Размер страховых взносов с апреля 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер страховых взносов с апреля 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало работникам компенсацию за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей, подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов, при этом размер компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы (от количества и породы сданной рыбы-сырца) и составлял 50 процентов общей суммы оплаты труда. Налоговый орган доначислил страховые взносы за 2020 год на суммы выплаченных компенсаций по совокупному тарифу 30 процентов. Плательщик оспорил доначисление, указав, что в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ для общества как для субъекта малого предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов начиная с апреля 2020 года (в совокупном размере 15 процентов). Суды признали правомерным доначисление страховых взносов по совокупному тарифу 30 процентов, поскольку применение более низкой ставки является льготой, о применении которой общество должно было заявить посредством представления налоговой декларации. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 процентов в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, а налоговый орган осуществляет ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в рамках налоговой проверки налоговый орган имел возможность самостоятельно сделать вывод о соблюдении плательщиком условия для применения пониженного тарифа, без отдельного упоминания об этом плательщиком взносов. Исполняя обязанность по установлению действительной обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов, налоговый орган должен был самостоятельно применить при исчислении взносов тариф 15, а не 30 процентов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало работникам компенсацию за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей, подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов, при этом размер компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы (от количества и породы сданной рыбы-сырца) и составлял 50 процентов общей суммы оплаты труда. Налоговый орган доначислил страховые взносы за 2020 год на суммы выплаченных компенсаций по совокупному тарифу 30 процентов. Плательщик оспорил доначисление, указав, что в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ для общества как для субъекта малого предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов начиная с апреля 2020 года (в совокупном размере 15 процентов). Суды признали правомерным доначисление страховых взносов по совокупному тарифу 30 процентов, поскольку применение более низкой ставки является льготой, о применении которой общество должно было заявить посредством представления налоговой декларации. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 процентов в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, а налоговый орган осуществляет ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в рамках налоговой проверки налоговый орган имел возможность самостоятельно сделать вывод о соблюдении плательщиком условия для применения пониженного тарифа, без отдельного упоминания об этом плательщиком взносов. Исполняя обязанность по установлению действительной обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов, налоговый орган должен был самостоятельно применить при исчислении взносов тариф 15, а не 30 процентов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Первая причина кроется в достаточно больших суммах налогов, которые уплачивает работодатель за сотрудников в виде налогов. Так, принимая на работу сотрудника, работодатель отчисляет НДФЛ в размере 13% и страховые взносы. При этом с апреля 2020 г. страховые взносы были снижены с 30% до 15%, но только на сумму превышения МРОТ. Но фактически, эффективная ставка налога все равно превышает 15%.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Первая причина кроется в достаточно больших суммах налогов, которые уплачивает работодатель за сотрудников в виде налогов. Так, принимая на работу сотрудника, работодатель отчисляет НДФЛ в размере 13% и страховые взносы. При этом с апреля 2020 г. страховые взносы были снижены с 30% до 15%, но только на сумму превышения МРОТ. Но фактически, эффективная ставка налога все равно превышает 15%.
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 04.06.2024 N БВ-4-7/6187@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2024 года по вопросам налогообложения>В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции налогоплательщик заявил, что налоговым органом при расчете страховых взносов применен неверный тариф страховых взносов, поскольку подпунктом 17 пункта 1, пунктом 2.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6, частью 2 статьи 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) для общества как для субъекта малого предпринимательства, установлены пониженные тарифы страховых взносов: налоговым органом страховые взносы доначислены по общеустановленному тарифу (в совокупном размере 30%), тогда как, начиная с апреля 2020 года, предусмотрено применение пониженных тарифов страховых взносов (в совокупном размере 15%).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2024 года по вопросам налогообложения>В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции налогоплательщик заявил, что налоговым органом при расчете страховых взносов применен неверный тариф страховых взносов, поскольку подпунктом 17 пункта 1, пунктом 2.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6, частью 2 статьи 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) для общества как для субъекта малого предпринимательства, установлены пониженные тарифы страховых взносов: налоговым органом страховые взносы доначислены по общеустановленному тарифу (в совокупном размере 30%), тогда как, начиная с апреля 2020 года, предусмотрено применение пониженных тарифов страховых взносов (в совокупном размере 15%).
Вопрос: Включается ли в строку 070 формы "Персонифицированные сведения о физических лицах" сумма компенсации при увольнении по соглашению сторон (часть, не облагаемая страховыми взносами)?
(Консультация эксперта, 2024)Суммы компенсационных выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 20.04.2020 N 03-04-06/31386).
(Консультация эксперта, 2024)Суммы компенсационных выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 20.04.2020 N 03-04-06/31386).
Готовое решение: Как по итогам инвентаризации удержать недостачу из заработной платы работника и отразить эту операцию в бухгалтерском учете
(КонсультантПлюс, 2025)2) Издайте приказ об удержании из заработной платы работника в произвольной форме за подписью руководителя организации 1. Сделать это необходимо в течение одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного в результате недостачи ущерба. В приказе укажите сумму, подлежащую удержанию из заработной платы виновного лица. Эта сумма не может быть больше его среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Это правило действует и в тех случаях, когда работник несет полную материальную ответственность (Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 18.04.2020 N 77/7-9717-20-ОБ/10-13022-ОБ/18-1193). Согласие виновного работника на взыскание в размере, ограниченном средним заработком, не требуется.
(КонсультантПлюс, 2025)2) Издайте приказ об удержании из заработной платы работника в произвольной форме за подписью руководителя организации 1. Сделать это необходимо в течение одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного в результате недостачи ущерба. В приказе укажите сумму, подлежащую удержанию из заработной платы виновного лица. Эта сумма не может быть больше его среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Это правило действует и в тех случаях, когда работник несет полную материальную ответственность (Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 18.04.2020 N 77/7-9717-20-ОБ/10-13022-ОБ/18-1193). Согласие виновного работника на взыскание в размере, ограниченном средним заработком, не требуется.
Готовое решение: Как начислить взносы на пенсионное, медицинское страхование и по ВНиМ с выплат физическим лицам, в том числе с заработной платы (по 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Страхователи, которые применяют пониженные тарифы, не начисляют страховые взносы на ОПС с сумм, превышающих предельную величину базы (п. 3 ст. 421 НК РФ, Письма Минфина России от 10.02.2022 N 03-15-06/8999, от 02.04.2020 N 03-15-06/26101, от 04.03.2019 N 03-15-06/13953).
(КонсультантПлюс, 2022)Страхователи, которые применяют пониженные тарифы, не начисляют страховые взносы на ОПС с сумм, превышающих предельную величину базы (п. 3 ст. 421 НК РФ, Письма Минфина России от 10.02.2022 N 03-15-06/8999, от 02.04.2020 N 03-15-06/26101, от 04.03.2019 N 03-15-06/13953).
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1. Были снижены тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование. С 2021 г. совокупный размер тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страхование от временной нетрудоспособности и по материнству, на обязательное медицинское страхование уменьшен с 30 до 15% <6> (п. 2.1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1. Были снижены тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование. С 2021 г. совокупный размер тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страхование от временной нетрудоспособности и по материнству, на обязательное медицинское страхование уменьшен с 30 до 15% <6> (п. 2.1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)1.6.1. Пониженные тарифы страховых взносов, указанные
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)1.6.1. Пониженные тарифы страховых взносов, указанные
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)229. Указание Центрального банка РФ от 28 ноября 2018 г. N 4992-У "О порядке доведения государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" до банков - участников системы страхования вкладов информации об установлении и о размере дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов с использованием информационных ресурсов Банка России".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)229. Указание Центрального банка РФ от 28 ноября 2018 г. N 4992-У "О порядке доведения государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" до банков - участников системы страхования вкладов информации об установлении и о размере дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов с использованием информационных ресурсов Банка России".
Вопрос: Чем обусловлено сокращение дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации?
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Ответ: В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ) члены летных экипажей, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии). Закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ принят в соответствии с частью третьей статьи 39 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает создание дополнительных форм социального обеспечения. Доплата к пенсии является самостоятельной социальной выплатой, ее размер не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена, она не входит в состав (размер) пенсии и по своему правовому содержанию не является обязательным социальным пенсионным страхованием, предусмотренным Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном социальном пенсионном страховании в Российской Федерации". Финансовое обеспечение расходов на указанные цели осуществляется за счет ежемесячных взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией Закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ. Согласно статье 2 Закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ размер доплаты к пенсии определяется исходя из отношения среднемесячной суммы взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов и суммы средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" предусмотрены отсрочки по уплате страховых взносов, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей, в более поздние сроки. Плательщики, для которых предусмотрены меры поддержки в виде отсрочки уплаты страховых взносов, вправе уплачивать страховые взносы в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, снижение дополнительных страховых взносов на осуществление доплат к пенсии обусловлено политикой работодателей в отношении работников в период неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки. Минтрансом России в Минфин России направлены предложения по решению вопроса дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В качестве источника финансирования обеспечения указанных предложений Минтрансом России предложено использовать резервный фонд Правительства Российской Федерации.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Ответ: В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ) члены летных экипажей, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии). Закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ принят в соответствии с частью третьей статьи 39 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает создание дополнительных форм социального обеспечения. Доплата к пенсии является самостоятельной социальной выплатой, ее размер не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена, она не входит в состав (размер) пенсии и по своему правовому содержанию не является обязательным социальным пенсионным страхованием, предусмотренным Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном социальном пенсионном страховании в Российской Федерации". Финансовое обеспечение расходов на указанные цели осуществляется за счет ежемесячных взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией Закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ. Согласно статье 2 Закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ размер доплаты к пенсии определяется исходя из отношения среднемесячной суммы взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов и суммы средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" предусмотрены отсрочки по уплате страховых взносов, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей, в более поздние сроки. Плательщики, для которых предусмотрены меры поддержки в виде отсрочки уплаты страховых взносов, вправе уплачивать страховые взносы в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, снижение дополнительных страховых взносов на осуществление доплат к пенсии обусловлено политикой работодателей в отношении работников в период неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки. Минтрансом России в Минфин России направлены предложения по решению вопроса дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В качестве источника финансирования обеспечения указанных предложений Минтрансом России предложено использовать резервный фонд Правительства Российской Федерации.
Последние изменения: Пониженные тарифы страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)Пониженные тарифы применяются к части выплат физлицу, превысившей по итогам месяца величину МРОТ, установленную федеральным законом на начало года. Страховые взносы рассчитываются по таким тарифам с выплат, начисленных за период, начиная с апреля 2020 г. Срок действия пониженных тарифов не ограничен, их можно применять и в 2021 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Пониженные тарифы применяются к части выплат физлицу, превысившей по итогам месяца величину МРОТ, установленную федеральным законом на начало года. Страховые взносы рассчитываются по таким тарифам с выплат, начисленных за период, начиная с апреля 2020 г. Срок действия пониженных тарифов не ограничен, их можно применять и в 2021 г.
Вопрос: Вправе ли организация, включенная в реестр МСП, применить пониженные тарифы страховых взносов, если согласно трудовому договору она производит выплату премий к юбилейным датам работников?
(Консультация эксперта, 2022)При этом применять пониженные тарифы страховых взносов в размере, установленном пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 Налогового кодекса РФ, организации вправе с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 г. А если организация исключается из реестра, то пониженные тарифы не применяются ею с 1-го числа месяца, в котором она была исключена (см., например, Письмо Минфина России от 20.01.2022 N 03-15-05/2932).
(Консультация эксперта, 2022)При этом применять пониженные тарифы страховых взносов в размере, установленном пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 Налогового кодекса РФ, организации вправе с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 г. А если организация исключается из реестра, то пониженные тарифы не применяются ею с 1-го числа месяца, в котором она была исключена (см., например, Письмо Минфина России от 20.01.2022 N 03-15-05/2932).
Готовое решение: Какие тарифы установлены для взносов на пенсионное, медицинское страхование и на случай ВНиМ (до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Пониженные тарифы страховых взносов для СМСП в совокупном размере 15% в общем случае применяются, если вы включены в реестр СМСП (пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.01.2022 N 03-15-05/2932). Если вы утратили статус СМСП, пониженные тарифы не применяются с 1-го числа месяца, в котором вас исключили из реестра СМСП (Письмо ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@). Для применения пониженных тарифов по итогам месяца выплаты в пользу каждого физлица надо сравнить с МРОТ на начало года. Тариф страховых взносов составляет (п. 1 ст. 423, пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2022)Пониженные тарифы страховых взносов для СМСП в совокупном размере 15% в общем случае применяются, если вы включены в реестр СМСП (пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.01.2022 N 03-15-05/2932). Если вы утратили статус СМСП, пониженные тарифы не применяются с 1-го числа месяца, в котором вас исключили из реестра СМСП (Письмо ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@). Для применения пониженных тарифов по итогам месяца выплаты в пользу каждого физлица надо сравнить с МРОТ на начало года. Тариф страховых взносов составляет (п. 1 ст. 423, пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ):