Раздельный учет для резидентов тосэр
Подборка наиболее важных документов по запросу Раздельный учет для резидентов тосэр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об условиях применения пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом ТОР, в том числе о ведении раздельного учета доходов.
(Письмо Минфина России от 14.03.2025 N 03-03-06/1/25468)Вопрос: Об условиях применения пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом ТОР, в том числе о ведении раздельного учета доходов.
(Письмо Минфина России от 14.03.2025 N 03-03-06/1/25468)Вопрос: Об условиях применения пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом ТОР, в том числе о ведении раздельного учета доходов.
Вопрос: Об учете в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль доходов от осуществления деятельности на ТОР в случае получения субсидий.
(Письмо Минфина России от 23.04.2024 N 03-03-06/1/37792)Одновременно сообщаем, что положениями НК РФ не установлена методика ведения раздельного учета доходов (расходов). Поэтому налогоплательщик - резидент ТОР обязан обеспечить учет, позволяющий разграничить доходы, полученные от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений, и доходы, полученные при осуществлении иной деятельности. Данный порядок должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения.
(Письмо Минфина России от 23.04.2024 N 03-03-06/1/37792)Одновременно сообщаем, что положениями НК РФ не установлена методика ведения раздельного учета доходов (расходов). Поэтому налогоплательщик - резидент ТОР обязан обеспечить учет, позволяющий разграничить доходы, полученные от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений, и доходы, полученные при осуществлении иной деятельности. Данный порядок должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 02.07.2020 N АПЛ20-151
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 19.02.2020 N АКПИ19-935, которым отказано в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@>С учетом приведенных законоположений суд первой инстанции правомерно указал в решении, что плательщик страховых взносов, получивший статус резидента ТОСЭР и осуществляющий деятельность по реализации инвестиционного проекта и иные виды деятельности, не предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором им был получен такой статус, к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым физическим лицам, занятым в исполнении упомянутого инвестиционного проекта, поименованного в соглашении об осуществлении деятельности. При этом плательщик страховых взносов обязан вести раздельный учет выплат, производимых физическим лицам в связи с деятельностью, предусмотренной данным соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам в их пользу различных тарифов, установленных соответственно статьями 426 и 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 19.02.2020 N АКПИ19-935, которым отказано в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@>С учетом приведенных законоположений суд первой инстанции правомерно указал в решении, что плательщик страховых взносов, получивший статус резидента ТОСЭР и осуществляющий деятельность по реализации инвестиционного проекта и иные виды деятельности, не предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором им был получен такой статус, к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым физическим лицам, занятым в исполнении упомянутого инвестиционного проекта, поименованного в соглашении об осуществлении деятельности. При этом плательщик страховых взносов обязан вести раздельный учет выплат, производимых физическим лицам в связи с деятельностью, предусмотренной данным соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам в их пользу различных тарифов, установленных соответственно статьями 426 и 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р
(ред. от 20.01.2024)
<Об утверждении плана "Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ>Предоставление резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток и участникам региональных инвестиционных проектов возможности применять пониженную ставку налога на прибыль организаций к налоговой базе от деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития, в свободном порту Владивосток и при реализации региональных инвестиционных проектов при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития, в свободном порту Владивосток, а также при реализации региональных инвестиционных проектов
(ред. от 20.01.2024)
<Об утверждении плана "Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ>Предоставление резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток и участникам региональных инвестиционных проектов возможности применять пониженную ставку налога на прибыль организаций к налоговой базе от деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития, в свободном порту Владивосток и при реализации региональных инвестиционных проектов при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития, в свободном порту Владивосток, а также при реализации региональных инвестиционных проектов
Вопрос: Об установлении разных размеров ставок по налогу на прибыль в части зачисления в бюджеты субъектов РФ для резидентов ТОР.
(Письмо Минфина России от 30.10.2023 N 03-03-05/103259)Пунктами 2 и 3 статьи 284.4 НК РФ предоставлена возможность резиденту ТОР выбрать порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
(Письмо Минфина России от 30.10.2023 N 03-03-05/103259)Пунктами 2 и 3 статьи 284.4 НК РФ предоставлена возможность резиденту ТОР выбрать порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Статья: Основные направления финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)В случае если инвестор в налоговом периоде получал, например, 85% всей выручки от реализации инвестиционного проекта, то к нему не применялась пониженная налоговая ставка, его прибыль облагалась по общей ставке 20%. С 2020 г. участники специальных инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов имели право в случае невыполнения критерия 90% дохода пользоваться пониженной ставкой в части налоговой базы, сформированной из доходов (расходов), которые были получены в связи с реализацией инвестиционного проекта. В 2021 г. такая возможность появилась и для резидентов территорий опережающего развития, а также резидентов свободного порта Владивосток.
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)В случае если инвестор в налоговом периоде получал, например, 85% всей выручки от реализации инвестиционного проекта, то к нему не применялась пониженная налоговая ставка, его прибыль облагалась по общей ставке 20%. С 2020 г. участники специальных инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов имели право в случае невыполнения критерия 90% дохода пользоваться пониженной ставкой в части налоговой базы, сформированной из доходов (расходов), которые были получены в связи с реализацией инвестиционного проекта. В 2021 г. такая возможность появилась и для резидентов территорий опережающего развития, а также резидентов свободного порта Владивосток.
Последние изменения: Пониженные тарифы страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России указала, что резиденты ТОСЭР, применяющие пониженные тарифы, должны вести раздельный учет выплат в пользу физлиц.
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России указала, что резиденты ТОСЭР, применяющие пониженные тарифы, должны вести раздельный учет выплат в пользу физлиц.
Статья: Как учитывать "прошлые" убытки при раздельном учете?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)- на убытки, полученные налогоплательщиком от иной деятельности, в том числе в предыдущих налоговых (отчетных) периодах, до получения статуса резидента ТОСЭР, можно уменьшать только налоговую базу, сформированную от иной деятельности (вне рамок соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР);
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)- на убытки, полученные налогоплательщиком от иной деятельности, в том числе в предыдущих налоговых (отчетных) периодах, до получения статуса резидента ТОСЭР, можно уменьшать только налоговую базу, сформированную от иной деятельности (вне рамок соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР);
Статья: Убыток "себе не в убыток"... Если правильно переносить
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)- на убытки, полученные налогоплательщиком от иной деятельности, в том числе в предыдущих налоговых (отчетных) периодах, до получения статуса резидента ТОСЭР, можно уменьшать только налоговую базу, сформированную от иной деятельности (вне рамок соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР);
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)- на убытки, полученные налогоплательщиком от иной деятельности, в том числе в предыдущих налоговых (отчетных) периодах, до получения статуса резидента ТОСЭР, можно уменьшать только налоговую базу, сформированную от иной деятельности (вне рамок соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР);
Статья: Особенности осуществления налогового контроля на территориях с особым статусом
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Контрольные мероприятия в виде плановых проверок резидентов осуществляются совместно с федеральным уполномоченным органом, иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля (п. 3 ст. 24) <10>, однако налоговый контроль осуществляется самостоятельно налоговыми органами. Предметом налогового контроля по налогу на прибыль организаций (ст. 284.4 НК РФ) является выполнение налогоплательщиком специального условия - доли доходов от деятельности на соответствующей территории (90%) и общего - ведение раздельного учета доходов и расходов. В качестве налоговых последствий досрочного прекращения статуса резидента определено прекращение права на пониженные налоговые ставки. При этом налоговый законодатель определяет два обстоятельства: а) моментом возникновения налоговой обязанности по общим правилам является начало того квартала, в котором налогоплательщик был исключен соответственно из реестра резидентов ТОСЭР либо СПВ; б) исчисление суммы неуплаченного налога производится начиная с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором допущено нарушение (п. 7 ст. 284.4 НК РФ), т.е. за предшествующий календарный год. Обратим внимание на то, что процедуры исключения организации из реестра резидентов различаются по срокам, в отношении резидентов СВП федеральный уполномоченный орган должен внести запись в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении Соглашения, а в отношении резидентов ТОСЭР - в течение трех дней. Поскольку прекращение статуса резидента сопряжено с возникновением налоговой обязанности за период утраченного права на пониженные ставки, и в этом смысле срок внесения записи в реестр может иметь принципиальное решение, если падает на дату предшествующего квартала (отчетного периода) или года (налогового периода), то размер налогового обязательства увеличивается, поскольку именно с этим обстоятельством связывает НК РФ момент возникновения налоговой обязанности.
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Контрольные мероприятия в виде плановых проверок резидентов осуществляются совместно с федеральным уполномоченным органом, иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля (п. 3 ст. 24) <10>, однако налоговый контроль осуществляется самостоятельно налоговыми органами. Предметом налогового контроля по налогу на прибыль организаций (ст. 284.4 НК РФ) является выполнение налогоплательщиком специального условия - доли доходов от деятельности на соответствующей территории (90%) и общего - ведение раздельного учета доходов и расходов. В качестве налоговых последствий досрочного прекращения статуса резидента определено прекращение права на пониженные налоговые ставки. При этом налоговый законодатель определяет два обстоятельства: а) моментом возникновения налоговой обязанности по общим правилам является начало того квартала, в котором налогоплательщик был исключен соответственно из реестра резидентов ТОСЭР либо СПВ; б) исчисление суммы неуплаченного налога производится начиная с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором допущено нарушение (п. 7 ст. 284.4 НК РФ), т.е. за предшествующий календарный год. Обратим внимание на то, что процедуры исключения организации из реестра резидентов различаются по срокам, в отношении резидентов СВП федеральный уполномоченный орган должен внести запись в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении Соглашения, а в отношении резидентов ТОСЭР - в течение трех дней. Поскольку прекращение статуса резидента сопряжено с возникновением налоговой обязанности за период утраченного права на пониженные ставки, и в этом смысле срок внесения записи в реестр может иметь принципиальное решение, если падает на дату предшествующего квартала (отчетного периода) или года (налогового периода), то размер налогового обязательства увеличивается, поскольку именно с этим обстоятельством связывает НК РФ момент возникновения налоговой обязанности.
Вопрос: Об определении значения коэффициента КТД при расчете НДПИ и условиях применения пониженной ставки по налогу на прибыль резидентом ТОР.
(Письмо Минфина России от 05.02.2025 N 03-06-07-01/9895)Условием применения резидентом ТОР пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций к отдельной налоговой базе является его обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении каждого из соглашений, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения (подпункт 1 пункта 3 статьи 284.4 Кодекса).
(Письмо Минфина России от 05.02.2025 N 03-06-07-01/9895)Условием применения резидентом ТОР пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций к отдельной налоговой базе является его обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении каждого из соглашений, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения (подпункт 1 пункта 3 статьи 284.4 Кодекса).
Вопрос: О применении пониженной ставки по налогу на прибыль резидентом ТОР, если он применял пониженные ставки до 01.01.2021.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 03-03-06/1/95506)В этой связи, в случае если резидент ТОР до даты вступления в силу норм Федерального закона N 195-ФЗ уже применял пониженные ставки по налогу на прибыль организаций к налоговой базе в соответствии с ранее действовавшей редакцией статьи 284.4 НК РФ, такой резидент ТОР не вправе применять действующие положения пункта 3 статьи 284.4 НК РФ, поскольку резидентом ТОР не будет соблюдено условие по ведению раздельного учета доходов (расходов) в течение всего периода действия соглашения.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 03-03-06/1/95506)В этой связи, в случае если резидент ТОР до даты вступления в силу норм Федерального закона N 195-ФЗ уже применял пониженные ставки по налогу на прибыль организаций к налоговой базе в соответствии с ранее действовавшей редакцией статьи 284.4 НК РФ, такой резидент ТОР не вправе применять действующие положения пункта 3 статьи 284.4 НК РФ, поскольку резидентом ТОР не будет соблюдено условие по ведению раздельного учета доходов (расходов) в течение всего периода действия соглашения.
Вопрос: Об учете убытков прошлых лет, полученных налогоплательщиком до получения им статуса налогоплательщика - резидента ТОР, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 25.07.2023 N 03-03-06/1/69804)Минфин России рассмотрел обращение по вопросу учета убытков прошлых лет, полученных налогоплательщиком до получения им статуса налогоплательщика - резидента территории опережающего развития (далее соответственно - резидент ТОР, ТОР), и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 25.07.2023 N 03-03-06/1/69804)Минфин России рассмотрел обращение по вопросу учета убытков прошлых лет, полученных налогоплательщиком до получения им статуса налогоплательщика - резидента территории опережающего развития (далее соответственно - резидент ТОР, ТОР), и сообщает следующее.
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом ТОР, заключившим несколько соглашений и имеющим обособленные подразделения в разных субъектах РФ.
(Письмо Минфина России от 04.07.2024 N 03-03-05/62567)В частности, необходимым условием применения налогоплательщиком - резидентом ТОР пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций является раздельный учет доходов (расходов) по каждому соглашению (пункты 2 и 3 статьи 284.4 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 04.07.2024 N 03-03-05/62567)В частности, необходимым условием применения налогоплательщиком - резидентом ТОР пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций является раздельный учет доходов (расходов) по каждому соглашению (пункты 2 и 3 статьи 284.4 НК РФ).