Размер санитарно-защитной зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер санитарно-защитной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Из положений п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, следует, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Между тем, из положений статей 105, 106 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года N 222, в их совокупности следует отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по установлению размеров и границ санитарно-защитных зон. Отображению в документах территориального планирования подлежат санитарно-защитные зоны как зоны с особыми условиями использования, которые установлены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74
(ред. от 17.06.2025)
"О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995)Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
(ред. от 17.06.2025)
"О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995)Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
(вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 31.08.2025)71. Эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
(вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 31.08.2025)71. Эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)При строительстве скотомогильника должен быть составлен проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны скотомогильника и положительное заключение на строительство скотомогильника. При отсутствии данной документации органы прокуратуры обращаются с исковым заявлением в суд с требованиями признать бездействие органов местного самоуправления незаконными и получить необходимую документацию.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)При строительстве скотомогильника должен быть составлен проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны скотомогильника и положительное заключение на строительство скотомогильника. При отсутствии данной документации органы прокуратуры обращаются с исковым заявлением в суд с требованиями признать бездействие органов местного самоуправления незаконными и получить необходимую документацию.
Статья: К вопросу о практике компенсации потерь арендаторов земельных участков, включенных в границы зон с особыми условиями использования территорий
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Например, такой вид ЗОУИТ, как санитарно-защитная зона (далее по тексту - СЗЗ), применялся в СССР уже во второй половине XX века. Так, Приложением 1 к Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий N 101-51, утвержденным 6 января 1951 г., были установлены классификация производств и размеры минимальных защитных зон, обеспечивающих "снижение опасности расстоянием" для жилых зон. Более того, принципиальный подход и размеры СЗЗ по действующему законодательству <3> не изменились за более чем 70 лет по сравнению с правилами 1951 года.
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Например, такой вид ЗОУИТ, как санитарно-защитная зона (далее по тексту - СЗЗ), применялся в СССР уже во второй половине XX века. Так, Приложением 1 к Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий N 101-51, утвержденным 6 января 1951 г., были установлены классификация производств и размеры минимальных защитных зон, обеспечивающих "снижение опасности расстоянием" для жилых зон. Более того, принципиальный подход и размеры СЗЗ по действующему законодательству <3> не изменились за более чем 70 лет по сравнению с правилами 1951 года.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.
Статья: Транспортные прокуратуры в системе публичной власти (на примере Южной транспортной прокуратуры)
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 12)Так, упомянем Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 марта 2023 г. N 308-ЭС22-25486 по делу N А53-37781/2021 о признании незаконным постановления органа местного самоуправления. В этом деле Южная транспортная прокуратура указала на отсутствие разработанного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта размера санитарно-защитной зоны и отсутствие в ЕГРН сведений о наличии санитарно-защитной зоны.
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 12)Так, упомянем Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 марта 2023 г. N 308-ЭС22-25486 по делу N А53-37781/2021 о признании незаконным постановления органа местного самоуправления. В этом деле Южная транспортная прокуратура указала на отсутствие разработанного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта размера санитарно-защитной зоны и отсутствие в ЕГРН сведений о наличии санитарно-защитной зоны.
Статья: Право на благоприятную окружающую среду: особенности механизма реализации
(Андреева А.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Это объясняется тем, что названному элементу присущи многие из особенностей механизма реализации права на благоприятную окружающую среду: например, такой, как условность достижения реализации цели, поскольку абсолютная безопасность воздуха для жизни и здоровья населения за границей санитарно-защитной зоны недостижима хотя бы потому, что критерием расчета размера санитарно-защитных зон служит уменьшение воздействия объектов, вокруг которых они устанавливаются, не до нулевых значений, а до значений, установленных гигиеническими нормативами (а для предприятий I и II класса опасности в отдельных случаях - вообще до величин приемлемого риска для здоровья населения).
(Андреева А.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Это объясняется тем, что названному элементу присущи многие из особенностей механизма реализации права на благоприятную окружающую среду: например, такой, как условность достижения реализации цели, поскольку абсолютная безопасность воздуха для жизни и здоровья населения за границей санитарно-защитной зоны недостижима хотя бы потому, что критерием расчета размера санитарно-защитных зон служит уменьшение воздействия объектов, вокруг которых они устанавливаются, не до нулевых значений, а до значений, установленных гигиеническими нормативами (а для предприятий I и II класса опасности в отдельных случаях - вообще до величин приемлемого риска для здоровья населения).
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Размеры санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений определяются в соответствии с разд. 13 Санитарной классификации Таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Размеры санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений определяются в соответствии с разд. 13 Санитарной классификации Таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Статья: Сокращение санитарно-защитной зоны
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Статья: Санитарно-защитные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также на основании абз. 2, 3 п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также на основании абз. 2, 3 п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.