Размещение судебных актов на сайте
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение судебных актов на сайте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публикация судебных актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законодательно круг судебных актов, подлежащих опубликованию, определяется с учетом вида суда. На официальных сайтах судов в сети Интернет подлежат размещению следующие акты:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законодательно круг судебных актов, подлежащих опубликованию, определяется с учетом вида суда. На официальных сайтах судов в сети Интернет подлежат размещению следующие акты:
Статья: Информационная деятельность судов в Российской Федерации
(Алиев Т.Т.)
("Российский судья", 2023, N 6)Тексты судебных актов публикуются в открытом доступе с соблюдением установленных законом ограничений. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 262-ФЗ размещению судебного акта на сайте суда должна предшествовать деперсонификация, т.е. исключение персональных данных (фамилии, имени, отчества, адреса объекта). Вместе с тем в той же статье перечислены исключения из данного правила, а именно: фамилии, имена и отчества сторон, третьих лиц, экспертов, специалистов, представителей. Необходимость размещения полных данных участников процесса в гражданском и уголовном процессе отсутствует, более того, размещение такого рода информации противоречит нормам гражданского законодательства о тайне частной жизни, несмотря на то что в ч. 5 ст. 15 содержится исчерпывающий перечень категорий дел, по которым размещение информации в сети Интернет не допускается. Так, не могут размещаться в сети Интернет судебные акты по делам, возникающим из семейно-правовых отношений. Например, в опубликованном судебном акте по делу о разделе имущества супругов, как правило, указываются первые буквы фамилии, имени и отчества участников процесса, а также данные об имуществе, которое подлежит разделу <7>.
(Алиев Т.Т.)
("Российский судья", 2023, N 6)Тексты судебных актов публикуются в открытом доступе с соблюдением установленных законом ограничений. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 262-ФЗ размещению судебного акта на сайте суда должна предшествовать деперсонификация, т.е. исключение персональных данных (фамилии, имени, отчества, адреса объекта). Вместе с тем в той же статье перечислены исключения из данного правила, а именно: фамилии, имена и отчества сторон, третьих лиц, экспертов, специалистов, представителей. Необходимость размещения полных данных участников процесса в гражданском и уголовном процессе отсутствует, более того, размещение такого рода информации противоречит нормам гражданского законодательства о тайне частной жизни, несмотря на то что в ч. 5 ст. 15 содержится исчерпывающий перечень категорий дел, по которым размещение информации в сети Интернет не допускается. Так, не могут размещаться в сети Интернет судебные акты по делам, возникающим из семейно-правовых отношений. Например, в опубликованном судебном акте по делу о разделе имущества супругов, как правило, указываются первые буквы фамилии, имени и отчества участников процесса, а также данные об имуществе, которое подлежит разделу <7>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)Статья 15. Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)Статья 15. Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017
"Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)<2> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 года "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280272/ (дата обращения: 20.05.2023).
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)<2> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 года "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280272/ (дата обращения: 20.05.2023).
Статья: Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов о частичной мобилизации
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2023, N 5)Как ни странно, анализ судебных решений по делам об оспаривании решений призывных комиссий по мобилизации также показал, что многие суды при размещении судебных актов на сайтах судов допускали опубликование информации, которая не может находиться в открытом доступе: персональные данные граждан - административных истцов, включая данные о состоянии здоровья, данные воинского учета; номера военных частей, в которые были зачислены мобилизуемые; выдержки из текстов нормативных правовых актов для служебного пользования; данные о предприятиях, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа. В связи с этим было бы оправданным включить в законодательство требование осуществлять рассмотрение судами дел этой категории в закрытых судебных заседаниях (ст. 11 КАС РФ).
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2023, N 5)Как ни странно, анализ судебных решений по делам об оспаривании решений призывных комиссий по мобилизации также показал, что многие суды при размещении судебных актов на сайтах судов допускали опубликование информации, которая не может находиться в открытом доступе: персональные данные граждан - административных истцов, включая данные о состоянии здоровья, данные воинского учета; номера военных частей, в которые были зачислены мобилизуемые; выдержки из текстов нормативных правовых актов для служебного пользования; данные о предприятиях, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа. В связи с этим было бы оправданным включить в законодательство требование осуществлять рассмотрение судами дел этой категории в закрытых судебных заседаниях (ст. 11 КАС РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017 "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017 "Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Об искусственном интеллекте и его естественных пределах в цивилистическом процессе (посвящение профессору А.Т. Боннеру)
(Сахнова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)Поэтому: следует бесспорно различать использование цифровых технологий как коммуникативного средства (документооборот внутри судебной системы, электронное общение заинтересованных лиц и судов, включая подачу заявлений и ходатайств в электронном виде; отслеживание электронного движения дела; размещение судебных актов на сайте суда; использование ВКС) и использование цифровых преобразующих технологий, когда речь идет о создании машинной системой вне участия человека новой информации. Последнее и есть исходное "зерно" искусственного интеллекта, предпосылка к решению юридических задач по существу машинной системой. Это первое и предметное условие ИИ. Второе: метод решения ИИ поставленной задачи (независимо от ее отраслевой - с точки зрения отраслей знания - принадлежности): метод поиска и метод процедурных рассуждений ("решение задач по смыслу"). Названные два аспекта имеют квалифицирующее значение для определения сферы применимости ИИ в правосудии.
(Сахнова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)Поэтому: следует бесспорно различать использование цифровых технологий как коммуникативного средства (документооборот внутри судебной системы, электронное общение заинтересованных лиц и судов, включая подачу заявлений и ходатайств в электронном виде; отслеживание электронного движения дела; размещение судебных актов на сайте суда; использование ВКС) и использование цифровых преобразующих технологий, когда речь идет о создании машинной системой вне участия человека новой информации. Последнее и есть исходное "зерно" искусственного интеллекта, предпосылка к решению юридических задач по существу машинной системой. Это первое и предметное условие ИИ. Второе: метод решения ИИ поставленной задачи (независимо от ее отраслевой - с точки зрения отраслей знания - принадлежности): метод поиска и метод процедурных рассуждений ("решение задач по смыслу"). Названные два аспекта имеют квалифицирующее значение для определения сферы применимости ИИ в правосудии.