Размер обеспечения заявки для СМП
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер обеспечения заявки для СМП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Ответчиком и судом правомерно отклонены доводы заявителя... о необоснованном объединении в один лот 56 хозяйствующих субъектов, в результате чего был увеличен размер обеспечения заявки, и невозможности участия субъектов малого предпринимательства.
(КонсультантПлюс, 2025)...Ответчиком и судом правомерно отклонены доводы заявителя... о необоснованном объединении в один лот 56 хозяйствующих субъектов, в результате чего был увеличен размер обеспечения заявки, и невозможности участия субъектов малого предпринимательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляют к обеспечению заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Размер обеспечения заявки при проведении закупок по Закону N 44-ФЗ среди СМП и СОНКО установите в общем порядке. Для таких закупок специальный размер обеспечения заявки не предусмотрен.
(КонсультантПлюс, 2025)Размер обеспечения заявки при проведении закупок по Закону N 44-ФЗ среди СМП и СОНКО установите в общем порядке. Для таких закупок специальный размер обеспечения заявки не предусмотрен.
Готовое решение: Как провести закупки по Закону N 223-ФЗ у СМСП и самозанятых
(КонсультантПлюс, 2025)размер обеспечения не может превышать 2% НМЦД (п. 23 Положения об особенностях участия СМСП в закупках);
(КонсультантПлюс, 2025)размер обеспечения не может превышать 2% НМЦД (п. 23 Положения об особенностях участия СМСП в закупках);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352
(ред. от 22.05.2025)
"Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", "Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства")23. Если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота). При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке.
(ред. от 22.05.2025)
"Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", "Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства")23. Если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота). При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместе с тем укрупнение лота Заказчиком привело к увеличению НМЦД, что, в свою очередь, повлекло увеличение размера обеспечения заявки на участие в Конкурсе и обеспечения исполнения договора и, как следствие, ограничило возможность участия в Конкурсе субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместе с тем укрупнение лота Заказчиком привело к увеличению НМЦД, что, в свою очередь, повлекло увеличение размера обеспечения заявки на участие в Конкурсе и обеспечения исполнения договора и, как следствие, ограничило возможность участия в Конкурсе субъектов малого и среднего предпринимательства.
"LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография"
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)- обеспечение контракта осуществляется предоставлением независимой гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. При этом размер такого обеспечения может достигать 30% от цены контракта. Исключением является лишь ситуация, когда контракт заключается участником закупки, являющимся субъектом малого предпринимательства и представившим информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)- обеспечение контракта осуществляется предоставлением независимой гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. При этом размер такого обеспечения может достигать 30% от цены контракта. Исключением является лишь ситуация, когда контракт заключается участником закупки, являющимся субъектом малого предпринимательства и представившим информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Авансы в контрактах: баланс интересов
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Парадокс, но одна и та же категория исполнителей - субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации - в случае заключения контракта при наличии положительного опыта исполнения контрактов освобождается от обеспечения контракта в размере аванса, а в случае внесения изменений в контракт в части предоставления аванса обязана его обеспечить.
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Парадокс, но одна и та же категория исполнителей - субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации - в случае заключения контракта при наличии положительного опыта исполнения контрактов освобождается от обеспечения контракта в размере аванса, а в случае внесения изменений в контракт в части предоставления аванса обязана его обеспечить.
Готовое решение: Как предоставить обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в качестве обеспечения исполнения контракта внесены денежные средства, заказчик должен вернуть их (часть из них) в срок не позднее 30 дней с даты исполнения обязательств по контракту. Если контракт заключен по результатам закупки, участниками которой могут быть только СМП и СОНКО, такой срок не должен превышать 15 дней (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в качестве обеспечения исполнения контракта внесены денежные средства, заказчик должен вернуть их (часть из них) в срок не позднее 30 дней с даты исполнения обязательств по контракту. Если контракт заключен по результатам закупки, участниками которой могут быть только СМП и СОНКО, такой срок не должен превышать 15 дней (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Участник в электронном аукционе для СМП, СОНКО снизил цену более чем на 25%. В каком виде и размере он должен предоставить обеспечение исполнения контракта?
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 6)Вопрос: Участник в электронном аукционе для СМП, СОНКО снизил цену более чем на 25%. В каком виде и размере он должен предоставить обеспечение исполнения контракта?
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 6)Вопрос: Участник в электронном аукционе для СМП, СОНКО снизил цену более чем на 25%. В каком виде и размере он должен предоставить обеспечение исполнения контракта?
Готовое решение: В каком порядке принять участие в электронном аукционе, проводимом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если оператор установил плату за участие в электронном аукционе, то в течение одного рабочего дня после подписания контракта заказчиком с вашего счета для обеспечения заявок будет списана указанная плата. Она небольшая. Максимальный размер - 1% от НМЦК (максимального значения цены контракта). Кроме того, плата не превысит 2 тыс. руб. (включая НДС), если она взимается с СМП и СОНКО и аукцион проводился среди этих субъектов, 5 тыс. руб. (без НДС), если плату вносят определенные участники (например, субъект среднего предпринимательства), и 7,5 тыс. руб. - во всех остальных случаях (ч. 4 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 N 564, п. 2.1 Письма Минфина России от 06.11.2018 N 24-06-08/79659).
(КонсультантПлюс, 2025)Если оператор установил плату за участие в электронном аукционе, то в течение одного рабочего дня после подписания контракта заказчиком с вашего счета для обеспечения заявок будет списана указанная плата. Она небольшая. Максимальный размер - 1% от НМЦК (максимального значения цены контракта). Кроме того, плата не превысит 2 тыс. руб. (включая НДС), если она взимается с СМП и СОНКО и аукцион проводился среди этих субъектов, 5 тыс. руб. (без НДС), если плату вносят определенные участники (например, субъект среднего предпринимательства), и 7,5 тыс. руб. - во всех остальных случаях (ч. 4 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 N 564, п. 2.1 Письма Минфина России от 06.11.2018 N 24-06-08/79659).
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Эти преимущества заключаются в увеличении цены контракта на 15% учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и организациям инвалидов - победителям конкурентных процедур и проведении специальных закупок (не менее 25% совокупного годового объема закупок только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СО НКО)). Кроме того, предприятия УИС, организации инвалидов "предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке в соответствии с ч. 3 ст. 44) в размере 1/2% начальной (максимальной) цены контракта", в то время как иные участники - от 1/2 и до 1% (в отдельных случаях - 5%).
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Эти преимущества заключаются в увеличении цены контракта на 15% учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и организациям инвалидов - победителям конкурентных процедур и проведении специальных закупок (не менее 25% совокупного годового объема закупок только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СО НКО)). Кроме того, предприятия УИС, организации инвалидов "предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке в соответствии с ч. 3 ст. 44) в размере 1/2% начальной (максимальной) цены контракта", в то время как иные участники - от 1/2 и до 1% (в отдельных случаях - 5%).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, Комиссия ФАС России определила, что формирование Заказчиком предмета закупки таким образом приводит к увеличению объема оказываемых услуг, увеличению размера начальной (максимальной) цены договора, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора, что, следовательно, влечет ограничение количества участников Аукциона, проводимого исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, Комиссия ФАС России определила, что формирование Заказчиком предмета закупки таким образом приводит к увеличению объема оказываемых услуг, увеличению размера начальной (максимальной) цены договора, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора, что, следовательно, влечет ограничение количества участников Аукциона, проводимого исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья: Обзор писем Минфина по вопросам применения Закона N 44-ФЗ
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 11)Об участии СМП в закупках услуг общественного питания
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 11)Об участии СМП в закупках услуг общественного питания
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комиссия ФАС России с учетом НМЦК пришла к выводу, что значительный размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе - 80 729 887,24 рубля, а также размер обеспечения исполнения контракта - 484 379 323,47 рубля влияют на количество потенциальных участников закупки, сводя их к минимуму, поскольку являются актуальными лишь для крупных игроков на рынке выполняемых работ, ограничивая доступ к закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комиссия ФАС России с учетом НМЦК пришла к выводу, что значительный размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе - 80 729 887,24 рубля, а также размер обеспечения исполнения контракта - 484 379 323,47 рубля влияют на количество потенциальных участников закупки, сводя их к минимуму, поскольку являются актуальными лишь для крупных игроков на рынке выполняемых работ, ограничивая доступ к закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.