Размер социальной пенсии по старости
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер социальной пенсии по старости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.1 "Социальные доплаты к пенсии" Федерального закона "О государственной социальной помощи""Доводы З. о том, что размер федеральной социальной доплаты необходимо определять как разницу между величиной прожиточного минимума пенсионера в Омской области и размером страховой пенсии по старости, противоречат установленному правовому регулированию, поскольку для определения его права на федеральную социальную доплату учитываются назначенная страховая пенсия, размер выплачиваемой ежемесячной денежной выплаты и денежных эквивалентов мер социальной поддержки, в том числе по оплате проезда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия по старости и ее размер
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия по старости и ее размер
Ситуация: Каков порядок назначения надбавки к пенсии за выслугу лет госслужащим?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Расчетный размер пенсии устанавливается в размере социальной пенсии по старости (с 01.04.2025 - 8 824,08 руб.) (ч. 1 ст. 46 Закона N 4468-1; пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Расчетный размер пенсии устанавливается в размере социальной пенсии по старости (с 01.04.2025 - 8 824,08 руб.) (ч. 1 ст. 46 Закона N 4468-1; пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет либо детям, достигшим возраста 18 лет и завершившим обучение, а также детям, достигшим возраста 18 лет и обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, - 5 034 рубля 25 копеек в месяц;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет либо детям, достигшим возраста 18 лет и завершившим обучение, а также детям, достигшим возраста 18 лет и обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, - 5 034 рубля 25 копеек в месяц;
Ситуация: Каковы минимальные размеры пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.04.2025 размер социальной пенсии по старости - 8 824,08 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.04.2025 размер социальной пенсии по старости - 8 824,08 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако даже при соблюдении условий для назначения пенсий, в том числе досрочных, в некоторых случаях их размер у застрахованных лиц может оказаться ненамного выше размера социальной пенсии по старости с учетом доплат у незастрахованных лиц или же граждан, у которых отсутствует страховой стаж требуемой продолжительности. К числу последних относятся самозанятые граждане, уплачивающие налог на профессиональный доход. Данная категория граждан, занимающаяся деятельностью, приносящей доход, по сути схожей с предпринимательской деятельностью, имеет право вступить в систему пенсионного страхования только в добровольном порядке. Немногие граждане из этой категории стремятся добровольно принять на себя обязательства по уплате страховых взносов в системе пенсионного страхования, тем более что по Конституции РФ каждому гарантировано пенсионное обеспечение и самозанятые лица как члены общества имеют право на социальную пенсию независимо от осуществления оплачиваемой деятельности и при отсутствии уплаты ими страховых взносов.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако даже при соблюдении условий для назначения пенсий, в том числе досрочных, в некоторых случаях их размер у застрахованных лиц может оказаться ненамного выше размера социальной пенсии по старости с учетом доплат у незастрахованных лиц или же граждан, у которых отсутствует страховой стаж требуемой продолжительности. К числу последних относятся самозанятые граждане, уплачивающие налог на профессиональный доход. Данная категория граждан, занимающаяся деятельностью, приносящей доход, по сути схожей с предпринимательской деятельностью, имеет право вступить в систему пенсионного страхования только в добровольном порядке. Немногие граждане из этой категории стремятся добровольно принять на себя обязательства по уплате страховых взносов в системе пенсионного страхования, тем более что по Конституции РФ каждому гарантировано пенсионное обеспечение и самозанятые лица как члены общества имеют право на социальную пенсию независимо от осуществления оплачиваемой деятельности и при отсутствии уплаты ими страховых взносов.
Ситуация: Как назначается пенсия по старости северянам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.04.2025 для указанных граждан размер социальной пенсии по старости - 8 824,08 руб. в месяц. При этом для лиц, проживающих в РКС и ПМ, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями, данный размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в этих районах и местностях (ст. 2, пп. 8 п. 1 ст. 4, п. 6 ст. 5, пп. 4 п. 1, п. п. 4, 5 ст. 11, пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 18, абз. 4 п. 1 ст. 25 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.04.2025 для указанных граждан размер социальной пенсии по старости - 8 824,08 руб. в месяц. При этом для лиц, проживающих в РКС и ПМ, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями, данный размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в этих районах и местностях (ст. 2, пп. 8 п. 1 ст. 4, п. 6 ст. 5, пп. 4 п. 1, п. п. 4, 5 ст. 11, пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 18, абз. 4 п. 1 ст. 25 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
Статья: Условия и возможности Программы долгосрочных сбережений
("Официальный сайт Банка России", 2024)Если гражданину на момент банкротства негосударственного пенсионного фонда уже назначены периодические выплаты по договору долгосрочных сбережений, то их продолжит выплачивать другой негосударственный пенсионный фонд, который выберет АСВ. В этом случае также есть предельный размер гарантий, а именно: АСВ обеспечит продолжение периодических выплат в размере, не превышающем четырехкратного размера социальной пенсии по старости.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Если гражданину на момент банкротства негосударственного пенсионного фонда уже назначены периодические выплаты по договору долгосрочных сбережений, то их продолжит выплачивать другой негосударственный пенсионный фонд, который выберет АСВ. В этом случае также есть предельный размер гарантий, а именно: АСВ обеспечит продолжение периодических выплат в размере, не превышающем четырехкратного размера социальной пенсии по старости.
Ситуация: Какие существуют надбавки к военной пенсии и случаи ее повышения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военная пенсия может быть повышена за счет увеличения ее размера, а также размера денежного довольствия военнослужащих, индексации размера социальной пенсии по старости, применения надбавок и районных коэффициентов, а также разных доплат.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военная пенсия может быть повышена за счет увеличения ее размера, а также размера денежного довольствия военнослужащих, индексации размера социальной пенсии по старости, применения надбавок и районных коэффициентов, а также разных доплат.
Ситуация: Что учитывается при назначении военной пенсии за выслугу лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем пенсия за выслугу лет не может быть ниже расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии по старости (с 01.04.2025 - 8 824,08 руб.) (ст. 15, ч. 1 ст. 46 Закона N 4468-1; пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем пенсия за выслугу лет не может быть ниже расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии по старости (с 01.04.2025 - 8 824,08 руб.) (ст. 15, ч. 1 ст. 46 Закона N 4468-1; пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
Ситуация: Кому положены надбавки к пенсии за продолжительный стаж работы (службы)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пенсия за выслугу лет не может быть ниже размера социальной пенсии по старости (с 01.04.2025 - 8 824,08 руб.) (ст. 15, ч. 1 ст. 46 Закона N 4468-1; пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1 ст. 25 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пенсия за выслугу лет не может быть ниже размера социальной пенсии по старости (с 01.04.2025 - 8 824,08 руб.) (ст. 15, ч. 1 ст. 46 Закона N 4468-1; пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1 ст. 25 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)В ПС нашей страны имеется и бюджетная часть. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ из федерального бюджета финансируются 5 видов пенсий. В контексте данной статьи рассматриваются только социальные пенсии, которые назначаются гражданам 4 категорий, определенных в упомянутом Законе. Эти пенсии устанавливаются в абсолютном размере, зависящем от категории, к которой принадлежит данное застрахованное лицо. Численность пенсионеров, получающих социальные пенсии, и размер социальной пенсии по старости приведены в таблице 2. Рост численности социальных пенсий свидетельствует о том, что все больше граждан (в том числе самозанятых) не платят страховые взносы и при достижении возраста им назначается социальная пенсия по старости.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)В ПС нашей страны имеется и бюджетная часть. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ из федерального бюджета финансируются 5 видов пенсий. В контексте данной статьи рассматриваются только социальные пенсии, которые назначаются гражданам 4 категорий, определенных в упомянутом Законе. Эти пенсии устанавливаются в абсолютном размере, зависящем от категории, к которой принадлежит данное застрахованное лицо. Численность пенсионеров, получающих социальные пенсии, и размер социальной пенсии по старости приведены в таблице 2. Рост численности социальных пенсий свидетельствует о том, что все больше граждан (в том числе самозанятых) не платят страховые взносы и при достижении возраста им назначается социальная пенсия по старости.
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Аналогичный подход используется для регулирования отношений по предоставлению пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф: размер указанной пенсии, назначаемой детям, которые потеряли обоих родителей, или детям умершей одинокой матери, в два раза превосходит размер пенсии, которую могут получать иные члены семьи (п. 3 ст. 17 Закона N 166-ФЗ). При этом размер пенсии таким сиротам больше и размера социальной пенсии детям, потерявшим обоих родителей (250% и 200% размера социальной пенсии по старости соответственно), что представляется вполне оправданным, поскольку в первом случае целью пенсии является компенсация вреда, причиненного радиационным воздействием.
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Аналогичный подход используется для регулирования отношений по предоставлению пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф: размер указанной пенсии, назначаемой детям, которые потеряли обоих родителей, или детям умершей одинокой матери, в два раза превосходит размер пенсии, которую могут получать иные члены семьи (п. 3 ст. 17 Закона N 166-ФЗ). При этом размер пенсии таким сиротам больше и размера социальной пенсии детям, потерявшим обоих родителей (250% и 200% размера социальной пенсии по старости соответственно), что представляется вполне оправданным, поскольку в первом случае целью пенсии является компенсация вреда, причиненного радиационным воздействием.