Раздельный учет доходов и расходов в бюджетном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Раздельный учет доходов и расходов в бюджетном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитывать налог на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Организации обязаны вести обособленный учет доходов и расходов в отношении деятельности, относящейся к игорному бизнесу (п. 9 ст. 274, гл. 29 НК РФ). Если расходы невозможно разделить между видами деятельности, их следует распределить пропорционально доле доходов от игорного бизнеса в общем доходе организации по всем видам деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Организации обязаны вести обособленный учет доходов и расходов в отношении деятельности, относящейся к игорному бизнесу (п. 9 ст. 274, гл. 29 НК РФ). Если расходы невозможно разделить между видами деятельности, их следует распределить пропорционально доле доходов от игорного бизнеса в общем доходе организации по всем видам деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщики - бюджетные учреждения в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (абзац первый пункта 1 статьи 321.1); налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой доходов, в том числе суммой внереализационных доходов, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац третий пункта 1 статьи 321.1); к внереализационым расходам относятся, в частности, расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (подпункт 1 пункта 1 статьи 265); при этом сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению (абзац пятый пункта 1 статьи 321.1).
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщики - бюджетные учреждения в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (абзац первый пункта 1 статьи 321.1); налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой доходов, в том числе суммой внереализационных доходов, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац третий пункта 1 статьи 321.1); к внереализационым расходам относятся, в частности, расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (подпункт 1 пункта 1 статьи 265); при этом сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению (абзац пятый пункта 1 статьи 321.1).
Определение Конституционного Суда РФ от 01.11.2007 N 719-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных учреждений Республики Марий Эл "Волжский лесхоз" и "Руткинский лесхоз" на нарушение конституционных прав положениями статей 143, 246 и пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации"1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации государственное учреждение Республики Марий Эл "Руткинский лесхоз" оспаривает конституционность ряда положений Налогового кодекса Российской Федерации, а именно статьи 143 в части, признающей налогоплательщиками налога на добавленную стоимость организации; статьи 246 в части, признающей налогоплательщиками налога на прибыль организаций российские организации; пункта 1 статьи 321.1, в соответствии с которым налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников; в целях главы 25 (Налог на прибыль организаций) данного Кодекса иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных учреждений Республики Марий Эл "Волжский лесхоз" и "Руткинский лесхоз" на нарушение конституционных прав положениями статей 143, 246 и пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации"1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации государственное учреждение Республики Марий Эл "Руткинский лесхоз" оспаривает конституционность ряда положений Налогового кодекса Российской Федерации, а именно статьи 143 в части, признающей налогоплательщиками налога на добавленную стоимость организации; статьи 246 в части, признающей налогоплательщиками налога на прибыль организаций российские организации; пункта 1 статьи 321.1, в соответствии с которым налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников; в целях главы 25 (Налог на прибыль организаций) данного Кодекса иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расходы на приобретение бахил
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на приобретение бахил, осуществленные за счет средств субсидии, средств, полученных в виде оплаты медуслуг, оказываемых медучреждениями по программам ОМС, от страховых организаций или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), в налоговую базу по налогу на прибыль не включайте (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 49 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом вы обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на приобретение бахил, осуществленные за счет средств субсидии, средств, полученных в виде оплаты медуслуг, оказываемых медучреждениями по программам ОМС, от страховых организаций или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), в налоговую базу по налогу на прибыль не включайте (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 49 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом вы обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Готовое решение: Как оформить и отразить в учете учреждения списание материальных запасов по причине их непригодности, недостачи
(КонсультантПлюс, 2025)Для целей налогообложения прибыли не учитываются лимиты бюджетных обязательств, доведенные в установленном порядке до казенных учреждений, и субсидии, предоставленные бюджетным (автономным) учреждениям, так как они относятся к средствам целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом вы обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
(КонсультантПлюс, 2025)Для целей налогообложения прибыли не учитываются лимиты бюджетных обязательств, доведенные в установленном порядке до казенных учреждений, и субсидии, предоставленные бюджетным (автономным) учреждениям, так как они относятся к средствам целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом вы обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Готовое решение: Как бюджетному (автономному) учреждению учесть субсидии для целей налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Автономные учреждения на УСН не учитывают полученные субсидии в доходах при условии ведения раздельного учета доходов (расходов).
(КонсультантПлюс, 2025)Автономные учреждения на УСН не учитывают полученные субсидии в доходах при условии ведения раздельного учета доходов (расходов).
Статья: Освобождение доходов учреждений в виде грантов от обложения налогом на прибыль
(Воронцов Ю.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Важно. Учреждения культуры, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
(Воронцов Ю.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Важно. Учреждения культуры, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Следует отметить, что учреждения, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Следует отметить, что учреждения, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Статья: Прокат спортивного инвентаря: налогообложение доходов
(Соколова О.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Расходы, произведенные бюджетным (автономным) учреждением спорта за счет субсидий или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), не учитываются в целях исчисления налога на прибыль (абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Бюджетное (автономное) учреждение спорта обязано вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
(Соколова О.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Расходы, произведенные бюджетным (автономным) учреждением спорта за счет субсидий или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), не учитываются в целях исчисления налога на прибыль (абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Бюджетное (автономное) учреждение спорта обязано вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Готовое решение: Как учреждению учитывать гранты РЦНИ
(КонсультантПлюс, 2025)Доходы в виде гранта РЦНИ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывайте (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, Письма Минфина России от 08.12.2015 N 03-03-06/4/71724, от 16.06.2017 N 03-03-06/3/37517, от 12.12.2019 N 03-03-06/3/97089). При этом учреждения-налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на дату их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Доходы в виде гранта РЦНИ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывайте (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, Письма Минфина России от 08.12.2015 N 03-03-06/4/71724, от 16.06.2017 N 03-03-06/3/37517, от 12.12.2019 N 03-03-06/3/97089). При этом учреждения-налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на дату их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Готовое решение: Как до 2026 г. в учете учреждения отразить списание материальных запасов
(КонсультантПлюс, 2025)При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются лимиты бюджетных обязательств, доведенные до казенных учреждений, и субсидии, предоставленные бюджетным (автономным) учреждениям, так как они относятся к средствам целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом вы обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого финансирования.
(КонсультантПлюс, 2025)При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются лимиты бюджетных обязательств, доведенные до казенных учреждений, и субсидии, предоставленные бюджетным (автономным) учреждениям, так как они относятся к средствам целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом вы обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого финансирования.