Размещение без предоставления земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение без предоставления земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 30 ЗК РФ "Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности"4. Позиции о порядке предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (п. 4 ст. 30 ЗК РФ)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.33 "Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" ЗК РФ"Вопросы размещения НТО без предоставления земельных участков урегулированы статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса РФ, положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которым НТО размещаются в соответствии с утвержденной схемой и с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью тортовых объектов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом.
Статья: О перспективах развития земельно-имущественного законодательства Российской Федерации
(Окунев А.И.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)Опять же из этого Постановления в качестве правоприменительной практики является вопрос размещения голубятни без предоставления земельных участков. Возникает вопрос: в каком нормативном правовом документе дается детальное определение голубятне? Очевидно, есть на это строительные нормы и правила, возможно, какие-то нормы содержания и благоустройства территории, не будем здесь углубляться в детали. Но у правоприменителя в этой связи может возникнуть вопрос: а возможно ли размещать "загон павлиний" без предоставления земельных участков, как это предусмотрено вышеуказанным Постановлением Правительства, или же требуется предоставление земельного участка, а возможно, и разрешение на строительство? На этой ноте считаем возможным завершить данную статью и пожелать всем нам и редакции журнала системного подхода к развитию законодательства об обороте земли и недвижимости, а также здоровья, чтобы долгие годы этим заниматься.
(Окунев А.И.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)Опять же из этого Постановления в качестве правоприменительной практики является вопрос размещения голубятни без предоставления земельных участков. Возникает вопрос: в каком нормативном правовом документе дается детальное определение голубятне? Очевидно, есть на это строительные нормы и правила, возможно, какие-то нормы содержания и благоустройства территории, не будем здесь углубляться в детали. Но у правоприменителя в этой связи может возникнуть вопрос: а возможно ли размещать "загон павлиний" без предоставления земельных участков, как это предусмотрено вышеуказанным Постановлением Правительства, или же требуется предоставление земельного участка, а возможно, и разрешение на строительство? На этой ноте считаем возможным завершить данную статью и пожелать всем нам и редакции журнала системного подхода к развитию законодательства об обороте земли и недвижимости, а также здоровья, чтобы долгие годы этим заниматься.
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)В информационном письме содержится ссылка на пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, согласно которому формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Верховным Судом Российской Федерации неоднократно высказывалась иная позиция относительно применения указанного законоположения к рассматриваемым отношениям - их регулирование в части платности должно осуществляться в соответствии с указанной статьей. Такой вывод основан на том, что размещение на публичных землях соответствующих объектов и аренда земельного участка имеют схожую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земли. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата; размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Использование земли под размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ; иное ставило бы в неравное положение участников таких отношений.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)В информационном письме содержится ссылка на пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, согласно которому формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Верховным Судом Российской Федерации неоднократно высказывалась иная позиция относительно применения указанного законоположения к рассматриваемым отношениям - их регулирование в части платности должно осуществляться в соответствии с указанной статьей. Такой вывод основан на том, что размещение на публичных землях соответствующих объектов и аренда земельного участка имеют схожую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земли. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата; размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Использование земли под размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ; иное ставило бы в неравное положение участников таких отношений.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Статья: Порядок установки и содержания детских площадок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возможность установки детских игровых и спортивных площадок за счет внебюджетных средств предусмотрена в ряде нормативных документов, в том числе в п. 5.1 Порядка размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утв. Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возможность установки детских игровых и спортивных площадок за счет внебюджетных средств предусмотрена в ряде нормативных документов, в том числе в п. 5.1 Порядка размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утв. Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)К сожалению, несмотря на включение в ЗК РФ гл. V.7, текущее состояние законодательства, регулирующего отношения в сфере размещения линейных объектов, по-прежнему продолжает оставаться противоречивым, в том числе применительно к государственной регистрации прав на данные объекты. Так, в ЗК РФ не решен вопрос о соотношении положений главы V.7 с нормами главы V.6 Кодекса, согласно которой отдельные виды линейных объектов, установленные Правительством РФ, размещаются на землях или земельных участках, относящихся к публичной собственности, без предоставления участков и установления сервитута (в том числе публичного сервитута). Из ст. 40 Закона о регистрации недвижимости также следует, что собственник линейного объекта для регистрации своих прав может представить документ, подтверждающий возможность размещения объекта в соответствии с ЗК РФ без предоставления земельного участка или установления сервитута. Список таких (линейных) объектов предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства РФ N 1300), из п. 5 - 11 которого следует, что положения исследуемого Постановления распространяются на широкий ряд линейных объектов и при этом отсутствует указание на то, являются ли данные линейные объекты движимым или недвижимым имуществом. Материалы судебной практики (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 10АП-9304/18) свидетельствуют о том, что линейные объекты из перечня, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 1300, размещаются на земельных участках в соответствии с нормами ст. 39.36 ЗК РФ, то есть без установления сервитута.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)К сожалению, несмотря на включение в ЗК РФ гл. V.7, текущее состояние законодательства, регулирующего отношения в сфере размещения линейных объектов, по-прежнему продолжает оставаться противоречивым, в том числе применительно к государственной регистрации прав на данные объекты. Так, в ЗК РФ не решен вопрос о соотношении положений главы V.7 с нормами главы V.6 Кодекса, согласно которой отдельные виды линейных объектов, установленные Правительством РФ, размещаются на землях или земельных участках, относящихся к публичной собственности, без предоставления участков и установления сервитута (в том числе публичного сервитута). Из ст. 40 Закона о регистрации недвижимости также следует, что собственник линейного объекта для регистрации своих прав может представить документ, подтверждающий возможность размещения объекта в соответствии с ЗК РФ без предоставления земельного участка или установления сервитута. Список таких (линейных) объектов предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства РФ N 1300), из п. 5 - 11 которого следует, что положения исследуемого Постановления распространяются на широкий ряд линейных объектов и при этом отсутствует указание на то, являются ли данные линейные объекты движимым или недвижимым имуществом. Материалы судебной практики (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 10АП-9304/18) свидетельствуют о том, что линейные объекты из перечня, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 1300, размещаются на земельных участках в соответствии с нормами ст. 39.36 ЗК РФ, то есть без установления сервитута.
Статья: Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях: рекреационная деятельность и охрана окружающей среды
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Как уже отмечалось, задача осуществления туристско-рекреационной деятельности в значительной мере возложена на национальные парки (разд. III.1 Закона N 33-ФЗ). В рамках осуществления рекреационной деятельности в национальных парках допускается строительство и реконструкция объектов, предназначенных для временного размещения посетителей, культурного развития и экологического просвещения, предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания, организации передвижения посетителей и обеспечения личной гигиены. Также вводятся упорядочивающие рекреационную деятельность меры. В частности, предусматриваются утверждение плана рекреационной деятельности национального парка и заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке <14>. Согласно ст. 37.1 Закона N 33-ФЗ устанавливается порядок функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон в границах национальных парков, созданных до 1 сентября 2023 года в границах национального парка при условии соблюдения режима особой охраны национального парка и по согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого он находится. Статьей 17.5 Закона N 33-ФЗ определены особенности предоставления земельных участков, необходимых для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, в аренду и установления сервитута, публичного сервитута для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке. Так, по общему правилу земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору в аренду в порядке, установленном земельным законодательством и Законом N 33-ФЗ, без проведения торгов на срок, определенный соглашением, если по его условиям предполагается строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка, размещения сервитута, публичного сервитута).
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Как уже отмечалось, задача осуществления туристско-рекреационной деятельности в значительной мере возложена на национальные парки (разд. III.1 Закона N 33-ФЗ). В рамках осуществления рекреационной деятельности в национальных парках допускается строительство и реконструкция объектов, предназначенных для временного размещения посетителей, культурного развития и экологического просвещения, предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания, организации передвижения посетителей и обеспечения личной гигиены. Также вводятся упорядочивающие рекреационную деятельность меры. В частности, предусматриваются утверждение плана рекреационной деятельности национального парка и заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке <14>. Согласно ст. 37.1 Закона N 33-ФЗ устанавливается порядок функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон в границах национальных парков, созданных до 1 сентября 2023 года в границах национального парка при условии соблюдения режима особой охраны национального парка и по согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого он находится. Статьей 17.5 Закона N 33-ФЗ определены особенности предоставления земельных участков, необходимых для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, в аренду и установления сервитута, публичного сервитута для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке. Так, по общему правилу земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору в аренду в порядке, установленном земельным законодательством и Законом N 33-ФЗ, без проведения торгов на срок, определенный соглашением, если по его условиям предполагается строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка, размещения сервитута, публичного сервитута).
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).
Статья: Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)При рассмотрении спора в окружном арбитражном суде Управление заявило, что нарушение выразилось в том, что администрация неправомерно установила плату за выдачу разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, перечень которых определен постановлением Правительства РФ. Окружной арбитражный суд признал ошибочным сам подход, позволяющий считать, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, предусмотренных ст. 39.33 ЗК РФ, должно осуществляться бесплатно. И далее суд по существу сформулировал правовую позицию для решения подобных вопросов. "Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта, в том числе в форме разрешения, и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли при размещении объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений. Таким образом, размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 Земельного кодекса, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации" <19>.
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)При рассмотрении спора в окружном арбитражном суде Управление заявило, что нарушение выразилось в том, что администрация неправомерно установила плату за выдачу разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, перечень которых определен постановлением Правительства РФ. Окружной арбитражный суд признал ошибочным сам подход, позволяющий считать, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, предусмотренных ст. 39.33 ЗК РФ, должно осуществляться бесплатно. И далее суд по существу сформулировал правовую позицию для решения подобных вопросов. "Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта, в том числе в форме разрешения, и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли при размещении объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений. Таким образом, размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 Земельного кодекса, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации" <19>.
Статья: Демонтаж нестационарных торговых объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов, могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов, могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.