Раздельный учет СЭЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Раздельный учет СЭЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль участником СЭЗ на территории ДНР.
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 03-03-06/1/72101)Данные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются к прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, при условии ведения участником СЭЗ раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности. Информация о реализуемом инвестиционном проекте содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом N 266-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 03-03-06/1/72101)Данные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются к прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, при условии ведения участником СЭЗ раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности. Информация о реализуемом инвестиционном проекте содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом N 266-ФЗ.
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль участником СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, имеющим обособленное подразделение.
(Письмо Минфина России от 04.04.2025 N 03-03-06/1/33539)Указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются к прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, при условии ведения участником СЭЗ раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
(Письмо Минфина России от 04.04.2025 N 03-03-06/1/33539)Указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются к прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, при условии ведения участником СЭЗ раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.11.2014 N 379-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"Указанные в настоящем пункте налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.";
(ред. от 02.07.2021)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"Указанные в настоящем пункте налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.";
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Указанные в настоящем пункте налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
(ред. от 17.11.2025)Указанные в настоящем пункте налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Готовое решение: Налоговые льготы для резидентов особых (свободных) экономических зон
(КонсультантПлюс, 2025)в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - 2%. Данная ставка применяется к прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ. При этом есть условие. Чтобы ее использовать, организация должна вести раздельный учет доходов (расходов) от деятельности в ОЭЗ и за ее пределами (п. 1.2 ст. 284 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - 2%. Данная ставка применяется к прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ. При этом есть условие. Чтобы ее использовать, организация должна вести раздельный учет доходов (расходов) от деятельности в ОЭЗ и за ее пределами (п. 1.2 ст. 284 НК РФ);
Статья: Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Если мы обратимся к статусу резидентов иных территорий с особым статусом или участников инвестиционных проектов, то увидим примерно такую же установленную законами совокупность условий, запретов и ограничений с некоторыми отклонениями. Поскольку правовое регулирование осуществлялось довольно продолжительное время (самый ранний закон - Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Магаданской области" 1999 г., далее, в 2005 г., осуществилось законодательное регулирование всех иных особых экономических зон), можно констатировать, что единая концепция определения правового статуса таких хозяйствующих субъектов законодательно не сложилась, хотя некоторые общие черты просматриваются. Универсальными ограничителями выступают: ведение раздельного учета доходов и расходов; государственная регистрация на соответствующей территории; осуществление определенных видов деятельности (или неосуществление запрещенных); осуществление инвестиций в определенном объеме и в определенные сроки. В качестве запретов используются недопустимость наличия филиалов и обособленных структурных подразделений на территории других субъектов РФ (кроме свободной экономической зоны), а также исключение одновременного резидентства на других территориях с особым статусом и участия в региональных инвестиционных проектах. Последнее обстоятельство позволяет увидеть в законодательных нормах скрытый принцип "единственного льготного статуса" хозяйствующего субъекта. Скрытый, поскольку действующее правовое регулирование не придает ему безусловного значения, а некоторые формулировки порождают сомнение в его всеобщности; речь, в частности, идет о том, что участие в РИП подпадает под запрет, а об участии в СПИК не упоминается; особые экономические зоны не могут сочетаться с ТОСЭР и свободным портом Владивосток, а свободная экономическая зона при этом не указана.
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Если мы обратимся к статусу резидентов иных территорий с особым статусом или участников инвестиционных проектов, то увидим примерно такую же установленную законами совокупность условий, запретов и ограничений с некоторыми отклонениями. Поскольку правовое регулирование осуществлялось довольно продолжительное время (самый ранний закон - Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Магаданской области" 1999 г., далее, в 2005 г., осуществилось законодательное регулирование всех иных особых экономических зон), можно констатировать, что единая концепция определения правового статуса таких хозяйствующих субъектов законодательно не сложилась, хотя некоторые общие черты просматриваются. Универсальными ограничителями выступают: ведение раздельного учета доходов и расходов; государственная регистрация на соответствующей территории; осуществление определенных видов деятельности (или неосуществление запрещенных); осуществление инвестиций в определенном объеме и в определенные сроки. В качестве запретов используются недопустимость наличия филиалов и обособленных структурных подразделений на территории других субъектов РФ (кроме свободной экономической зоны), а также исключение одновременного резидентства на других территориях с особым статусом и участия в региональных инвестиционных проектах. Последнее обстоятельство позволяет увидеть в законодательных нормах скрытый принцип "единственного льготного статуса" хозяйствующего субъекта. Скрытый, поскольку действующее правовое регулирование не придает ему безусловного значения, а некоторые формулировки порождают сомнение в его всеобщности; речь, в частности, идет о том, что участие в РИП подпадает под запрет, а об участии в СПИК не упоминается; особые экономические зоны не могут сочетаться с ТОСЭР и свободным портом Владивосток, а свободная экономическая зона при этом не указана.
Вопрос: О применении участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе пониженных ставок налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-03-06/1/96878)На основании изложенного участник СЭЗ имеет право воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ и осуществляемого на территории СЭЗ, при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-03-06/1/96878)На основании изложенного участник СЭЗ имеет право воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ и осуществляемого на территории СЭЗ, при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.
Вопрос: О применении пониженных ставок налога на прибыль участником СЭЗ в Республике Крым, имеющим обособленные подразделения.
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-03-06/1/652)Вышеуказанные налоговые ставки применяются к прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, при условии ведения участником СЭЗ раздельного учета доходов (расходов). При этом информация о реализуемом инвестиционном проекте содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-03-06/1/652)Вышеуказанные налоговые ставки применяются к прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, при условии ведения участником СЭЗ раздельного учета доходов (расходов). При этом информация о реализуемом инвестиционном проекте содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ).
Вопрос: О льготах по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и земельному налогу, а также пониженных тарифах страховых взносов для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе.
(Письмо Минфина России от 16.07.2024 N 03-15-06/66295)Вышеуказанные налоговые ставки применяются к прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, при условии ведения участником СЭЗ раздельного учета доходов (расходов).
(Письмо Минфина России от 16.07.2024 N 03-15-06/66295)Вышеуказанные налоговые ставки применяются к прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, при условии ведения участником СЭЗ раздельного учета доходов (расходов).
Вопрос: О применении пониженных ставок налога на прибыль и тарифов страховых взносов организацией, получившей статус участника СЭЗ в г. Севастополе в 2016 г. и имеющей обособленное подразделение в Крыму.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-03-06/1/124995)Условием применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, установленных для участников СЭЗ, является ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-03-06/1/124995)Условием применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, установленных для участников СЭЗ, является ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Вопрос: Об условиях применения участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе пониженных ставок по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 06.11.2024 N 03-03-05/109262)На основании изложенного участник СЭЗ имеет право воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ и осуществляемого на территории СЭЗ, при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.
(Письмо Минфина России от 06.11.2024 N 03-03-05/109262)На основании изложенного участник СЭЗ имеет право воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ и осуществляемого на территории СЭЗ, при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.
Вопрос: О налоге на прибыль при реализации инвестиционных проектов участником СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, имеющим обособленные подразделения.
(Письмо Минфина России от 05.05.2025 N 03-03-06/1/44512)Необходимым условием применения участником СЭЗ пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций является раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности (абзац четвертый пункта 1.7-1 статьи 284 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 05.05.2025 N 03-03-06/1/44512)Необходимым условием применения участником СЭЗ пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций является раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности (абзац четвертый пункта 1.7-1 статьи 284 НК РФ).
Вопрос: О налоге на прибыль при реализации инвестиционных проектов участником СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе, имеющим обособленные подразделения.
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 03-03-06/1/87670)Необходимым условием применения участником СЭЗ пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций является раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности (абзац четвертый пункта 1.7 статьи 284 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 03-03-06/1/87670)Необходимым условием применения участником СЭЗ пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций является раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности (абзац четвертый пункта 1.7 статьи 284 НК РФ).
Вопрос: О применении участниками СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе при реализации инвестиционных проектов ставок по налогу на прибыль, в том числе при их изменении.
(Письмо Минфина России от 07.11.2024 N 03-03-06/1/109451)На основании изложенного участник СЭЗ имеет право воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ и осуществляемого на территории СЭЗ, при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.
(Письмо Минфина России от 07.11.2024 N 03-03-06/1/109451)На основании изложенного участник СЭЗ имеет право воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ и осуществляемого на территории СЭЗ, при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.