размещение информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, и находящейся в фондах общедоступных библиотек, осуществляются общедоступными библиотеками в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.
(ред. от 30.11.2024)
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"8. Предоставление и размещение информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, и находящейся в фондах общедоступных библиотек, осуществляются общедоступными библиотеками в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.
Статья: Особенности административно-правовой защиты объектов интеллектуальных прав в глобальной сети Интернет
(Толкачева Н.С.)
("Юрист", 2024, N 7)Ряд указанных неопределенностей и проблем сводится к недостатку технических средств и в целом разработок для осуществления эффективной административно-правовой защиты интеллектуальных прав в сети Интернет. В настоящее время в России применяется техническая процедура, позволяющая осуществлять блокировку сайтов, нарушающих интеллектуальные права. Например, в решении по делу N 2А-5012/2019 <10> указывается, что в результате мониторинга сети Интернет прокуратурой было обнаружено публичное размещение запрещенной информации на веб-странице, касающейся незаконных путей приобретения объектов интеллектуальной собственности. Согласно судебному решению эта информация направлена в Роскомнадзор с целью внесения сетевого адреса веб-страницы в реестр запрещенных в России. Устоявшийся процедурный ряд подчеркивает действенность сотрудничества между структурами государства для эффективной борьбы с недобросовестными веб-ресурсами.
(Толкачева Н.С.)
("Юрист", 2024, N 7)Ряд указанных неопределенностей и проблем сводится к недостатку технических средств и в целом разработок для осуществления эффективной административно-правовой защиты интеллектуальных прав в сети Интернет. В настоящее время в России применяется техническая процедура, позволяющая осуществлять блокировку сайтов, нарушающих интеллектуальные права. Например, в решении по делу N 2А-5012/2019 <10> указывается, что в результате мониторинга сети Интернет прокуратурой было обнаружено публичное размещение запрещенной информации на веб-странице, касающейся незаконных путей приобретения объектов интеллектуальной собственности. Согласно судебному решению эта информация направлена в Роскомнадзор с целью внесения сетевого адреса веб-страницы в реестр запрещенных в России. Устоявшийся процедурный ряд подчеркивает действенность сотрудничества между структурами государства для эффективной борьбы с недобросовестными веб-ресурсами.
Статья: Формирование единой системы публичной власти в России как вектор новой конституционности
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Но бороться с этим необходимо. В частности, Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <47> были внесены изменения в Законы о средствах массовой информации <48>, об информации <49>, которые теперь позволяют приостановить деятельность СМИ, признать недействительной регистрацию СМИ или аннулировать выданную лицензию на вещание по требованию Генерального прокурора РФ или его заместителей, если распространяется противоправная информация с призывами чинить массовые беспорядки, ввести антироссийские санкции или информация, дискредитирующая Вооруженные Силы РФ; также появилась возможность постоянного ограничения доступа к информационным ресурсам при неоднократном размещении запрещенной информации. С такими требованиями Генпрокурор или его заместители будут обращаться в Роскомнадзор, который, в свою очередь, уже обяжет операторов связи исключить доступ к такому информационному ресурсу, а также его копиям. Роскомнадзор также обяжет запретить деятельность зарубежных СМИ в России, если иностранное государство примет подобные меры в отношении российских СМИ. Нам давно пора давать симметричные ответы на недружественные действия западных "партнеров".
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Но бороться с этим необходимо. В частности, Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <47> были внесены изменения в Законы о средствах массовой информации <48>, об информации <49>, которые теперь позволяют приостановить деятельность СМИ, признать недействительной регистрацию СМИ или аннулировать выданную лицензию на вещание по требованию Генерального прокурора РФ или его заместителей, если распространяется противоправная информация с призывами чинить массовые беспорядки, ввести антироссийские санкции или информация, дискредитирующая Вооруженные Силы РФ; также появилась возможность постоянного ограничения доступа к информационным ресурсам при неоднократном размещении запрещенной информации. С такими требованиями Генпрокурор или его заместители будут обращаться в Роскомнадзор, который, в свою очередь, уже обяжет операторов связи исключить доступ к такому информационному ресурсу, а также его копиям. Роскомнадзор также обяжет запретить деятельность зарубежных СМИ в России, если иностранное государство примет подобные меры в отношении российских СМИ. Нам давно пора давать симметричные ответы на недружественные действия западных "партнеров".
Статья: Совершение преступления с публичной демонстрацией в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, NN 1, 2)Согласно разъяснениям высшего судебного органа публичная демонстрация с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, заключается в открытом показе материалов либо в предоставлении неограниченному числу лиц возможности просмотра таких материалов, однако без возможности самостоятельного их использования (путем сохранения на своем компьютерном устройстве, размещения на интернет-страницах от своего имени и т.п.). Как публичная демонстрация подлежат квалификации действия, совершенные в прямом эфире (в частности, на сайтах, позволяющих пользователям производить потоковое вещание <5>, - стриминговых сервисах), а также состоящие в размещении запрещенной законом информации (материалов, сведений) на личных страницах и на страницах групп пользователей (в социальных сетях или на интернет-страницах) <6>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, NN 1, 2)Согласно разъяснениям высшего судебного органа публичная демонстрация с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, заключается в открытом показе материалов либо в предоставлении неограниченному числу лиц возможности просмотра таких материалов, однако без возможности самостоятельного их использования (путем сохранения на своем компьютерном устройстве, размещения на интернет-страницах от своего имени и т.п.). Как публичная демонстрация подлежат квалификации действия, совершенные в прямом эфире (в частности, на сайтах, позволяющих пользователям производить потоковое вещание <5>, - стриминговых сервисах), а также состоящие в размещении запрещенной законом информации (материалов, сведений) на личных страницах и на страницах групп пользователей (в социальных сетях или на интернет-страницах) <6>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)13) ограничение доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено (информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет) (ч. 4 ст. 265.3 КАС РФ, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г.));
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)13) ограничение доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено (информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет) (ч. 4 ст. 265.3 КАС РФ, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г.));
Ситуация: Какие обязанности возлагаются на блогера при размещении общедоступной информации на сайте в сети Интернет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При размещении общедоступной информации в сети Интернет блогеры обязаны соблюдать общие требования и ограничения на распространение информации в части ее достоверности, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций, недопустимости размещения информации, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При размещении общедоступной информации в сети Интернет блогеры обязаны соблюдать общие требования и ограничения на распространение информации в части ее достоверности, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций, недопустимости размещения информации, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В основе дел о признании информации запрещенной отсутствует спор о праве как таковой, а потенциальная спорность лишь предполагается, в силу чего дела этой категории надлежит рассматривать как квазиспорные. Орган судебной власти, разрешая дело, ориентирован прежде всего на установление факта (размещение запрещенной информации), влекущего юридические последствия в публично-правовой сфере, а потому деятельность суда нацелена в большей степени на охрану прав и законных интересов, нежели на их восстановление. Указанные целевые установки суда позволяют говорить о целесообразности отнесения дел о признании информации запрещенной не к классическому исковому производству, а к особому (охранительному) производству <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В основе дел о признании информации запрещенной отсутствует спор о праве как таковой, а потенциальная спорность лишь предполагается, в силу чего дела этой категории надлежит рассматривать как квазиспорные. Орган судебной власти, разрешая дело, ориентирован прежде всего на установление факта (размещение запрещенной информации), влекущего юридические последствия в публично-правовой сфере, а потому деятельность суда нацелена в большей степени на охрану прав и законных интересов, нежели на их восстановление. Указанные целевые установки суда позволяют говорить о целесообразности отнесения дел о признании информации запрещенной не к классическому исковому производству, а к особому (охранительному) производству <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1.1. Часть 1.1 комментируемой статьи запрещает размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, позволяющей в целях неправомерного завладения или создания условий для неправомерного завладения денежными средствами клиентов операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры осуществлять доступ к информационным системам операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, электронным средствам платежа или программному обеспечению, которое применяется указанными клиентами с использованием технического устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и используется при предоставлении (получении) услуг операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, а также к базам данных, содержащим полученную с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, информацию об указанных клиентах.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1.1. Часть 1.1 комментируемой статьи запрещает размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, позволяющей в целях неправомерного завладения или создания условий для неправомерного завладения денежными средствами клиентов операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры осуществлять доступ к информационным системам операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, электронным средствам платежа или программному обеспечению, которое применяется указанными клиентами с использованием технического устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и используется при предоставлении (получении) услуг операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, а также к базам данных, содержащим полученную с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, информацию об указанных клиентах.
Ситуация: В каких случаях может быть наложен запрет на совершение регистрационных действий с автомобилем?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Запрет на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля налагается судебными приставами, судами, таможенными и иными органами. Запрет может быть наложен, например, в случае неисполнения должником денежных требований, нарушения таможенного законодательства, при наличии судебного спора относительно автомобиля. Информация о запрете размещается на официальном сайте ГИБДД.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Запрет на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля налагается судебными приставами, судами, таможенными и иными органами. Запрет может быть наложен, например, в случае неисполнения должником денежных требований, нарушения таможенного законодательства, при наличии судебного спора относительно автомобиля. Информация о запрете размещается на официальном сайте ГИБДД.
Готовое решение: Как предоставлять услуги гостевого дома в рамках эксперимента
(КонсультантПлюс, 2025)С названной даты запрещено размещать информацию о предоставлении услуг гостевого дома без указания этих данных (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 07.06.2025 N 127-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)С названной даты запрещено размещать информацию о предоставлении услуг гостевого дома без указания этих данных (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 07.06.2025 N 127-ФЗ).
Статья: Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 242 УК
(Хилтунов Н.Н.)
("Законность", 2024, N 6)Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 15 декабря 2022 г. N 37 фактически отнес указанные действия не к распространению, а к публичной демонстрации. Он разъяснил, что как публичная демонстрация подлежат квалификации действия, совершенные в прямом эфире (в частности, на сайтах, позволяющих пользователям производить потоковое вещание, - стриминговых сервисах), а также состоящие в размещении запрещенной законом информации (материалов, сведений) на личных страницах и на страницах групп пользователей (в социальных сетях или на интернет-страницах).
(Хилтунов Н.Н.)
("Законность", 2024, N 6)Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 15 декабря 2022 г. N 37 фактически отнес указанные действия не к распространению, а к публичной демонстрации. Он разъяснил, что как публичная демонстрация подлежат квалификации действия, совершенные в прямом эфире (в частности, на сайтах, позволяющих пользователям производить потоковое вещание, - стриминговых сервисах), а также состоящие в размещении запрещенной законом информации (материалов, сведений) на личных страницах и на страницах групп пользователей (в социальных сетях или на интернет-страницах).