Разделительная полоса пдд
Подборка наиболее важных документов по запросу Разделительная полоса пдд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30.17 "Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов" КоАП РФ"В то же время имеются основания для изменения вынесенного по делу судебного акта на основании п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ путем исключения из описательно-мотивировочной части указания на нарушение В. пункта 9.1(1) Правил дорожного движения, которым предусмотрено, что на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11 прерывистая линия которой расположена слева, поскольку нарушение данного пункта Правил дорожного движения, при составлении протокола об административном правонарушении ему не вменялось, согласно пояснениям самого В. в протоколе об административном правонарушении, он совершил обгон в зоне действия знака 3.20, так как знака не заметил."
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2024 по делу N 88-26532/2024 (УИД 16MS0127-01-2022-001381-53)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании убытков.
Обстоятельства: В результате ДТП транспортное средство истца получило повреждения, ответчик выплатил страховое возмещение, с размером которого истец не согласен.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Доводы представителя ответчика Ф. о том, что в действиях Ш.А. также имеются несоответствия Правилам дорожной движения Российской Федерации, поскольку она двигалась по разделительной полосе и не соблюдала боковой интервал, суд апелляционной инстанции признал несостоятельными, поскольку какими-либо достаточными доказательствами не подтверждаются. Довод о том, что место столкновения автомобилей было на расстоянии 3 метров от правого края проезжей части, это лишь версия Ф., о чем он указал в схеме дорожно-транспортного происшествия которая не совпадает с версией Ш.А. Кроме того, как пояснила Ш.А., после столкновения ее автомобиль повело и чтобы не наехать на сугроб, она вырулила вправо.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании убытков.
Обстоятельства: В результате ДТП транспортное средство истца получило повреждения, ответчик выплатил страховое возмещение, с размером которого истец не согласен.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Доводы представителя ответчика Ф. о том, что в действиях Ш.А. также имеются несоответствия Правилам дорожной движения Российской Федерации, поскольку она двигалась по разделительной полосе и не соблюдала боковой интервал, суд апелляционной инстанции признал несостоятельными, поскольку какими-либо достаточными доказательствами не подтверждаются. Довод о том, что место столкновения автомобилей было на расстоянии 3 метров от правого края проезжей части, это лишь версия Ф., о чем он указал в схеме дорожно-транспортного происшествия которая не совпадает с версией Ш.А. Кроме того, как пояснила Ш.А., после столкновения ее автомобиль повело и чтобы не наехать на сугроб, она вырулила вправо.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какая ответственность установлена за пересечение сплошных линий дорожной разметки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, ПДД установлено, что на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1 или 1.3 либо разметкой 1.11, если прерывистая линия расположена слева (п. 9.1(1) ПДД).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, ПДД установлено, что на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1 или 1.3 либо разметкой 1.11, если прерывистая линия расположена слева (п. 9.1(1) ПДД).
Статья: Механизм правового регулирования организации и осуществления дорожного движения (приоритеты и преимущества, связанные с участием в дорожном движении)
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В ПДД предусмотрен общий запрет на движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением отдельных случаев, связанных с остановкой и стоянкой, а также движением мопедов), полосам для велосипедистов (кроме мопедов), велосипедным и велопешеходным дорожкам (п. 9.9).
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В ПДД предусмотрен общий запрет на движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением отдельных случаев, связанных с остановкой и стоянкой, а также движением мопедов), полосам для велосипедистов (кроме мопедов), велосипедным и велопешеходным дорожкам (п. 9.9).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Автомагистраль" - дорога, обозначенная знаком 5.1 <*> и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Автомагистраль" - дорога, обозначенная знаком 5.1 <*> и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.1(1) ПДД РФ);
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.1(1) ПДД РФ);
Статья: Правовое регулирование реализации приоритетов в дорожном движении
(Митрошин Д.В., Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Это были последние Правила дорожного движения, принятые на союзном уровне, которые действовали на территории России (Российской Федерации).
(Митрошин Д.В., Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Это были последние Правила дорожного движения, принятые на союзном уровне, которые действовали на территории России (Российской Федерации).
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение водителем Правил дорожного движения, касающихся островков безопасности?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако согласно п. 9.9 Правил дорожного движения запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Как указано выше, часть разделительной полосы может также относиться к островку безопасности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако согласно п. 9.9 Правил дорожного движения запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Как указано выше, часть разделительной полосы может также относиться к островку безопасности.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за повреждение шлагбаума в результате наезда автомобиля?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Согласно абз. 15, 17 п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; дорожно-транспортным происшествием (далее - ДТП) признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Согласно абз. 15, 17 п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; дорожно-транспортным происшествием (далее - ДТП) признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Вопрос: Организация имеет структурное подразделение для выполнения производственных задач на закрытой режимной территории без выезда автомобилей за пределы территории организации. Обязана ли организация оформлять путевые листы водителям подразделения?
(Консультация эксперта, 2024)Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (абз. 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
(Консультация эксперта, 2024)Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (абз. 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
"Рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства: научно-практическое пособие"
(Качалов В.И., Качалова О.В., Марковичева Е.В.)
("Проспект", 2023)5 марта 2022 г. около 10 часов 30 минут Белая И.А., управляя автомобилем марки Peugeot Partner II, регистрационный знак "N регион", принадлежащим ей на праве личной собственности, перевозя в своем автомобиле пассажиров Белого Алексея Сергеевича, Борисова Игоря Юрьевича, Кузнецову Ольгу Борисовну, осуществляла движение по автодороге "г. N - Южное" в сторону г. N со скоростью около 90 км/ч. Белая И.А., неосторожно относясь к жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушила требования: абзаца 1 п. 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которому "участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда"; п. 9.9 ПДД РФ, согласно которому "запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения"; абзаца 1 п. 10.1 ПДД РФ, согласно которому "водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил", зная указанные нормы ПДД РФ, о чем свидетельствует наличие водительского удостоверения... выданного 10.02.2016, при указанных выше обстоятельствах, не учитывая особенности и состояние транспортного средства, дорожные условия, в частности видимость в направлении движения, и скорость, которая должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, создавая опасность для движения и неосторожно относясь к возможности причинения вреда участникам дорожного движения, двигаясь со скоростью около 90 км/ч, не убедившись в безопасности совершения обгона попутного транспортного средства, выехала на полосу встречного движения, где, обнаружив движущийся во встречном движении автомобиль, вернулась на занимаемую полосу движения, после чего не справилась с управлением своего транспортного средства, не приняла своевременных мер по снижению скорости вплоть до остановки и допустила выезд на обочину, что привело к потере контроля за движением и заносу управляемого автомобиля с последующим его съездом в кювет.
(Качалов В.И., Качалова О.В., Марковичева Е.В.)
("Проспект", 2023)5 марта 2022 г. около 10 часов 30 минут Белая И.А., управляя автомобилем марки Peugeot Partner II, регистрационный знак "N регион", принадлежащим ей на праве личной собственности, перевозя в своем автомобиле пассажиров Белого Алексея Сергеевича, Борисова Игоря Юрьевича, Кузнецову Ольгу Борисовну, осуществляла движение по автодороге "г. N - Южное" в сторону г. N со скоростью около 90 км/ч. Белая И.А., неосторожно относясь к жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушила требования: абзаца 1 п. 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которому "участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда"; п. 9.9 ПДД РФ, согласно которому "запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения"; абзаца 1 п. 10.1 ПДД РФ, согласно которому "водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил", зная указанные нормы ПДД РФ, о чем свидетельствует наличие водительского удостоверения... выданного 10.02.2016, при указанных выше обстоятельствах, не учитывая особенности и состояние транспортного средства, дорожные условия, в частности видимость в направлении движения, и скорость, которая должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, создавая опасность для движения и неосторожно относясь к возможности причинения вреда участникам дорожного движения, двигаясь со скоростью около 90 км/ч, не убедившись в безопасности совершения обгона попутного транспортного средства, выехала на полосу встречного движения, где, обнаружив движущийся во встречном движении автомобиль, вернулась на занимаемую полосу движения, после чего не справилась с управлением своего транспортного средства, не приняла своевременных мер по снижению скорости вплоть до остановки и допустила выезд на обочину, что привело к потере контроля за движением и заносу управляемого автомобиля с последующим его съездом в кювет.
Статья: Место совершения деяния в составах автотранспортных преступлений
(Сидакова А.А.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<6> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 204-ФЗ) "О безопасности дорожного движения" // Российская газета. 1995. 26 декабря; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // СПС "КонсультантПлюс".
(Сидакова А.А.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<6> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 204-ФЗ) "О безопасности дорожного движения" // Российская газета. 1995. 26 декабря; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Вопросы, возникающие при производстве судебных автотехнических экспертиз в рамках расследования дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Согласно п. 4.1 ПДД РФ "при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части)".
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Согласно п. 4.1 ПДД РФ "при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части)".
Статья: Некоторые особенности производства по уголовному делу в отношении судьи, обвиняемого в умышленном нарушении правил дорожного движения, если по неосторожности это повлекло наступление последствий, перечисленных в ст. 264 УК РФ: анализируем конкретные дела
(Колоколов Н.А.)
("Российский судья", 2022, N 8)Окружная дорога, ведущая из Рыбинска в Ярославль, представляет собой скоростную магистраль: по две полосы движения в каждую сторону с разделительным газоном. На данном участке дороги официально разрешена максимальная скорость движения 90 км/ч, пешеходные переходы отсутствуют.
(Колоколов Н.А.)
("Российский судья", 2022, N 8)Окружная дорога, ведущая из Рыбинска в Ярославль, представляет собой скоростную магистраль: по две полосы движения в каждую сторону с разделительным газоном. На данном участке дороги официально разрешена максимальная скорость движения 90 км/ч, пешеходные переходы отсутствуют.
Статья: Особенности установления обстоятельств при проверке сообщения о преступлении в сфере безопасности дорожного движения
(Александрова Л.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Выборгским районным судом Санкт-Петербурга С. был осужден по ч. 3 ст. 264 УК РФ. При управлении транспортным средством, двигаясь по левой полосе проезжей части дороги, он начал перестроение на правую полосу, допустив наезд на пешехода, шедшего по разделительной полосе навстречу транспортному потоку.
(Александрова Л.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Выборгским районным судом Санкт-Петербурга С. был осужден по ч. 3 ст. 264 УК РФ. При управлении транспортным средством, двигаясь по левой полосе проезжей части дороги, он начал перестроение на правую полосу, допустив наезд на пешехода, шедшего по разделительной полосе навстречу транспортному потоку.
Статья: Механизм правового регулирования организации и осуществления дорожного движения (ограничения, связанные с участием в дорожном движении, и требования, предъявляемые к участникам дорожного движения и транспортным средствам)
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)1. Согласно п. 4.1 ПДД при отсутствии соответствующих элементов дороги, предназначенных для пешеходов, данные лица могут идти по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При этом они должны: 1) идти в один ряд; 2) двигаться навстречу движению транспортных средств.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)1. Согласно п. 4.1 ПДД при отсутствии соответствующих элементов дороги, предназначенных для пешеходов, данные лица могут идти по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При этом они должны: 1) идти в один ряд; 2) двигаться навстречу движению транспортных средств.