Размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Таким образом, размер (объем) меры социальной поддержки как обязательный элемент установления соответствующей меры, наличие (отсутствие) которого обусловливает права граждан на получение помощи со стороны публично-правового образования, должен носить гарантированный, постоянный характер. Он не должен быть привязан к закону о бюджете, применяющемуся в течение одного финансового года. К тому же предусмотренная ст. 7 Кодекса о социальной защите гарантия о недопустимости уменьшения размера ежемесячных (ежегодных) денежных выплат в очередном финансовом году по сравнению с размерами ежемесячных (ежегодных) денежных выплат, установленных Законом Омской области об областном бюджете, не абсолютна и не компенсирует вышеуказанного законодательного недостатка. Так, например, законами Омской области об областном бюджете на 2008 г. (ст. 14) <29>, 2009 г. (ст. 6) <30> устанавливались размеры ежемесячных денежных выплат для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., в размере 272 руб., для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - 310 руб., для реабилитированных лиц - 371 руб. Однако Законом Омской области от 29 декабря 2009 г. N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" <31> размеры указанных ежемесячных денежных выплат были уменьшены до 250, 285 и 341 руб. соответственно, сохранены они и до настоящего времени.
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Таким образом, размер (объем) меры социальной поддержки как обязательный элемент установления соответствующей меры, наличие (отсутствие) которого обусловливает права граждан на получение помощи со стороны публично-правового образования, должен носить гарантированный, постоянный характер. Он не должен быть привязан к закону о бюджете, применяющемуся в течение одного финансового года. К тому же предусмотренная ст. 7 Кодекса о социальной защите гарантия о недопустимости уменьшения размера ежемесячных (ежегодных) денежных выплат в очередном финансовом году по сравнению с размерами ежемесячных (ежегодных) денежных выплат, установленных Законом Омской области об областном бюджете, не абсолютна и не компенсирует вышеуказанного законодательного недостатка. Так, например, законами Омской области об областном бюджете на 2008 г. (ст. 14) <29>, 2009 г. (ст. 6) <30> устанавливались размеры ежемесячных денежных выплат для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., в размере 272 руб., для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - 310 руб., для реабилитированных лиц - 371 руб. Однако Законом Омской области от 29 декабря 2009 г. N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" <31> размеры указанных ежемесячных денежных выплат были уменьшены до 250, 285 и 341 руб. соответственно, сохранены они и до настоящего времени.
Статья: Получение работником звания "Ветеран труда"
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)"Законопроект "О внесении изменения в статью 22 Закона "О ветеранах" подготовлен в целях обеспечения равенства прав ветеранов труда, вне зависимости от региона проживания, так как имеется существенная разница в размерах ежемесячной денежной выплаты данной льготной категории граждан, что нарушает их права и законные интересы", - говорится в пояснительной записке.
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)"Законопроект "О внесении изменения в статью 22 Закона "О ветеранах" подготовлен в целях обеспечения равенства прав ветеранов труда, вне зависимости от региона проживания, так как имеется существенная разница в размерах ежемесячной денежной выплаты данной льготной категории граждан, что нарушает их права и законные интересы", - говорится в пояснительной записке.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)11. Сведения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, получаемой гражданином в качестве меры социальной поддержки, могут быть представлены как самим гражданином при личном обращении в территориальный орган исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, так и получены таким органом самостоятельно путем межведомственного электронного взаимодействия.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)11. Сведения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, получаемой гражданином в качестве меры социальной поддержки, могут быть представлены как самим гражданином при личном обращении в территориальный орган исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, так и получены таким органом самостоятельно путем межведомственного электронного взаимодействия.
Справочная информация: "Размер индексации выплат, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)8. Размер индексации ежемесячной денежной выплаты ветеранам (Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах");
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)8. Размер индексации ежемесячной денежной выплаты ветеранам (Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах");
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Аналогичный подход применяется и в субъектах РФ при установлении региональных мер социальной поддержки. Критерии нуждаемости (адресности) предусматриваются в законах и нормативных актах соответствующего субъекта РФ. Одной из категорий, в отношении которых в ряде регионов применяется адресная социальная поддержка, являются ветераны труда (включая имеющих статус ветерана труда субъекта РФ). Условия предоставления им отдельных мер могут быть определены, в частности, как соотношение их дохода с величиной прожиточного минимума пенсионера в соответствующем регионе. Так, в Омской области неоднократно изменялись условия предоставления ежемесячной денежной выплаты лицу, имеющему звание "Ветеран Омской области". В течение определенного периода времени она производилась неработающим гражданам, чей доход не превышал установленного процента величины прожиточного минимума пенсионера в Омской области (120, а затем 175%). Конституционный Суд РФ в Определении от 24 апреля 2018 г. N 970-О оценил данное регулирование как не нарушающее права граждан, поскольку оно осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя субъекта Российской Федерации, направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов посредством усиления адресности социальной поддержки граждан, имеющих звание "Ветеран Омской области", и в равной мере распространяется на лиц, относящихся к данной категории.
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Аналогичный подход применяется и в субъектах РФ при установлении региональных мер социальной поддержки. Критерии нуждаемости (адресности) предусматриваются в законах и нормативных актах соответствующего субъекта РФ. Одной из категорий, в отношении которых в ряде регионов применяется адресная социальная поддержка, являются ветераны труда (включая имеющих статус ветерана труда субъекта РФ). Условия предоставления им отдельных мер могут быть определены, в частности, как соотношение их дохода с величиной прожиточного минимума пенсионера в соответствующем регионе. Так, в Омской области неоднократно изменялись условия предоставления ежемесячной денежной выплаты лицу, имеющему звание "Ветеран Омской области". В течение определенного периода времени она производилась неработающим гражданам, чей доход не превышал установленного процента величины прожиточного минимума пенсионера в Омской области (120, а затем 175%). Конституционный Суд РФ в Определении от 24 апреля 2018 г. N 970-О оценил данное регулирование как не нарушающее права граждан, поскольку оно осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя субъекта Российской Федерации, направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов посредством усиления адресности социальной поддержки граждан, имеющих звание "Ветеран Омской области", и в равной мере распространяется на лиц, относящихся к данной категории.
Статья: Публично-правовое регулирование цены денег и их покупательной способности в Российской Федерации
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-первых, случаи индексации денежных сумм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, затрагивают лишь отдельные категории субъектов (инвалиды, военнослужащие, их дети, сотрудники полиции и члены их семей, ветераны, герои или полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф, граждане, имеющие детей, и др.). Во-вторых, компенсация потерь покупательной способности денег в Российской Федерации производится в различном размере для разных категорий субъектов (размер индексации ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 1 февраля 2021 г. установлен в разном размере для инвалидов первой, второй и третьей группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 г." <21>)). В-третьих, сомнительной является полнота установленного размера компенсации потерь покупательной способности денег (например, уровень инфляции, установленный в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов" <22>, не превышает 3,7%, а единовременное пособие сотрудникам полиции и членам их семей индексируется с коэффициентом 1,037 (Постановление Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70)). Указанное сомнение основывается также на определении размера индексируемых сумм привязкой к производным от уровня инфляции показателям, а не к самому показателю уровня инфляции. Так, индексация размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов изменяется в соответствии с изменением величины прожиточного минимума на душу населения, установленного с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и исчисляется из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <23>; Семейный кодекс Российской Федерации <24>). При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 марта 2003 г. N 49-О <25>, сложившаяся ситуация является для государства естественной, поскольку прерогативой законодателя выступает установление критериев компенсации в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и по Российской Федерации в целом. Наконец, в-четвертых, имеются отдельные случаи переложения обязанности компенсировать потерянную покупательную способность денег на негосударственные субъекты. Так, индексация заработной платы возлагается на работодателей в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации <26>), при этом отдельными авторами предлагается даже закрепить обязанность работодателя индексировать заработную плату и установить максимальную периодичность индексации не реже раза в год <27>. К этим же случаям относятся договорной механизм компенсации потери покупательной способности денег (ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <28>; ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <29>) и др.
Статья: Анализ некоторых примеров применения судами общей юрисдикции принципов законности и доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства при разрешении споров об имущественных последствиях, связанных с решениями субъектов публичной власти
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Так, областное государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения Колпашевского района" (далее - ОГКУ "Центр социальной поддержки населения Колпашевского района") обратилось в суд с иском к Р.В.Н., в котором просило взыскать необоснованно полученные денежные средства за период с 1 сентября 2016 г. по 31 августа 2019 г. в виде ежемесячной денежной выплаты на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемой ветеранам труда, проживающим в Колпашевском районе Томской области. В соответствии с Законом Томской области гражданам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставляется право на меры социальной поддержки по оплате в размере 50% жилищных и коммунальных услуг. Порядок назначения и предоставления мер социальной поддержки определяется постановлением администрации Томской области от 19 января 2011 г. N 7а. Указанным постановлением предусмотрено, что выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, при этом предусмотрена обязанность граждан в течение 10 дней сообщать об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной выплаты за жилищные и коммунальные услуги (далее - ЕДВ ЖКУ), а также прекращение выплаты. В августе 2019 г. Р.В.Н. снялась с регистрационного учета в Колпашевском районе Томской области и зарегистрировалась в ином населенном пункте Томской области - г. Томске, где размер указанной выплаты меньше. Кроме того, ее выплату осуществляет иной территориальный орган социального обеспечения Томской области, по соответствующему обращению гражданина. Возражая против иска, Р.В.Н. ссылалась на то, что обязанность сообщить о перемене места жительства возлагается только в случае переезда с территории Томской области, пределы которой она не покидала. Одновременно меры социальной поддержки по прежнему и по новому месту жительства не получала. За назначением выплат по адресу ее регистрации в г. Томске она обратилась только после получения уведомления от ответчика о прекращении у нее права на меры социальной поддержки по прежнему месту жительства. Кроме того, просила применить срок исковой давности, подлежащий исчислению с момента снятия ее с регистрационного учета по месту жительства.
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Так, областное государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения Колпашевского района" (далее - ОГКУ "Центр социальной поддержки населения Колпашевского района") обратилось в суд с иском к Р.В.Н., в котором просило взыскать необоснованно полученные денежные средства за период с 1 сентября 2016 г. по 31 августа 2019 г. в виде ежемесячной денежной выплаты на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемой ветеранам труда, проживающим в Колпашевском районе Томской области. В соответствии с Законом Томской области гражданам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставляется право на меры социальной поддержки по оплате в размере 50% жилищных и коммунальных услуг. Порядок назначения и предоставления мер социальной поддержки определяется постановлением администрации Томской области от 19 января 2011 г. N 7а. Указанным постановлением предусмотрено, что выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, при этом предусмотрена обязанность граждан в течение 10 дней сообщать об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной выплаты за жилищные и коммунальные услуги (далее - ЕДВ ЖКУ), а также прекращение выплаты. В августе 2019 г. Р.В.Н. снялась с регистрационного учета в Колпашевском районе Томской области и зарегистрировалась в ином населенном пункте Томской области - г. Томске, где размер указанной выплаты меньше. Кроме того, ее выплату осуществляет иной территориальный орган социального обеспечения Томской области, по соответствующему обращению гражданина. Возражая против иска, Р.В.Н. ссылалась на то, что обязанность сообщить о перемене места жительства возлагается только в случае переезда с территории Томской области, пределы которой она не покидала. Одновременно меры социальной поддержки по прежнему и по новому месту жительства не получала. За назначением выплат по адресу ее регистрации в г. Томске она обратилась только после получения уведомления от ответчика о прекращении у нее права на меры социальной поддержки по прежнему месту жительства. Кроме того, просила применить срок исковой давности, подлежащий исчислению с момента снятия ее с регистрационного учета по месту жительства.
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 23.01.2024 N 46 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2024 году"
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 3)- Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 3)- Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Проектом также запланирована индексация страховых пенсий для неработающих пенсионеров с 1 января 2024 года на 7,5%, индексация материнского капитала с 1 февраля 2024 года по уровню фактической инфляции. Будут проиндексированы и ряд социальных выплат: ежемесячные денежные выплаты гражданам с инвалидностью, ветеранам, пособия для пострадавших от радиации и другие меры поддержки.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Проектом также запланирована индексация страховых пенсий для неработающих пенсионеров с 1 января 2024 года на 7,5%, индексация материнского капитала с 1 февраля 2024 года по уровню фактической инфляции. Будут проиндексированы и ряд социальных выплат: ежемесячные денежные выплаты гражданам с инвалидностью, ветеранам, пособия для пострадавших от радиации и другие меры поддержки.
Ситуация: Какие льготы и выплаты полагаются ветеранам труда?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ежемесячная городская денежная выплата, размер которой в 2025 г. составляет 1 328 руб.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ежемесячная городская денежная выплата, размер которой в 2025 г. составляет 1 328 руб.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Приведем в качестве примера Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", согласно ст. 62 которого ветеранам труда и ветеранам военной службы предоставляются следующие меры социальной поддержки:
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Приведем в качестве примера Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", согласно ст. 62 которого ветеранам труда и ветеранам военной службы предоставляются следующие меры социальной поддержки:
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)- ежемесячная денежная компенсация абонентам телефонных сетей на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории Москвы, в размере, установленном Правительством Москвы;
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)- ежемесячная денежная компенсация абонентам телефонных сетей на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории Москвы, в размере, установленном Правительством Москвы;
Ситуация: Кому положена ЕДВ и в каком размере?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
Информация: С 1 февраля более 40 мер социальной поддержки будут проиндексированы на 9,5%
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)Как отметил глава Минтруда России, среди индексируемых выплат материнский капитал, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячная денежная выплата ветеранам, ежемесячная страховая выплата и другие меры социальной поддержки.
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)Как отметил глава Минтруда России, среди индексируемых выплат материнский капитал, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячная денежная выплата ветеранам, ежемесячная страховая выплата и другие меры социальной поддержки.