Размер арендной платы за земельный участок
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер арендной платы за земельный участок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 39.7 ЗК РФ "Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности"1. Общие позиции о размере арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядке его установления и изменения (ст. 39.7 ЗК РФ)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в Методику расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах ОЭЗ (19.09.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в Методику расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах ОЭЗ (19.09.2025)
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
Вопрос: Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в том числе для субъектов МСП.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 28-03-08/63876)Вопрос: Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в том числе для субъектов МСП.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 28-03-08/63876)Вопрос: Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в том числе для субъектов МСП.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Начальная цена предмета аукциона устанавливается равной размеру арендной платы за земельный участок (земельные участки), который будет предоставлен победителю аукциона или иному участнику аукциона с целью исполнения им договора о комплексном развитии территории, которая подлежит уплате указанным лицом за 12 календарных месяцев со дня, следующего за днем заключения договора о комплексном развитии территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Начальная цена предмета аукциона устанавливается равной размеру арендной платы за земельный участок (земельные участки), который будет предоставлен победителю аукциона или иному участнику аукциона с целью исполнения им договора о комплексном развитии территории, которая подлежит уплате указанным лицом за 12 календарных месяцев со дня, следующего за днем заключения договора о комплексном развитии территории.
Путеводитель по судебной практике. Аренда зданий и сооружений4. Возможность применения к договору аренды помещений в здании п. 2 ст. 654 ГК РФ о включении платы за пользование земельным участком в размер арендной платы за пользование зданием (сооружением)
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Кроме того, в подп. 3 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ закреплено, что, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Кроме того, в подп. 3 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ закреплено, что, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Права публичного образования, как правило, нарушаются в связи с несоблюдением правил взимания платы за землю, установленных законом, либо условий договора. Так, например, аренда государственных или муниципальных земельных участков подчиняется общим правилам гражданского законодательства, регулирующим получение арендодателем арендной платы (ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от способа заключения договора; субъекта, с которым заключается договор; целей использования земельного участка. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <17> устанавливает размеры арендной платы для различных видов земельных участков. Значительная специфика в расчете арендной платы за земельные участки обусловила разработку и принятие Министерством экономического развития Российской Федерации Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 <18>. Заключение договора аренды земельного участка от имени публичного образования предполагает учет сложной иерархии приведенных правовых актов, регулирующих порядок взимания арендной платы за землю. Неправильная интерпретация или незнание правил расчета арендной платы за государственный или муниципальный земельный участок нередко приводят к закреплению ошибочных положений в договоре либо игнорированию необходимых условий договора и, как следствие, к возникновению споров об изменении размера арендной платы, о взыскании и перерасчете арендной платы, о расторжении договоров аренды земельных участков <19>. Во всех случаях нарушенным правом арендодателя - публичного образования будет выступать право на получение арендной платы за землю.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Права публичного образования, как правило, нарушаются в связи с несоблюдением правил взимания платы за землю, установленных законом, либо условий договора. Так, например, аренда государственных или муниципальных земельных участков подчиняется общим правилам гражданского законодательства, регулирующим получение арендодателем арендной платы (ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от способа заключения договора; субъекта, с которым заключается договор; целей использования земельного участка. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <17> устанавливает размеры арендной платы для различных видов земельных участков. Значительная специфика в расчете арендной платы за земельные участки обусловила разработку и принятие Министерством экономического развития Российской Федерации Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 <18>. Заключение договора аренды земельного участка от имени публичного образования предполагает учет сложной иерархии приведенных правовых актов, регулирующих порядок взимания арендной платы за землю. Неправильная интерпретация или незнание правил расчета арендной платы за государственный или муниципальный земельный участок нередко приводят к закреплению ошибочных положений в договоре либо игнорированию необходимых условий договора и, как следствие, к возникновению споров об изменении размера арендной платы, о взыскании и перерасчете арендной платы, о расторжении договоров аренды земельных участков <19>. Во всех случаях нарушенным правом арендодателя - публичного образования будет выступать право на получение арендной платы за землю.
Готовое решение: Как составить договор аренды частного земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Стороны сами определяют размер платы за аренду частного земельного участка и прописывают ее в договоре (п. 4 ст. 22 ЗК РФ). Она может быть установлена в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно, либо в иной форме, предусмотренной п. 2 ст. 614 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Стороны сами определяют размер платы за аренду частного земельного участка и прописывают ее в договоре (п. 4 ст. 22 ЗК РФ). Она может быть установлена в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно, либо в иной форме, предусмотренной п. 2 ст. 614 ГК РФ.
Статья: Аренда государственного имущества как элемент системы эффективного управления государственным имуществом в Российской Федерации
(Орлова А.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)При определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование государственного имущества, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования такого имущества, установленные для решения социальных задач и задач развития регионов и городов. В случае изменения собственником целевого использования объекта недвижимого имущества или функционального назначения помещения размер арендной платы за земельные участки подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке на основании уведомления. В Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <16> были регламентированы основные правила определения размера арендной платы, предполагающие в каждом случае обязательную оценку рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду. "Обязательность проведения торгов при заключении договора аренды государственного или муниципального земельного участка обосновывается необходимостью предупреждения и пресечения правонарушений, в том числе коррупционной направленности, а также для исключения возможности нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, которые претендуют на заключение аренды. При этом законодатель предусмотрел случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов: они указаны в ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ" <17>. Так, например, аукцион не проводится в случае предоставления земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (п. 16); земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (п. 20) и т.д.
(Орлова А.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)При определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование государственного имущества, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования такого имущества, установленные для решения социальных задач и задач развития регионов и городов. В случае изменения собственником целевого использования объекта недвижимого имущества или функционального назначения помещения размер арендной платы за земельные участки подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке на основании уведомления. В Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <16> были регламентированы основные правила определения размера арендной платы, предполагающие в каждом случае обязательную оценку рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду. "Обязательность проведения торгов при заключении договора аренды государственного или муниципального земельного участка обосновывается необходимостью предупреждения и пресечения правонарушений, в том числе коррупционной направленности, а также для исключения возможности нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, которые претендуют на заключение аренды. При этом законодатель предусмотрел случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов: они указаны в ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ" <17>. Так, например, аукцион не проводится в случае предоставления земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (п. 16); земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (п. 20) и т.д.