Разграниченные и неразграниченные земельные участки
Подборка наиболее важных документов по запросу Разграниченные и неразграниченные земельные участки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Буквальное толкование указанных норм права показывает, что исполнение полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не означает разграничение права собственности на землю.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФУчитывая, что вышеуказанный земельный участок на момент заключения сделки купли-продажи <дата> относился к землям неразграниченной государственной собственности, администрация муниципального образования "<адрес>" являлась органом власти, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственником земельного участка, которое должно содержать сведения о возникновении права частной собственности на образуемый земельный участок (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ). При этом п. 3 ст. 39.27 ЗК РФ устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа. Земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственником земельного участка, которое должно содержать сведения о возникновении права частной собственности на образуемый земельный участок (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ). При этом п. 3 ст. 39.27 ЗК РФ устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа. Земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности).
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Ключевые слова: земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, разграничение государственной собственности на землю, публичная собственность на землю, государственная собственность на землю, муниципальная собственность на землю, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, управление земельными участками, органы публичной власти, органы местного самоуправления, публичное право.
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Ключевые слова: земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, разграничение государственной собственности на землю, публичная собственность на землю, государственная собственность на землю, муниципальная собственность на землю, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, управление земельными участками, органы публичной власти, органы местного самоуправления, публичное право.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В соответствии с пунктом 4 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В соответствии с пунктом 4 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Однако судами не принято во внимание, что полномочия администрации по распоряжению земельным участком, государственная собственность в отношении которого не разграничена, существует до момента такого разграничения. Орган местного самоуправления, распоряжаясь подобными земельными участками, должен действовать не только от своего имени и в своих гражданско-правовых интересах, но и от имени и в интересах публично-правовых образований других уровней: Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Однако судами не принято во внимание, что полномочия администрации по распоряжению земельным участком, государственная собственность в отношении которого не разграничена, существует до момента такого разграничения. Орган местного самоуправления, распоряжаясь подобными земельными участками, должен действовать не только от своего имени и в своих гражданско-правовых интересах, но и от имени и в интересах публично-правовых образований других уровней: Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Готовое решение: Как распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена
(КонсультантПлюс, 2025)Как разделить земельный участок, госсобственность на который не разграничена
(КонсультантПлюс, 2025)Как разделить земельный участок, госсобственность на который не разграничена
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)5.1) органа государственной власти или органа местного самоуправления - при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям и на котором отсутствуют здания, сооружения, либо при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям, при наличии на указанном земельном участке зданий, сооружений, принадлежащих на праве собственности или ином вещном праве гражданам или организациям, в случае, если границы такого земельного участка не соответствуют утвержденной документации по планировке территории, с согласия указанных лиц.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)5.1) органа государственной власти или органа местного самоуправления - при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям и на котором отсутствуют здания, сооружения, либо при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям, при наличии на указанном земельном участке зданий, сооружений, принадлежащих на праве собственности или ином вещном праве гражданам или организациям, в случае, если границы такого земельного участка не соответствуют утвержденной документации по планировке территории, с согласия указанных лиц.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как следует из последнего абзаца п. 1 комментируемой статьи, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для ипотеки земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с правилами ст. 62.1 комментируемого Федерального закона.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как следует из последнего абзаца п. 1 комментируемой статьи, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для ипотеки земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с правилами ст. 62.1 комментируемого Федерального закона.
Статья: Обжалование отказов в государственной регистрации прав на земельный участок как один из способов установления достоверных сведений для внесения в ЕГРН
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2021, N 6)Таким образом, предоставление уполномоченным государственным органом земельных участков из числа неразграниченных земель казенному учреждению для использования в установленных целях является основанием разграничения государственной собственности и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования в силу закона. Иных доказательств для регистрации права не требуется <7>.
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2021, N 6)Таким образом, предоставление уполномоченным государственным органом земельных участков из числа неразграниченных земель казенному учреждению для использования в установленных целях является основанием разграничения государственной собственности и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования в силу закона. Иных доказательств для регистрации права не требуется <7>.
Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23356)Таким образом, порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, установленный абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса, не применяется в случаях предоставления права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с этим при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке лицами, осуществляющими операции по предоставлению данных прав.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23356)Таким образом, порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, установленный абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса, не применяется в случаях предоставления права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с этим при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке лицами, осуществляющими операции по предоставлению данных прав.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Причиной введения ст. 3.1 в Закон N 33-ФЗ были сложности в предоставлении земельных участков и их последующем выкупе в собственность (приватизации) в границах населенных пунктов, входящих в состав ООПТ, так как государство в лице Росимущества и Минприроды России настаивало, что любые вновь формируемые земельные участки из числа неразграниченных земель (в сельской местности, в которой зачастую располагаются национальные парки, достаточно много таких земель, в отличие от плотной городской застройки, где все давно "размежевано") подлежат разграничению в федеральную собственность и не могут быть приватизированы.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Причиной введения ст. 3.1 в Закон N 33-ФЗ были сложности в предоставлении земельных участков и их последующем выкупе в собственность (приватизации) в границах населенных пунктов, входящих в состав ООПТ, так как государство в лице Росимущества и Минприроды России настаивало, что любые вновь формируемые земельные участки из числа неразграниченных земель (в сельской местности, в которой зачастую располагаются национальные парки, достаточно много таких земель, в отличие от плотной городской застройки, где все давно "размежевано") подлежат разграничению в федеральную собственность и не могут быть приватизированы.