Размещение рекламы на жилых домах
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение рекламы на жилых домах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный контроль в сфере благоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)"...Администрация города... обратилась в Арбитражный суд... с иском к предпринимателю... об обязании... привести фасад здания первого этажа жилого дома... в соответствие с Требованиями к внешнему архитектурному облику города...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Администрация города... обратилась в Арбитражный суд... с иском к предпринимателю... об обязании... привести фасад здания первого этажа жилого дома... в соответствие с Требованиями к внешнему архитектурному облику города...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФ"Судом установлено, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.08.2023 по делу N А03-8095/2023, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023, отказано в удовлетворении заявления ИП Сергеева М.С. о признании недействительным пункта 1 решения антимонопольного органа по делу N 022/05/5-55/2023 о нарушении законодательства о рекламе от 27.02.2023, согласно которому реклама "Разминай щеки К тебе едет Чпо Ки! Набор "Чпо Ки" Успей заказать по спец.цене! 1 199 р 1,66 кг по промокоду 2301 Ебидоеби Sushi@Rolls", размещенная в кабинах лифтов многоквартирных жилых домов Индустриального района города Барнаула, в том числе по адресам: Павловский тракт, NN 70, 76, 76а, 78, 78а, признана ненадлежащей, так как при ее размещении нарушены требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что делать, если на фасаде многоквартирного дома размещена реклама без согласия жильцов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также учитывать, что возможна ситуация, при которой жилой дом числится в реестре муниципальной собственности, но часть квартир приватизирована. В таком случае для размещения рекламы необходимо согласие собственников квартир, если они, конечно, не делегировали муниципалитету полномочия заключать от их имени соответствующий договор. При этом согласования территориальной администрации муниципального образования, в ведении которой находился конкретный дом, недостаточно, если ряд жилых помещений (квартир) в доме находится в частной собственности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также учитывать, что возможна ситуация, при которой жилой дом числится в реестре муниципальной собственности, но часть квартир приватизирована. В таком случае для размещения рекламы необходимо согласие собственников квартир, если они, конечно, не делегировали муниципалитету полномочия заключать от их имени соответствующий договор. При этом согласования территориальной администрации муниципального образования, в ведении которой находился конкретный дом, недостаточно, если ряд жилых помещений (квартир) в доме находится в частной собственности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
Приказ ФАС России от 25.07.2024 N 497/24
"Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы по вопросам наружной рекламы"Также к средствам стабильного территориального размещения могут быть отнесены стенды, размещенные у входа в подъезды жилых домов. В случае если указанные конструкции используются для распространения рекламы, прочно связаны с землей или зданием и их перемещение невозможно без использования специальных приспособлений или инструментов, такие стенды относятся к рекламным конструкциям, размещение которых должно осуществляться в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона "О рекламе", в том числе, о наличии разрешения на их установку и эксплуатацию, а также внесении данных конструкций в схему размещения рекламных конструкций.
"Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы по вопросам наружной рекламы"Также к средствам стабильного территориального размещения могут быть отнесены стенды, размещенные у входа в подъезды жилых домов. В случае если указанные конструкции используются для распространения рекламы, прочно связаны с землей или зданием и их перемещение невозможно без использования специальных приспособлений или инструментов, такие стенды относятся к рекламным конструкциям, размещение которых должно осуществляться в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона "О рекламе", в том числе, о наличии разрешения на их установку и эксплуатацию, а также внесении данных конструкций в схему размещения рекламных конструкций.
Вопрос: Суд обязал организацию демонтировать рекламную вывеску, организация ссылалась на то, что это информационная вывеска. В чем отличие вывески от рекламы, какие правовые последствия несет отнесение конструкции к той или иной категории?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ссылку истца на превышение допустимых параметров вывески конструкции суд первой инстанции отклонил, указав, что доказательства, подтверждающие размер конструкций, истцом не представлены, на проведение замеров конструкций ответчик не приглашался. Таким образом, спорные конструкции не являются рекламой и не требуют согласования с собственниками многоквартирного жилого дома, наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения не подтверждено.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ссылку истца на превышение допустимых параметров вывески конструкции суд первой инстанции отклонил, указав, что доказательства, подтверждающие размер конструкций, истцом не представлены, на проведение замеров конструкций ответчик не приглашался. Таким образом, спорные конструкции не являются рекламой и не требуют согласования с собственниками многоквартирного жилого дома, наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения не подтверждено.
Статья: Вывеска над нежилым помещением в МКД: конфликт интересов собственников дома и хозяйствующих субъектов
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)При размещении вывесок на фасаде жилого дома действующее законодательство различает понятия "информационная вывеска" и "рекламная вывеска", предъявляя к их размещению разные требования.
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)При размещении вывесок на фасаде жилого дома действующее законодательство различает понятия "информационная вывеска" и "рекламная вывеска", предъявляя к их размещению разные требования.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В последнее время развитие получил еще один вид рекламы - демонстрация рекламных роликов по технологии InDoorTV (телевидение внутри помещения) (например, на телевизионных панелях, размещенных в торговых залах розничных сетей магазинов или в лифтах офисных и жилых зданий).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В последнее время развитие получил еще один вид рекламы - демонстрация рекламных роликов по технологии InDoorTV (телевидение внутри помещения) (например, на телевизионных панелях, размещенных в торговых залах розничных сетей магазинов или в лифтах офисных и жилых зданий).
Статья: Размещение информационной вывески (таблички) на фасаде жилого многоквартирного дома: проблематика возмездности
(Чистов А.П.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Так, при определении вопроса размещения информационной вывески заинтересованному лицу необходимо в первую очередь определить, какой порядок использования общедомового имущества установлен в конкретном здании, на основании общего собрания собственников жилого многоквартирного дома. Вторым существенно важным вопросом является локальное (субъектное) регулирование порядка размещения рекламных или информационных конструкций. Третий существенно важный вопрос - соответствие вывески требованиям законодательства в части технического исполнения, авторского права, а также отсутствия нарушения прав других собственников жилого многоквартирного дома.
(Чистов А.П.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Так, при определении вопроса размещения информационной вывески заинтересованному лицу необходимо в первую очередь определить, какой порядок использования общедомового имущества установлен в конкретном здании, на основании общего собрания собственников жилого многоквартирного дома. Вторым существенно важным вопросом является локальное (субъектное) регулирование порядка размещения рекламных или информационных конструкций. Третий существенно важный вопрос - соответствие вывески требованиям законодательства в части технического исполнения, авторского права, а также отсутствия нарушения прав других собственников жилого многоквартирного дома.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Возникает ли у арендатора неосновательное обогащение, если договор аренды был признан незаключенным или недействительным, но арендатор использовал имущество и не вносил арендную плату
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что по незаключенной сделке ответчик получил возможность использовать часть стены жилого дома для размещения рекламных носителей, в связи с чем у него возникло обязательство по оплате неосновательного обогащения (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возникает ли у арендатора неосновательное обогащение, если договор аренды был признан незаключенным или недействительным, но арендатор использовал имущество и не вносил арендную плату
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что по незаключенной сделке ответчик получил возможность использовать часть стены жилого дома для размещения рекламных носителей, в связи с чем у него возникло обязательство по оплате неосновательного обогащения (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Облагаются ли НДС работы по строительству своими силами не для заказчика (дольщиков)
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что общество осуществляло строительство жилого дома собственными силами и за счет собственных оборотных средств. При этом оно размещало рекламные материалы о строительстве и продаже жилых домов.
Облагаются ли НДС работы по строительству своими силами не для заказчика (дольщиков)
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что общество осуществляло строительство жилого дома собственными силами и за счет собственных оборотных средств. При этом оно размещало рекламные материалы о строительстве и продаже жилых домов.
Статья: Аренда в жилых домах для медклиник - анализ споров
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2023, N 11)Пользуясь своими правами собственника, ответчик передал принадлежащее ему нежилое помещение по договору аренды ООО "М". ТСЖ заключило договор на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации с ООО "М" на возмездной основе. С марта 2020 г. общество прекратило исполнять условия договора и производить ежемесячную оплату за размещение наружной вывески.
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2023, N 11)Пользуясь своими правами собственника, ответчик передал принадлежащее ему нежилое помещение по договору аренды ООО "М". ТСЖ заключило договор на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации с ООО "М" на возмездной основе. С марта 2020 г. общество прекратило исполнять условия договора и производить ежемесячную оплату за размещение наружной вывески.
Статья: Общественно значимая информация: проблемы терминологии в российском законодательстве
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)<15> См.: п. 3.3 Порядка размещения и содержания информационных конструкций, расположенных в подъездах и на внешних поверхностях многоквартирных жилых домов, и размещения на них социально значимой информации и рекламы, утвержденного распоряжением префектуры Юго-Западного автономного округа г. Москвы от 4 февраля 2016 г. N 60-РП // СПС "КонсультантПлюс".
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)<15> См.: п. 3.3 Порядка размещения и содержания информационных конструкций, расположенных в подъездах и на внешних поверхностях многоквартирных жилых домов, и размещения на них социально значимой информации и рекламы, утвержденного распоряжением префектуры Юго-Западного автономного округа г. Москвы от 4 февраля 2016 г. N 60-РП // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Неопределенность правового статуса самозанятых. Обзор судебной практики
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)Аналогичным подходом суды пользуются при разрешении вопроса о возможности квалификации самозанятого в качестве бытового потребителя электрической энергии и определении применяемого тарифа: если поставляемая по договору энергоснабжения электрическая энергия используется в предпринимательской или иной деятельности, не предусматривающей потребление для личных (бытовых) нужд, в правоотношениях по указанному договору потребитель (индивидуальный предприниматель или иной субъект коммерческой деятельности) не может быть отнесен к категории "население"; оплата должна производиться по тарифам для юридических лиц <28>. При вынесении решения суд исходил из того, что понятие "самозанятые" было введено законодателем для создания гражданам, получающим доход от предпринимательской деятельности, более благоприятных условий для регистрации, а также наиболее мягких условий для налогообложения, однако это не свидетельствует, что самозанятые не занимаются коммерческой деятельностью. Заключение договора электроснабжения бытового потребителя в отношении жилого дома на арендуемом земельном участке при условии размещения на нем также двух гостевых домов, сдаваемых в аренду, бани и прочих построек (базы отдыха) не подтверждает потребление энергии для бытовых нужд. Таким образом, суд удовлетворил требование о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы между тарифами на энергоснабжение, причем не с момента регистрации гражданина в качестве самозанятого, а с момента фактического начала осуществления им предпринимательской (коммерческой) деятельности, подтвержденного скриншотами рекламных объявлений базы отдыха на нескольких сайтах в сети Интернет. Суд посчитал, что гражданин, действуя разумно и добросовестно, должен был самостоятельно и своевременно заявить ресурсоснабжающей организации о коммерческом использовании объектов. По мнению суда, негативные последствия неисполнения данной обязанности в условиях осуществления приносящей доход деятельности связаны с предпринимательским риском. Схожий подход избран и Арбитражным судом Дальневосточного округа <29>, признавшим обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о фактическом использовании объекта в коммерческих целях, что исключает возможность применения в расчете за потребленный ресурс социально ориентированного тарифа для населения, поскольку предоставленными истцом доказательствами была опровергнута презумпция о потреблении ответчиком ресурса исключительно для коммунально-бытовых нужд и доказано, что поставка осуществлялась в целях, связанных с осуществлением им коммерческой деятельности. Соответственно, при определении применяемого тарифа на электроэнергию установлению судами прежде всего подлежит цель ее использования; при этом определяющее значение имеет характер деятельности самозанятого, ее фактическое осуществление, а не наличие статуса самозанятого (применение режима НПД).
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)Аналогичным подходом суды пользуются при разрешении вопроса о возможности квалификации самозанятого в качестве бытового потребителя электрической энергии и определении применяемого тарифа: если поставляемая по договору энергоснабжения электрическая энергия используется в предпринимательской или иной деятельности, не предусматривающей потребление для личных (бытовых) нужд, в правоотношениях по указанному договору потребитель (индивидуальный предприниматель или иной субъект коммерческой деятельности) не может быть отнесен к категории "население"; оплата должна производиться по тарифам для юридических лиц <28>. При вынесении решения суд исходил из того, что понятие "самозанятые" было введено законодателем для создания гражданам, получающим доход от предпринимательской деятельности, более благоприятных условий для регистрации, а также наиболее мягких условий для налогообложения, однако это не свидетельствует, что самозанятые не занимаются коммерческой деятельностью. Заключение договора электроснабжения бытового потребителя в отношении жилого дома на арендуемом земельном участке при условии размещения на нем также двух гостевых домов, сдаваемых в аренду, бани и прочих построек (базы отдыха) не подтверждает потребление энергии для бытовых нужд. Таким образом, суд удовлетворил требование о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы между тарифами на энергоснабжение, причем не с момента регистрации гражданина в качестве самозанятого, а с момента фактического начала осуществления им предпринимательской (коммерческой) деятельности, подтвержденного скриншотами рекламных объявлений базы отдыха на нескольких сайтах в сети Интернет. Суд посчитал, что гражданин, действуя разумно и добросовестно, должен был самостоятельно и своевременно заявить ресурсоснабжающей организации о коммерческом использовании объектов. По мнению суда, негативные последствия неисполнения данной обязанности в условиях осуществления приносящей доход деятельности связаны с предпринимательским риском. Схожий подход избран и Арбитражным судом Дальневосточного округа <29>, признавшим обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о фактическом использовании объекта в коммерческих целях, что исключает возможность применения в расчете за потребленный ресурс социально ориентированного тарифа для населения, поскольку предоставленными истцом доказательствами была опровергнута презумпция о потреблении ответчиком ресурса исключительно для коммунально-бытовых нужд и доказано, что поставка осуществлялась в целях, связанных с осуществлением им коммерческой деятельности. Соответственно, при определении применяемого тарифа на электроэнергию установлению судами прежде всего подлежит цель ее использования; при этом определяющее значение имеет характер деятельности самозанятого, ее фактическое осуществление, а не наличие статуса самозанятого (применение режима НПД).
Статья: Споры о нарушении интеллектуальных прав в рекламной деятельности
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Объект интеллектуальных прав охраняется вне зависимости от места его размещения. В этой связи следует обратить внимание на Постановление СИП от 15.07.2016 N С01-619/2016: суд счел нарушением исключительного права на персонаж использование в рекламном видеоролике изображения медвежонка Tatty Teddy на футболке ребенка, гуляющего на территории поселка Новые Вешки, в котором рекламой предлагалось приобрести жилые строения. Суд указал, что исходя из содержания подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ учитывается именно возможность свободного доступа к произведению, а не направленность действий конкретного лица, получающего доступ к произведению.
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Объект интеллектуальных прав охраняется вне зависимости от места его размещения. В этой связи следует обратить внимание на Постановление СИП от 15.07.2016 N С01-619/2016: суд счел нарушением исключительного права на персонаж использование в рекламном видеоролике изображения медвежонка Tatty Teddy на футболке ребенка, гуляющего на территории поселка Новые Вешки, в котором рекламой предлагалось приобрести жилые строения. Суд указал, что исходя из содержания подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ учитывается именно возможность свободного доступа к произведению, а не направленность действий конкретного лица, получающего доступ к произведению.