Размер страховых взносов в 2013 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер страховых взносов в 2013 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 428 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"Отказывая в удовлетворении требования о возложении обязанности уплатить дополнительные страховые взносы, предусмотренные статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов с 1 января 2013 года, суд первой инстанции исходил из того, что не установлено оснований для включения спорных периодов в подсчет специального стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 18 "Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий" Федерального закона "О страховых пенсиях""Установив, что в период с 01.06.2022 по 31.08.2022 истицей не осуществлялась трудовая деятельность, страховые взносы за К.Л. не уплачивались, суд пришел к выводу, что размер пенсии в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежит перерасчету с 01.08.2022, а в соответствии с частью 3 статьи 26.1. Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"- с 01.06.2022 г."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Как установлено судами по делу, в ходе проведения открытого аукциона на право заключения договора поставки топочного мазута в соответствии с Законом о закупках по окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе была подана одна заявка предпринимателя Коротченко, с которой и был в дальнейшем заключен договор на поставку топочного мазута, согласно условиям которого поставщик обязался поставить для нужд муниципального предприятия "ЖКХ п. Солнечный Красноярского края" (заказчик) топочный мазут М-100 по цене 138 682 446 руб. Предпринимателем направлено в адрес заказчика письмо о том, что ввиду сложившейся экономической ситуации (увеличение размеров налоговых выплат, пенсионных и страховых взносов, рост инфляции в 2013 году, повышение цен на транспортные услуги и стоимости мазута М-100) поставщик вынужден корректировать стоимость топочного мазута. Сторонами договора подписано дополнительное соглашение, которым цена договора была увеличена до 155 820 000 руб.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Как установлено судами по делу, в ходе проведения открытого аукциона на право заключения договора поставки топочного мазута в соответствии с Законом о закупках по окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе была подана одна заявка предпринимателя Коротченко, с которой и был в дальнейшем заключен договор на поставку топочного мазута, согласно условиям которого поставщик обязался поставить для нужд муниципального предприятия "ЖКХ п. Солнечный Красноярского края" (заказчик) топочный мазут М-100 по цене 138 682 446 руб. Предпринимателем направлено в адрес заказчика письмо о том, что ввиду сложившейся экономической ситуации (увеличение размеров налоговых выплат, пенсионных и страховых взносов, рост инфляции в 2013 году, повышение цен на транспортные услуги и стоимости мазута М-100) поставщик вынужден корректировать стоимость топочного мазута. Сторонами договора подписано дополнительное соглашение, которым цена договора была увеличена до 155 820 000 руб.
Вопрос: Об условиях применения в 2025 г. пониженного тарифа страховых взносов автономной НКО, применяющей УСН, осуществляющей деятельность в области социального обслуживания граждан.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-15-05/23333)Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-15-05/23333)Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2016 года"Оспоренными положениями (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) определяется для индивидуальных предпринимателей период уплаты страховых взносов в фиксированных размерах с начала деятельности - календарного месяца, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, и до ее прекращения - по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2016 года"Оспоренными положениями (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) определяется для индивидуальных предпринимателей период уплаты страховых взносов в фиксированных размерах с начала деятельности - календарного месяца, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, и до ее прекращения - по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2016 N 218-О
"По запросу Куйбышевского районного суда города Омска о проверке конституционности частей 4 и 4.1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"4. По буквальному смыслу статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), закрепляющей размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, страховые взносы должны были исчисляться и уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе за период ухода за ребенком до полутора лет, в течение которого предпринимательская деятельность ими не осуществлялась.
"По запросу Куйбышевского районного суда города Омска о проверке конституционности частей 4 и 4.1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"4. По буквальному смыслу статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), закрепляющей размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, страховые взносы должны были исчисляться и уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе за период ухода за ребенком до полутора лет, в течение которого предпринимательская деятельность ими не осуществлялась.
Ситуация: Входит ли период работы по совместительству в страховой стаж для назначения пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы (иной деятельности), за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в СФР (до 01.01.2023 - в ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 11 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы (иной деятельности), за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в СФР (до 01.01.2023 - в ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 11 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
Вопрос: Об условиях применения АНО, предоставляющей услуги по дневному уходу за детьми и прочие социальные услуги без обеспечения проживания, единых пониженных тарифов страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 06.11.2024 N 03-15-06/109021)Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 06.11.2024 N 03-15-06/109021)Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
Вопрос: О мероприятиях по повышению мотивации работодателей трудоустраивать граждан из социально незащищенных групп населения, в том числе об освобождении от уплаты страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 03-15-03/78112)В период с 2010 года по 2014 год включительно для вышеупомянутых организаций законодательством Российской Федерации о страховых взносах были установлены пониженные тарифы страховых взносов в следующих совокупных размерах: в 2010 году - 14%, в 2011 - 2012 годах - 20,2%, в 2013 - 2014 годах - 27,1%, что являлось временной мерой государственной поддержки до перехода таких плательщиков страховых взносов к общеустановленному тарифу страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 03-15-03/78112)В период с 2010 года по 2014 год включительно для вышеупомянутых организаций законодательством Российской Федерации о страховых взносах были установлены пониженные тарифы страховых взносов в следующих совокупных размерах: в 2010 году - 14%, в 2011 - 2012 годах - 20,2%, в 2013 - 2014 годах - 27,1%, что являлось временной мерой государственной поддержки до перехода таких плательщиков страховых взносов к общеустановленному тарифу страховых взносов.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемая статья введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ. С 1 января 2013 г. для страхователей установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на определенных видах работ, дающих право на досрочную пенсию по старости согласно подп. 1 п. 1 и подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (списки N 1 и N 2). Данные тарифы для страхователей дифференцируются в зависимости от вида соответствующих работ с вредными и опасными условиями труда в соответствии с ч. 1 и 2 комментируемой статьи (в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, работающих на подземных работах и в горячих цехах: в 2013 г. - 4%, в 2014 г. - 6%, в 2015 и последующих годах - 9%; в пользу застрахованных лиц, работающих на работах с тяжелыми условиями труда: в 2013 г. - 2%, в 2014 г. - 4%, в 2015 и последующих годах - 6%). Как следует из вышесказанного, законодатель установил льготные тарифы дополнительных страховых взносов на период 2013 - 2014 г. С 2015 года действуют максимальные размеры тарифов.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемая статья введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ. С 1 января 2013 г. для страхователей установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на определенных видах работ, дающих право на досрочную пенсию по старости согласно подп. 1 п. 1 и подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (списки N 1 и N 2). Данные тарифы для страхователей дифференцируются в зависимости от вида соответствующих работ с вредными и опасными условиями труда в соответствии с ч. 1 и 2 комментируемой статьи (в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, работающих на подземных работах и в горячих цехах: в 2013 г. - 4%, в 2014 г. - 6%, в 2015 и последующих годах - 9%; в пользу застрахованных лиц, работающих на работах с тяжелыми условиями труда: в 2013 г. - 2%, в 2014 г. - 4%, в 2015 и последующих годах - 6%). Как следует из вышесказанного, законодатель установил льготные тарифы дополнительных страховых взносов на период 2013 - 2014 г. С 2015 года действуют максимальные размеры тарифов.
Статья: О развитии накопительного компонента пенсионной системы России
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Более современно выглядит разработанный проект реформирования досрочных пенсий. Сейчас их выплата производится из бюджета ПФР - более 350 млрд руб. в год. Общий объем страховых взносов, уплачиваемых работодателем в пользу данной категории работников, слабо связан с размером досрочных страховых пенсий по старости. С 1 января 2013 г. работодатели, которые имеют рабочие места с опасными и вредными условиями труда, уплачивают дополнительные страховые взносы. Однако для покрытия затрат на выплату досрочных пенсий этих сумм совершенно недостаточно. Они не превышают 25% от объема выплат таких пенсий.
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Более современно выглядит разработанный проект реформирования досрочных пенсий. Сейчас их выплата производится из бюджета ПФР - более 350 млрд руб. в год. Общий объем страховых взносов, уплачиваемых работодателем в пользу данной категории работников, слабо связан с размером досрочных страховых пенсий по старости. С 1 января 2013 г. работодатели, которые имеют рабочие места с опасными и вредными условиями труда, уплачивают дополнительные страховые взносы. Однако для покрытия затрат на выплату досрочных пенсий этих сумм совершенно недостаточно. Они не превышают 25% от объема выплат таких пенсий.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)На размер эффективной ставки, помимо льгот, влияет также эффективность собираемости самих взносов Федеральной налоговой службой. Это наглядно видно из рис. 3, в котором мы приводим рассчитанную нами эффективную ставку страховых взносов с 2013 по 2021 г. <23>.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)На размер эффективной ставки, помимо льгот, влияет также эффективность собираемости самих взносов Федеральной налоговой службой. Это наглядно видно из рис. 3, в котором мы приводим рассчитанную нами эффективную ставку страховых взносов с 2013 по 2021 г. <23>.
Вопрос: Об определении социально ориентированной региональной НКО, применяющей УСН, доли доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 12.03.2024 N 03-15-06/21787)Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), в течение 2023 и 2024 годов применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 12.03.2024 N 03-15-06/21787)Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), в течение 2023 и 2024 годов применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов АНО, применяющей УСН и предоставляющей социальные услуги без обеспечения проживания.
(Письмо Минфина России от 23.08.2024 N 03-15-05/79629)Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 23.08.2024 N 03-15-05/79629)Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов АНО, применяющей УСН, предоставляющей социальные услуги без обеспечения проживания и существующей на средства займов.
(Письмо Минфина России от 06.11.2024 N 03-15-06/109069)Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 06.11.2024 N 03-15-06/109069)Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Если договором аренды транспортного средства с экипажем установлена одна выплата (как правило, называемая арендной платой), то достоверно определить размер вознаграждения экипажа, чтобы включить его в базу для начисления страховых взносов, невозможно. Первоначально суды исходили из неправомерности доначисления страховых взносов, если нельзя достоверно определить размер платы именно за оказание услуг экипажем (например, Постановления АС Волго-Вятского округа от 22.01.2016 N Ф01-5656/2015, от 20.10.2014 по делу N А28-11961/2013; АС Западно-Сибирского округа от 06.02.2017 N Ф04-7008/2017; Седьмого ААС от 21.11.2016 по делу N А27-15074/2016, Семнадцатого ААС от 29.07.2016 N 17АП-8308/2016-АК и др.). С 2017 года суды признают правомерным доначисление взносов на полную сумму выплат, произведенных по договору аренды: если договором не определено иное, то вся сумма выплат - это плата экипажу.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Если договором аренды транспортного средства с экипажем установлена одна выплата (как правило, называемая арендной платой), то достоверно определить размер вознаграждения экипажа, чтобы включить его в базу для начисления страховых взносов, невозможно. Первоначально суды исходили из неправомерности доначисления страховых взносов, если нельзя достоверно определить размер платы именно за оказание услуг экипажем (например, Постановления АС Волго-Вятского округа от 22.01.2016 N Ф01-5656/2015, от 20.10.2014 по делу N А28-11961/2013; АС Западно-Сибирского округа от 06.02.2017 N Ф04-7008/2017; Седьмого ААС от 21.11.2016 по делу N А27-15074/2016, Семнадцатого ААС от 29.07.2016 N 17АП-8308/2016-АК и др.). С 2017 года суды признают правомерным доначисление взносов на полную сумму выплат, произведенных по договору аренды: если договором не определено иное, то вся сумма выплат - это плата экипажу.