Размер пособия по безработице в 2018 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер пособия по безработице в 2018 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Освобождение от уплаты госпошлины в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Освобождают от уплаты госпошлины безработного, стоящего на учете в центре занятости, если он подтвердил свое тяжелое имущественное положение (сведениями о размере пособия по безработице, состоянии счетов в банке и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)Освобождают от уплаты госпошлины безработного, стоящего на учете в центре занятости, если он подтвердил свое тяжелое имущественное положение (сведениями о размере пособия по безработице, состоянии счетов в банке и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Фабула дела следующая. Ирина Котлова (заявитель) в мае 2018 г. была признана безработной, поставлена на учет в службе занятости. В период признания безработной она получала пособие в размере 8 000 рублей, а с января 2019 г. для граждан предпенсионного возраста размер пособия составил 11 280 руб. Однако заявителю пособие не пересчитали, а оставили в прежнем размере. Заявитель решила, что это нарушает ее права, и обратилась в суд.
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Фабула дела следующая. Ирина Котлова (заявитель) в мае 2018 г. была признана безработной, поставлена на учет в службе занятости. В период признания безработной она получала пособие в размере 8 000 рублей, а с января 2019 г. для граждан предпенсионного возраста размер пособия составил 11 280 руб. Однако заявителю пособие не пересчитали, а оставили в прежнем размере. Заявитель решила, что это нарушает ее права, и обратилась в суд.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Д., полагая, что в результате таких действий ответчиков были нарушены его права на получение пособия по безработице, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а в Пенсионный фонд Российской Федерации центром занятости населения в отношении его были представлены недостоверные сведения, в связи с чем, ссылаясь на ст. 53 Конституции Российской Федерации, ст. 1069 и 1070 ГК РФ, просил суд обязать центр занятости населения восстановить его на учете в качестве безработного с 1 апреля 2016 г. по 1 декабря 2018 г., взыскать с центра занятости населения пособие по безработице в размере 142 290 руб. 83 коп., убытки в виде неполученных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 40 970 руб. 33 коп., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., судебные расходы в размере 500 руб.; взыскать с регионального министерства труда, социальной защиты и демографии в его пользу невыплаченный прожиточный минимум с апреля 2016 по ноябрь 2018 года с учетом ставки Банка России и инфляции в размере 347 874 руб. 32 коп.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Д., полагая, что в результате таких действий ответчиков были нарушены его права на получение пособия по безработице, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а в Пенсионный фонд Российской Федерации центром занятости населения в отношении его были представлены недостоверные сведения, в связи с чем, ссылаясь на ст. 53 Конституции Российской Федерации, ст. 1069 и 1070 ГК РФ, просил суд обязать центр занятости населения восстановить его на учете в качестве безработного с 1 апреля 2016 г. по 1 декабря 2018 г., взыскать с центра занятости населения пособие по безработице в размере 142 290 руб. 83 коп., убытки в виде неполученных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 40 970 руб. 33 коп., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., судебные расходы в размере 500 руб.; взыскать с регионального министерства труда, социальной защиты и демографии в его пользу невыплаченный прожиточный минимум с апреля 2016 по ноябрь 2018 года с учетом ставки Банка России и инфляции в размере 347 874 руб. 32 коп.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"Исходя из этого, внося изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в том числе затрагивающие продолжительность выплаты и размеры пособия по безработице, законодатель в Федеральном законе от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ предусмотрел сохранение для граждан, признанных безработными до момента вступления его в силу (т.е. до 1 января 2019 года), прежних порядка, сроков выплаты и размеров пособия по безработице (часть 1 статьи 10).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"Исходя из этого, внося изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в том числе затрагивающие продолжительность выплаты и размеры пособия по безработице, законодатель в Федеральном законе от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ предусмотрел сохранение для граждан, признанных безработными до момента вступления его в силу (т.е. до 1 января 2019 года), прежних порядка, сроков выплаты и размеров пособия по безработице (часть 1 статьи 10).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Проблемой российского законодателя станет определение того, что будет являться базой для расчета и установления такого минимально справедливого гарантированного дохода на достойную жизнь высвобожденному человеку в результате роботизации его труда: 1) гарантированный законом минимальный размер оплаты труда <1> (см. Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" <2>); 2) потребительская корзина <3> (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" <4>); 3) прожиточный минимум (см. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <5>); 4) пособие по безработице (см. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <6>); 5) пенсия (см. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" <7>).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Проблемой российского законодателя станет определение того, что будет являться базой для расчета и установления такого минимально справедливого гарантированного дохода на достойную жизнь высвобожденному человеку в результате роботизации его труда: 1) гарантированный законом минимальный размер оплаты труда <1> (см. Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" <2>); 2) потребительская корзина <3> (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" <4>); 3) прожиточный минимум (см. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <5>); 4) пособие по безработице (см. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <6>); 5) пенсия (см. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" <7>).
Готовое решение: Как рассчитать средний заработок и оформить справку для определения размера пособия по безработице до 4 июля 2023 г.
(КонсультантПлюс, 2023)Если в вашем регионе нет утвержденной формы справки, можете заполнить форму, которую рекомендует использовать Минтруд России. Данная форма не является обязательной к применению. Поэтому справку вы можете составить в произвольной форме, указав в ней сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице (Письмо Минтруда России от 10.01.2019 N 16-5/В-5).
(КонсультантПлюс, 2023)Если в вашем регионе нет утвержденной формы справки, можете заполнить форму, которую рекомендует использовать Минтруд России. Данная форма не является обязательной к применению. Поэтому справку вы можете составить в произвольной форме, указав в ней сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице (Письмо Минтруда России от 10.01.2019 N 16-5/В-5).
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)При этом изменение роста совокупного объема производства осуществляется с помощью системы национальных счетов (СНС), которая определяется как "совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода страны и позволяющих: 1) оценить состояние национальной экономики; 2) отслеживать динамику экономического развития страны; 3) принимать оптимальные решения по макроэкономическому регулированию и прогнозированию экономического развития; 4) проводить макроэкономические сопоставления по странам мира" <1>. Как пишет Л.Н. Даниленко применительно к СНС, выделяют "ведущие индикаторы (уровень безработицы, размеры инвестиций, динамика валового продукта); финансовые индикаторы (уровень инфляции, дефицит бюджета, ставка рефинансирования, индексы фондового рынка); внешнеэкономические индикаторы (сальдо торгового и платежного балансов, изменение валютного курса)" <2>.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)При этом изменение роста совокупного объема производства осуществляется с помощью системы национальных счетов (СНС), которая определяется как "совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода страны и позволяющих: 1) оценить состояние национальной экономики; 2) отслеживать динамику экономического развития страны; 3) принимать оптимальные решения по макроэкономическому регулированию и прогнозированию экономического развития; 4) проводить макроэкономические сопоставления по странам мира" <1>. Как пишет Л.Н. Даниленко применительно к СНС, выделяют "ведущие индикаторы (уровень безработицы, размеры инвестиций, динамика валового продукта); финансовые индикаторы (уровень инфляции, дефицит бюджета, ставка рефинансирования, индексы фондового рынка); внешнеэкономические индикаторы (сальдо торгового и платежного балансов, изменение валютного курса)" <2>.
Статья: Справедливость как критерий баланса публичных и частных интересов
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Законодатель, принимая закон, должен учитывать требования публичного интереса общества в целом и права частных лиц и, сопоставляя требования общества с интересами граждан, находить компромисс, не допуская ситуации, когда требования публичного интереса полностью подавляют частный интерес. Например, повышение возрастного ценза для получения пенсии нарушило законные интересы миллионов граждан и породило такие проблемы, как смерть до достижения пенсионного возраста (в 12 регионах продолжительность жизни мужчин составляет 62 года, еще в 13 - 63) <12>; людям предпенсионного возраста трудно найти работу; государству придется платить вместо пенсии пособие по безработице и бедности; молодежи не хватает рабочих мест; увеличение безработицы и др.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Законодатель, принимая закон, должен учитывать требования публичного интереса общества в целом и права частных лиц и, сопоставляя требования общества с интересами граждан, находить компромисс, не допуская ситуации, когда требования публичного интереса полностью подавляют частный интерес. Например, повышение возрастного ценза для получения пенсии нарушило законные интересы миллионов граждан и породило такие проблемы, как смерть до достижения пенсионного возраста (в 12 регионах продолжительность жизни мужчин составляет 62 года, еще в 13 - 63) <12>; людям предпенсионного возраста трудно найти работу; государству придется платить вместо пенсии пособие по безработице и бедности; молодежи не хватает рабочих мест; увеличение безработицы и др.
Статья: Европейская социальная хартия: процедуры мониторинга
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)- минимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, а также по безработице являются недостаточными <9>. Принимая указанное решение, ЕКСП исходил из того, что любое пособие, предусмотренное национальной системой социального обеспечения, не должно быть ниже величины прожиточного минимума.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)- минимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, а также по безработице являются недостаточными <9>. Принимая указанное решение, ЕКСП исходил из того, что любое пособие, предусмотренное национальной системой социального обеспечения, не должно быть ниже величины прожиточного минимума.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Таким образом, законодательство о занятости развивается в направлении расширения категорий граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области занятости населения, в том числе в виде установления более длительного периода выплаты пособия по безработице и увеличения его размера.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Таким образом, законодательство о занятости развивается в направлении расширения категорий граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области занятости населения, в том числе в виде установления более длительного периода выплаты пособия по безработице и увеличения его размера.