Размер дефицита бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер дефицита бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Этапы развития и сближения налогового и бухгалтерского учета в Турции
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Здесь нельзя не отметить, что общий валовой государственный долг Турции имеет одно из минимальных значений в Европе. Кроме того, в 2022 г. выросли золотовалютные резервы Центрального банка Турции и объемы международных резервов. Но 2023 г. уже стал сложным для Республики, когда правительство должно реагировать на внутренние и внешние вызовы. Мощное землетрясение, финансирование кампании по выборам президента Турции (2023 г.), замедление темпов экономического роста в Европе ожидаемо приведут к росту бюджетных расходов, увеличению размеров дефицита бюджета и внешнего долга. При этом повышение налоговых ставок, прежде всего для налога на прибыль, принято считать рискованным, так как национальная экономика ориентирована на сферу услуг (туризм), а поток туристов в настоящее время существенно сократился после пандемии COVID-19 и в условиях общеевропейской кризисной ситуации.
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Здесь нельзя не отметить, что общий валовой государственный долг Турции имеет одно из минимальных значений в Европе. Кроме того, в 2022 г. выросли золотовалютные резервы Центрального банка Турции и объемы международных резервов. Но 2023 г. уже стал сложным для Республики, когда правительство должно реагировать на внутренние и внешние вызовы. Мощное землетрясение, финансирование кампании по выборам президента Турции (2023 г.), замедление темпов экономического роста в Европе ожидаемо приведут к росту бюджетных расходов, увеличению размеров дефицита бюджета и внешнего долга. При этом повышение налоговых ставок, прежде всего для налога на прибыль, принято считать рискованным, так как национальная экономика ориентирована на сферу услуг (туризм), а поток туристов в настоящее время существенно сократился после пандемии COVID-19 и в условиях общеевропейской кризисной ситуации.
Статья: Правовой инструментарий достижения сбалансированности бюджета: новые акценты и тренды
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)1. Ограничения размера дефицита бюджетов.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)1. Ограничения размера дефицита бюджетов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.11.2019 N 367-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"6. Установить, что по итогам исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2020 году установленные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) могут быть превышены на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, сумму снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по сравнению с 2019 годом, а также в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов.
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"6. Установить, что по итогам исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2020 году установленные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) могут быть превышены на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, сумму снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по сравнению с 2019 годом, а также в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
(ред. от 31.07.2025)При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Статья: Защита прав налогоплательщика при производстве выемки в рамках налогового процесса
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)В связи с введением режима самоизоляции, установлением нерабочих дней в апреле 2020 г., а также приостановлением деятельности отдельных организаций и сохранением ограничительных мер вплоть до июня 2020 г. снизились доходы бюджетной системы. По данным ФНС и финансовых аналитиков, размер дефицита бюджета составил 1,9 - 2% ВВП. URL: http://www.nalog-briz.ru/2020/08/1-2020.html?fbclid=IwAR1TkO9pyqKOvvnI8iYHB_ddf0V7rhRR4W3ByVyXt36D9xctkNLHqu4tmHg (дата обращения: 06.08.2020).
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)В связи с введением режима самоизоляции, установлением нерабочих дней в апреле 2020 г., а также приостановлением деятельности отдельных организаций и сохранением ограничительных мер вплоть до июня 2020 г. снизились доходы бюджетной системы. По данным ФНС и финансовых аналитиков, размер дефицита бюджета составил 1,9 - 2% ВВП. URL: http://www.nalog-briz.ru/2020/08/1-2020.html?fbclid=IwAR1TkO9pyqKOvvnI8iYHB_ddf0V7rhRR4W3ByVyXt36D9xctkNLHqu4tmHg (дата обращения: 06.08.2020).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Несмотря на указанную выше задачу, механизмы гарантирования депутатской деятельности требуют обсуждения. Судебная аргументация в вышеуказанных решениях Верховного Суда РФ обусловлена применением ч. 1 и 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 33 и 34, п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ. Суды расценивают выплаты как денежное вознаграждение за осуществление депутатских полномочий, не носящее компенсационный характер. Оплата труда может быть установлена только депутату, осуществляющему полномочия на постоянной основе. Закрепление за депутатами, осуществляющими полномочия на непостоянной основе, права на получение дохода независимо от фактического исполнения публичных функций не соответствует принципам эффективности использования, адресности и целевого характера бюджетных средств, сбалансированности бюджета, не направлено на минимизацию размера дефицита бюджета, экономность и результативность использования бюджетных средств. Таким образом в основе судебных решений отсутствует прямое указание на противоречие нормам федеральных законов. При выводе о необходимости возмещения фактически произведенных расходов превалирует бухгалтерский подход к оценке выплат. При непредставлении документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, выплаты считаются доходом и облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход расценивается как денежное содержание (вознаграждение) депутата, не осуществляющего деятельность на постоянной основе. Возможность выплаты вознаграждения депутатам законодательных органов, не осуществляющим деятельность на постоянной основе, рассматривалась Конституционным Судом РФ на примере закона Республики Ингушетия о статусе депутата Народного Собрания в Определении Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 249-О. Указанное решение касалось права депутата на осуществление полномочий на профессиональной постоянной основе. Закон Республики Ингушетия такое право ставил в зависимость от занятия соответствующей должности в Народном Собрании. Как указывает Конституционный Суд РФ, законодатель субъекта РФ призван установить надлежащее правовое основание и процедуры, гарантирующие равноправие депутатов и исключающие принятие по данным вопросам произвольных, субъективных решений. В пункте 4 данного Определения Конституционный Суд РФ установил взаимосвязь между ограничением, связанным с осуществлением депутатской деятельности на постоянной основе (не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой), и установлением депутатам денежного содержания и других выплат. Депутатам, осуществляющим депутатские полномочия на непостоянной основе, такие выплаты не полагаются. Конституционный Суд РФ указал, что основным видом заработка таких депутатов является доход от профессиональной деятельности.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Несмотря на указанную выше задачу, механизмы гарантирования депутатской деятельности требуют обсуждения. Судебная аргументация в вышеуказанных решениях Верховного Суда РФ обусловлена применением ч. 1 и 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 33 и 34, п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ. Суды расценивают выплаты как денежное вознаграждение за осуществление депутатских полномочий, не носящее компенсационный характер. Оплата труда может быть установлена только депутату, осуществляющему полномочия на постоянной основе. Закрепление за депутатами, осуществляющими полномочия на непостоянной основе, права на получение дохода независимо от фактического исполнения публичных функций не соответствует принципам эффективности использования, адресности и целевого характера бюджетных средств, сбалансированности бюджета, не направлено на минимизацию размера дефицита бюджета, экономность и результативность использования бюджетных средств. Таким образом в основе судебных решений отсутствует прямое указание на противоречие нормам федеральных законов. При выводе о необходимости возмещения фактически произведенных расходов превалирует бухгалтерский подход к оценке выплат. При непредставлении документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, выплаты считаются доходом и облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход расценивается как денежное содержание (вознаграждение) депутата, не осуществляющего деятельность на постоянной основе. Возможность выплаты вознаграждения депутатам законодательных органов, не осуществляющим деятельность на постоянной основе, рассматривалась Конституционным Судом РФ на примере закона Республики Ингушетия о статусе депутата Народного Собрания в Определении Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 249-О. Указанное решение касалось права депутата на осуществление полномочий на профессиональной постоянной основе. Закон Республики Ингушетия такое право ставил в зависимость от занятия соответствующей должности в Народном Собрании. Как указывает Конституционный Суд РФ, законодатель субъекта РФ призван установить надлежащее правовое основание и процедуры, гарантирующие равноправие депутатов и исключающие принятие по данным вопросам произвольных, субъективных решений. В пункте 4 данного Определения Конституционный Суд РФ установил взаимосвязь между ограничением, связанным с осуществлением депутатской деятельности на постоянной основе (не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой), и установлением депутатам денежного содержания и других выплат. Депутатам, осуществляющим депутатские полномочия на непостоянной основе, такие выплаты не полагаются. Конституционный Суд РФ указал, что основным видом заработка таких депутатов является доход от профессиональной деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Рассматриваемые полномочия федеральных органов государственной власти в сфере ОПС, а именно обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы ОПС, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет ПФР, связаны с реализацией применительно к финансовым основам пенсионной системы принципа сбалансированности бюджета. Данный принцип означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст. 33 БК). Как видно, принцип сбалансированности бюджета связан с таким явлением, как бюджетный дефицит. Дефицит бюджета ст. 6 БК рассматривает как превышение расходов бюджета над его доходами.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Рассматриваемые полномочия федеральных органов государственной власти в сфере ОПС, а именно обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы ОПС, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет ПФР, связаны с реализацией применительно к финансовым основам пенсионной системы принципа сбалансированности бюджета. Данный принцип означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст. 33 БК). Как видно, принцип сбалансированности бюджета связан с таким явлением, как бюджетный дефицит. Дефицит бюджета ст. 6 БК рассматривает как превышение расходов бюджета над его доходами.
Статья: Правовые стимулы и правовые ограничения как инструменты импортозамещения
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Правовые стимулы и ограничения могут иметь как финансовый, так и нефинансовый характер. Финансово-правовую природу имеют те правовые средства, которые так или иначе связаны с бюджетом. Финансово-правовые стимулы могут выражаться в льготах, поощрениях, привилегиях <38>, тогда как финансово-правовые ограничения практически не используются в целях обеспечения импортозамещения, несмотря на их общую востребованность в финансовом праве (например, ограничения на размер дефицита федерального бюджета, предельный объем внутреннего и внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований <39>). Финансово-правовыми стимулами <40> импортозамещения можно считать налоговые льготы, например в сельском хозяйстве, в сфере высокорисковой (венчурной) деятельности специализированных предприятий, бюджетные субсидии, например в целях стимулирования деятельности в сфере промышленности и (или) внедрения наилучших доступных технологий, импортозамещения, повышения производительности труда, повышения уровня автоматизации и цифровизации промышленных предприятий <41>. Нефинансовый характер имеют различные имущественные, организационные, административные средства, в том числе тарифное регулирование, квотирование, установление ограничений, запретов и условий допуска. Большую роль в нефинансовом регулировании играют различные институты развития, которые готовы оказать как консультационную и информационную, так и организационную поддержку в реализации государственной стратегии импортозамещения.
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Правовые стимулы и ограничения могут иметь как финансовый, так и нефинансовый характер. Финансово-правовую природу имеют те правовые средства, которые так или иначе связаны с бюджетом. Финансово-правовые стимулы могут выражаться в льготах, поощрениях, привилегиях <38>, тогда как финансово-правовые ограничения практически не используются в целях обеспечения импортозамещения, несмотря на их общую востребованность в финансовом праве (например, ограничения на размер дефицита федерального бюджета, предельный объем внутреннего и внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований <39>). Финансово-правовыми стимулами <40> импортозамещения можно считать налоговые льготы, например в сельском хозяйстве, в сфере высокорисковой (венчурной) деятельности специализированных предприятий, бюджетные субсидии, например в целях стимулирования деятельности в сфере промышленности и (или) внедрения наилучших доступных технологий, импортозамещения, повышения производительности труда, повышения уровня автоматизации и цифровизации промышленных предприятий <41>. Нефинансовый характер имеют различные имущественные, организационные, административные средства, в том числе тарифное регулирование, квотирование, установление ограничений, запретов и условий допуска. Большую роль в нефинансовом регулировании играют различные институты развития, которые готовы оказать как консультационную и информационную, так и организационную поддержку в реализации государственной стратегии импортозамещения.