Размер выплаты почетным донорам
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер выплаты почетным донорам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение принципа субсидиарности при формировании региональных расходных обязательств
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Как известно, Федеральный закон N 122-ФЗ преследовал задачу четкого разграничения полномочий и исключения дублирования полномочий органов власти разных территориальных уровней в сфере социальной защиты. Данным Законом полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан разграничены между Российской Федерацией и ее субъектами. Например, меры социальной поддержки почетным донорам установлены на федеральном уровне и являются расходными обязательствами Российской Федерации. Несмотря на это, дополнительные меры почетных доноров установлены в значительном числе регионов (оплата зубопротезирования, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, единовременные выплаты и т.д.) <29>. Установление таких льгот связано с тем, что до 1 января 2005 г. почетным донорам предоставлялись меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. С 1 января 2005 г. отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые почетным донорам в натуральной форме, заменены на ежегодную денежную выплату в размере 6 тыс. руб. Такая выплата почетным донорам индексируется один раз в год исходя из прогнозного уровня инфляции. На 2022 г. ежегодная выплата составляет 15 713,84 руб., и этого размера явно недостаточно для компенсации ранее предоставляемых мер поддержки в натуральной форме.
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Как известно, Федеральный закон N 122-ФЗ преследовал задачу четкого разграничения полномочий и исключения дублирования полномочий органов власти разных территориальных уровней в сфере социальной защиты. Данным Законом полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан разграничены между Российской Федерацией и ее субъектами. Например, меры социальной поддержки почетным донорам установлены на федеральном уровне и являются расходными обязательствами Российской Федерации. Несмотря на это, дополнительные меры почетных доноров установлены в значительном числе регионов (оплата зубопротезирования, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, единовременные выплаты и т.д.) <29>. Установление таких льгот связано с тем, что до 1 января 2005 г. почетным донорам предоставлялись меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. С 1 января 2005 г. отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые почетным донорам в натуральной форме, заменены на ежегодную денежную выплату в размере 6 тыс. руб. Такая выплата почетным донорам индексируется один раз в год исходя из прогнозного уровня инфляции. На 2022 г. ежегодная выплата составляет 15 713,84 руб., и этого размера явно недостаточно для компенсации ранее предоставляемых мер поддержки в натуральной форме.
Ситуация: Какие установлены льготы и оплата донорам за сдачу крови?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предоставление ежегодной денежной выплаты, размер которой подлежит индексации в зависимости от уровня инфляции.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предоставление ежегодной денежной выплаты, размер которой подлежит индексации в зависимости от уровня инфляции.
Нормативные акты
Справочная информация: "Размер индексации выплат, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)11. Размер индексации ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)11. Размер индексации ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России"
Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О донорстве крови и ее компонентов"2) размер ежегодной денежной выплаты, установленный для лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России".
(ред. от 28.12.2024)
"О донорстве крови и ее компонентов"2) размер ежегодной денежной выплаты, установленный для лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России".
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)10) ежегодная денежная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)10) ежегодная денежная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России".
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- права на первоочередное приобретение льготных путевок на санаторно-курортное лечение - донору, безвозмездно сдавшему кровь и (или) ее компоненты в течение года в объеме, равном двум максимально допустимым дозам, а также лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" (п. 3 ст. 22, подп. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ);
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- права на первоочередное приобретение льготных путевок на санаторно-курортное лечение - донору, безвозмездно сдавшему кровь и (или) ее компоненты в течение года в объеме, равном двум максимально допустимым дозам, а также лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" (п. 3 ст. 22, подп. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ);
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)- иные социальные выплаты: единовременные социальные выплаты сотрудникам органов внутренних дел для приобретения или строительства жилого помещения; социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам; выплаты в целях оказания адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, или содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья; ежегодные денежные выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" и др.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)- иные социальные выплаты: единовременные социальные выплаты сотрудникам органов внутренних дел для приобретения или строительства жилого помещения; социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам; выплаты в целях оказания адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, или содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья; ежегодные денежные выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" и др.
Статья: Публично-правовое регулирование цены денег и их покупательной способности в Российской Федерации
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
Статья: К вопросу о квалификации преступных посягательств в сфере донорства крови
(Чукреев В.А.)
("Legal Bulletin", 2023, N 2)Практически все принципиальные аспекты советского законодательства, касающиеся заготовки крови и обеспечения социальных гарантий доноров, были отражены в данном Законе. По-прежнему вопросы организации донорства крови и ее заготовок остаются прерогативой государства, что в определенной степени позволяет защитить интересы и доноров, и реципиентов. Российское законодательство, как и советское, при заготовке крови для клинического использования делает акцент на добровольном безвозмездном донорстве, создавая благоприятные условия для альтруистов. В этом аспекте российский взгляд на решение проблемы дефицита крови и ее компонентов представляется гораздо более эффективным, нежели подход зарубежного законодателя, о котором сказано выше. В нашей стране созданы такие условия для доноров, о которых все еще идут ожесточенные споры в других государствах, где медики и социологи не могут решить вопрос о том, насколько этичны преференции для доноров и можно ли при их наличии говорить об альтруизме. Безвозмездное донорство связано с предоставлением социальных льгот (дополнительные выходные с сохранением заработной платы, первоочередное обеспечение санаторными путевками, внеочередное оказание медицинской помощи в рамках государственных гарантий), присвоением звания "Почетный донор России". В ряде регионов, в том числе и в Москве, присваивают региональные почетные звания донорам, что сопровождается дополнительной социальной поддержкой.
(Чукреев В.А.)
("Legal Bulletin", 2023, N 2)Практически все принципиальные аспекты советского законодательства, касающиеся заготовки крови и обеспечения социальных гарантий доноров, были отражены в данном Законе. По-прежнему вопросы организации донорства крови и ее заготовок остаются прерогативой государства, что в определенной степени позволяет защитить интересы и доноров, и реципиентов. Российское законодательство, как и советское, при заготовке крови для клинического использования делает акцент на добровольном безвозмездном донорстве, создавая благоприятные условия для альтруистов. В этом аспекте российский взгляд на решение проблемы дефицита крови и ее компонентов представляется гораздо более эффективным, нежели подход зарубежного законодателя, о котором сказано выше. В нашей стране созданы такие условия для доноров, о которых все еще идут ожесточенные споры в других государствах, где медики и социологи не могут решить вопрос о том, насколько этичны преференции для доноров и можно ли при их наличии говорить об альтруизме. Безвозмездное донорство связано с предоставлением социальных льгот (дополнительные выходные с сохранением заработной платы, первоочередное обеспечение санаторными путевками, внеочередное оказание медицинской помощи в рамках государственных гарантий), присвоением звания "Почетный донор России". В ряде регионов, в том числе и в Москве, присваивают региональные почетные звания донорам, что сопровождается дополнительной социальной поддержкой.