Раздельный учет по источникам финансирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Раздельный учет по источникам финансирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд указал, что общество не вело раздельный учет расходов, следовательно, техника приобреталась за счет средств бюджета. Правовой статус денежных средств в рассматриваемом случае определен в зависимости от источника финансирования.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд указал, что общество не вело раздельный учет расходов, следовательно, техника приобреталась за счет средств бюджета. Правовой статус денежных средств в рассматриваемом случае определен в зависимости от источника финансирования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налогообложение грантов: на что обратить внимание
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 44)В целях исчисления налога на прибыль гранты отнесены к средствам целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, они должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к средствам целевого финансирования. Так, согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 44)В целях исчисления налога на прибыль гранты отнесены к средствам целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, они должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к средствам целевого финансирования. Так, согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль средств целевого финансирования.
(Письмо Минфина России от 03.04.2025 N 07-01-09/32737)Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли организаций, установлен подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса и является закрытым. Так, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
(Письмо Минфина России от 03.04.2025 N 07-01-09/32737)Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли организаций, установлен подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса и является закрытым. Так, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 03.09.2025 N БВ-4-7/8018@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения")Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия для освобождения доходов в виде полученного налогоплательщиком целевого финансирования: использование полученного имущества по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами, и ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения")Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия для освобождения доходов в виде полученного налогоплательщиком целевого финансирования: использование полученного имущества по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами, и ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Приказ Минздрава РФ от 20.12.2000 N 445/77
"О порядке приема больных учреждениями здравоохранения федерального подчинения"2.1.3. Учет больных ведется раздельно по амбулаторно - поликлинической и госпитальной помощи и по источникам финансирования.
"О порядке приема больных учреждениями здравоохранения федерального подчинения"2.1.3. Учет больных ведется раздельно по амбулаторно - поликлинической и госпитальной помощи и по источникам финансирования.
Вопрос: Об учете доходов в виде субсидий, полученных автономной некоммерческой IT-организацией, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов и налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 18.07.2024 N 03-15-05/67172)К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.
(Письмо Минфина России от 18.07.2024 N 03-15-05/67172)К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.
Статья: Договор целевого финансирования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, перечисленных в данном подпункте. При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, перечисленных в данном подпункте. При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Готовое решение: Может ли заказчик прекратить зачетом (взаимозачетом) обязательства, возникшие на основании Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения зачета (взаимозачета) не учитывает особенности исполнения бюджетов, определенные Бюджетным кодексом РФ. Он устанавливает раздельное исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Бюджет исполняется в том числе на основе единства кассы, что подразумевает зачисление всех поступлений в бюджет и осуществление всех перечислений из бюджета через единый счет бюджета (ст. ст. 32, 38.2, 215.1 Бюджетного кодекса РФ). Зачет (взаимозачет) предполагает неденежное (некассовое) исполнение обязательств (без кассовых операций по счетам). Таким образом, осуществление зачета (взаимозачета) может нарушить данные положения. Это касается всех закупок, проводимых за счет средств бюджетов. Сходный вывод содержится в Письме Минфина России от 22.01.2020 N 09-01-08/3433.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения зачета (взаимозачета) не учитывает особенности исполнения бюджетов, определенные Бюджетным кодексом РФ. Он устанавливает раздельное исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Бюджет исполняется в том числе на основе единства кассы, что подразумевает зачисление всех поступлений в бюджет и осуществление всех перечислений из бюджета через единый счет бюджета (ст. ст. 32, 38.2, 215.1 Бюджетного кодекса РФ). Зачет (взаимозачет) предполагает неденежное (некассовое) исполнение обязательств (без кассовых операций по счетам). Таким образом, осуществление зачета (взаимозачета) может нарушить данные положения. Это касается всех закупок, проводимых за счет средств бюджетов. Сходный вывод содержится в Письме Минфина России от 22.01.2020 N 09-01-08/3433.
Статья: Организация горячего питания для школьников в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Если у учреждения имеется и бесплатное, и платное питание, необходима организация раздельного учета приготовленных блюд. Это может быть раздельное приготовление блюд за счет разных источников финансирования или раздельный учет затрат. Более надежным во избежание претензий по нецелевому использованию является первый вариант.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Если у учреждения имеется и бесплатное, и платное питание, необходима организация раздельного учета приготовленных блюд. Это может быть раздельное приготовление блюд за счет разных источников финансирования или раздельный учет затрат. Более надежным во избежание претензий по нецелевому использованию является первый вариант.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)5) поступления в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)5) поступления в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами:
Вопрос: Какие меры поддержки предусмотрены для резидентов Арктической зоны?
(Консультация эксперта, 2025)ряд обязательств резидента АЗРФ - по исчислению и уплате страховых взносов; представлению в АО "КРДВ" не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сведений о размерах исчисленных страховых взносов с приложением заверенных копий документов, подтверждающих прием работников на работу со дня включения его в реестр; по выдаче АО "КРДВ" доверенности на право совершения действий и представления интересов в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, связанных с предоставлением субсидий, с указанием полномочий (при необходимости); по ведению раздельного аналитического учета операций по уплате страховых взносов в отношении работников, принятых на работу со дня включения его в реестр; по возврату произведенных АО "КРДВ" расходов, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, за месяц, за который резидентом АЗРФ не были уплачены страховые взносы в необходимом размере; по представлению в АО "КРДВ" поквартального прогноза исчислений страховых взносов и их прогноза на очередной финансовый год и плановый период; формы поквартального прогноза исчислений страховых взносов и их прогноза на очередной финансовый год и плановый период; по созданию новых постоянных рабочих мест;
(Консультация эксперта, 2025)ряд обязательств резидента АЗРФ - по исчислению и уплате страховых взносов; представлению в АО "КРДВ" не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сведений о размерах исчисленных страховых взносов с приложением заверенных копий документов, подтверждающих прием работников на работу со дня включения его в реестр; по выдаче АО "КРДВ" доверенности на право совершения действий и представления интересов в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, связанных с предоставлением субсидий, с указанием полномочий (при необходимости); по ведению раздельного аналитического учета операций по уплате страховых взносов в отношении работников, принятых на работу со дня включения его в реестр; по возврату произведенных АО "КРДВ" расходов, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, за месяц, за который резидентом АЗРФ не были уплачены страховые взносы в необходимом размере; по представлению в АО "КРДВ" поквартального прогноза исчислений страховых взносов и их прогноза на очередной финансовый год и плановый период; формы поквартального прогноза исчислений страховых взносов и их прогноза на очередной финансовый год и плановый период; по созданию новых постоянных рабочих мест;
Статья: Особенности коммерциализации прав на РИД некоммерческими организациями
(Гвоздецкая И.В., Евдокимова М.И., Кошевая Е.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)Вместе с тем важно отметить, что в качестве источника финансирования деятельности благотворительного фонда могут выступать и пожертвования. Это могут быть денежные средства с определением их целевого использования. В этом случае, согласно ст. 582 ГК РФ, если пожертвование будет использовано не по назначению, то у жертвователя, его наследников или правопреемников появится основание требовать отмены пожертвования. Таким образом, в случае пожертвований на определенные цели у благотворительного фонда появляются обязательства вести раздельный учет по использованию пожертвованного имущества. Вместе с тем в случае поступления денег посредством заключения договора пожертвования на определенные цели, с одной стороны, можно получить определенные налоговые преимущества, а с другой, приобрести обязательство соблюдения условия договора. И в этом случае заключение договора об отчуждении исключительного права на РИД, созданный за счет таких средств, может быть истолковано как нарушение условий договора пожертвования, т.к. правообладатель полностью передает исключительное право на созданный на эти средства РИД.
(Гвоздецкая И.В., Евдокимова М.И., Кошевая Е.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)Вместе с тем важно отметить, что в качестве источника финансирования деятельности благотворительного фонда могут выступать и пожертвования. Это могут быть денежные средства с определением их целевого использования. В этом случае, согласно ст. 582 ГК РФ, если пожертвование будет использовано не по назначению, то у жертвователя, его наследников или правопреемников появится основание требовать отмены пожертвования. Таким образом, в случае пожертвований на определенные цели у благотворительного фонда появляются обязательства вести раздельный учет по использованию пожертвованного имущества. Вместе с тем в случае поступления денег посредством заключения договора пожертвования на определенные цели, с одной стороны, можно получить определенные налоговые преимущества, а с другой, приобрести обязательство соблюдения условия договора. И в этом случае заключение договора об отчуждении исключительного права на РИД, созданный за счет таких средств, может быть истолковано как нарушение условий договора пожертвования, т.к. правообладатель полностью передает исключительное право на созданный на эти средства РИД.
Статья: НДС, налог на прибыль и УСН у образовательных учреждений в 2025 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 5)В том случае, если в деятельности учреждения имеются облагаемые и не облагаемые НДС операции, а также реализация, облагаемая НДС по разным ставкам, учреждение обязано вести раздельный учет. В силу разнообразия источников финансирования и видов деятельности практически у всех учреждений есть необходимость вести раздельный учет по НДС.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 5)В том случае, если в деятельности учреждения имеются облагаемые и не облагаемые НДС операции, а также реализация, облагаемая НДС по разным ставкам, учреждение обязано вести раздельный учет. В силу разнообразия источников финансирования и видов деятельности практически у всех учреждений есть необходимость вести раздельный учет по НДС.
Статья: Раздельный учет результатов финансовой деятельности в организациях, выполняющих государственный заказ
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Согласно нормативным положениям для раздельного учета госзаказов необходимо:
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Согласно нормативным положениям для раздельного учета госзаказов необходимо:
Вопрос: Как отражается в налоговом учете некоммерческой организации получение и использование средств целевого финансирования?
(Консультация эксперта, 2025)К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, например гранты, бюджетные ассигнования, субсидии.
(Консультация эксперта, 2025)К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, например гранты, бюджетные ассигнования, субсидии.