Разделение властей в РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Разделение властей в РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Функции органов местного самоуправления. Их самостоятельность
(КонсультантПлюс, 2025)...Понуждение судом органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
(КонсультантПлюс, 2025)...Понуждение судом органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 38.1 "Принцип подведомственности расходов бюджетов" БК РФВ соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 декабря 2023 года N 18-КГ23-195-К4, исходя из положений БК РФ, только главный распорядитель бюджетных средств вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Указанная компетенция главного распорядителя бюджетных средств обосновывается одним бюджетом, который необходимо распределить между всеми подведомственными учреждениями (статьи 6, 38.1, 74, 154, 158 БК РФ). Понуждение к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разделение власти: к вопросу о юридическом содержании принципа
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2017 года"Конституционный Суд признал оспоренное положение Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно не препятствует законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения при осуществлении законодательного регулирования градостроительной деятельности в пределах своей компетенции в системе разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации и в пределах компетенции субъекта Российской Федерации устанавливать нормы, влияющие на содержание правил землепользования и застройки, в том числе обязывающие вносить в данные правила изменения и дополнения.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2017 года"Конституционный Суд признал оспоренное положение Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно не препятствует законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения при осуществлении законодательного регулирования градостроительной деятельности в пределах своей компетенции в системе разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации и в пределах компетенции субъекта Российской Федерации устанавливать нормы, влияющие на содержание правил землепользования и застройки, в том числе обязывающие вносить в данные правила изменения и дополнения.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. В соответствии с конституционным принципом разделения властей законодательный орган субъекта Российской Федерации и исполнительные органы субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. В соответствии с конституционным принципом разделения властей законодательный орган субъекта Российской Федерации и исполнительные органы субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Статья: Реализация принципа разделения властей в бюджетном процессе субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края)
(Епифанов И.О.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11
(Епифанов И.О.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11
Статья: Конституционно-правовые проблемы функционирования института российского президентства
(Мамедов В.А.)
("Юрист", 2024, N 10)По Конституции РФ (ст. 11) президент, осуществляя государственную власть в качестве главы государства, не относится ни к одной из традиционных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Собственный конституционный статус и особое положение в механизме разделения властей позволяют данному правовому институту оказывать определяющее воздействие на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Система разделения властей в Российской Федерации на конституционном уровне является несбалансированной, с асимметрией в сторону полномочий Президента РФ, с неравным положением других ветвей власти по отношению к нему <1>. Анализируя недостатки действующей Конституции РФ, ученый-правовед профессор М.И. Пискотин одним из таких недостатков считает "наделение Президента чрезмерно большими полномочиями" <2>. Таким образом, конституционными положениями местоположение Президента России определено вне системы разделения властей, с возможностью прямого влияния на элементы государственной системы. Формулировки, содержащиеся в Конституции и касающиеся статуса Президента России, характеризуются неопределенностью, открывая перед главой государства широкий горизонт деятельности в сфере воздействия на функционирование системы разделения властей.
(Мамедов В.А.)
("Юрист", 2024, N 10)По Конституции РФ (ст. 11) президент, осуществляя государственную власть в качестве главы государства, не относится ни к одной из традиционных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Собственный конституционный статус и особое положение в механизме разделения властей позволяют данному правовому институту оказывать определяющее воздействие на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Система разделения властей в Российской Федерации на конституционном уровне является несбалансированной, с асимметрией в сторону полномочий Президента РФ, с неравным положением других ветвей власти по отношению к нему <1>. Анализируя недостатки действующей Конституции РФ, ученый-правовед профессор М.И. Пискотин одним из таких недостатков считает "наделение Президента чрезмерно большими полномочиями" <2>. Таким образом, конституционными положениями местоположение Президента России определено вне системы разделения властей, с возможностью прямого влияния на элементы государственной системы. Формулировки, содержащиеся в Конституции и касающиеся статуса Президента России, характеризуются неопределенностью, открывая перед главой государства широкий горизонт деятельности в сфере воздействия на функционирование системы разделения властей.
Статья: Экзистенция правосудия: постановка проблемы
(Ланг П.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)Принцип разделения властей в России получит окончательную реализацию лишь в Конституции 1993 г., однако уже в Основных положениях судопроизводства 1863 г. декларировалось, что "власть судебная отделяется от исполнительной, административной и законодательной" <25>. Согласно Учреждению судебных установлений от 20 ноября 1864 г. судебная власть "принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, Судебным Палатам и Правительственному Сенату в качестве верховного кассационного суда" <26>. Таким образом, органы правосудия были обособлены от административных органов, а судьи получили особый, отличный от иных государственных служащих статус <27>.
(Ланг П.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)Принцип разделения властей в России получит окончательную реализацию лишь в Конституции 1993 г., однако уже в Основных положениях судопроизводства 1863 г. декларировалось, что "власть судебная отделяется от исполнительной, административной и законодательной" <25>. Согласно Учреждению судебных установлений от 20 ноября 1864 г. судебная власть "принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, Судебным Палатам и Правительственному Сенату в качестве верховного кассационного суда" <26>. Таким образом, органы правосудия были обособлены от административных органов, а судьи получили особый, отличный от иных государственных служащих статус <27>.
Статья: Местное самоуправление: теоретический взгляд на правовую природу в контексте состоявшихся и будущих реформ
(Аверьянова Н.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)<1> Югов А.А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей // Российская юстиция. 2017. N 9. С. 6.
(Аверьянова Н.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)<1> Югов А.А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей // Российская юстиция. 2017. N 9. С. 6.
Статья: Единство и разделение властей в контексте конституционной идеи единой системы публичной власти (соединение конкуренции и солидарности (партнерства) публичных властей в новых реалиях XXI века)
(Червонюк В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)<15> С указанных позиций разделение властей - это такая институционально-функциональная форма организации государственной власти, при которой выражением народного суверенитета и, следовательно, суверенитета государства являются высшие органы народного представительства, закрепляющие силой закона общие интересы и потребности общественного развития; профессиональный государственный аппарат (правительственно-административный и судебный), как правило, лишь выполняет решения представительных органов власти, применяет законы (см.: Шевцов В.С. Разделение властей в Российской Федерации / В.С. Шевцов. М.: ПолиграфОпт, 2004).
(Червонюк В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)<15> С указанных позиций разделение властей - это такая институционально-функциональная форма организации государственной власти, при которой выражением народного суверенитета и, следовательно, суверенитета государства являются высшие органы народного представительства, закрепляющие силой закона общие интересы и потребности общественного развития; профессиональный государственный аппарат (правительственно-административный и судебный), как правило, лишь выполняет решения представительных органов власти, применяет законы (см.: Шевцов В.С. Разделение властей в Российской Федерации / В.С. Шевцов. М.: ПолиграфОпт, 2004).
Статья: Судебная власть как особый правовой феномен
(Конин В.В., Эсмантович И.И., Феоненко Н.С.)
("Мировой судья", 2022, N 9)<1> Сиротюк А.З. О подходах к пониманию судебной власти и судебной системы // Российская юстиция. 2017. N 11. С. 40 - 44; Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей // Российский судья. 2009. N 11; Переплеснина Е.М. Судебная власть и правосудие в конституционно-правовой системе современной России // Российская юстиция. 2012. N 5. С. 40 - 43.
(Конин В.В., Эсмантович И.И., Феоненко Н.С.)
("Мировой судья", 2022, N 9)<1> Сиротюк А.З. О подходах к пониманию судебной власти и судебной системы // Российская юстиция. 2017. N 11. С. 40 - 44; Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей // Российский судья. 2009. N 11; Переплеснина Е.М. Судебная власть и правосудие в конституционно-правовой системе современной России // Российская юстиция. 2012. N 5. С. 40 - 43.
Статья: Российская модель разделения власти: конституционное поправление
(Осетров С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6
(Осетров С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Определением судьи районного суда коллективное административное исковое заявление оставлено без движения в связи с тем, что оно подано с нарушением требований процессуального закона. Апелляционным определением судьи краевого суда, оставленным без изменения Кассационным определением судьи кассационного суда общей юрисдикции, определение судьи районного суда отменено, в принятии коллективного административного искового заявления отказано со ссылкой на то, что предъявленное административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, находящихся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства. В противном случае это означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и явилось бы неправомерным вмешательством в конституционно-правовую и иную деятельность Президента Российской Федерации как главы государства. Судья Верховного Суда Российской Федерации с судебными актами в данной части согласился, отметив, что, исходя из принципа разделения властей, суд не уполномочен обязывать Президента Российской Федерации и подчиненные ему государственные органы совершать какие-либо действия или принимать решения.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Определением судьи районного суда коллективное административное исковое заявление оставлено без движения в связи с тем, что оно подано с нарушением требований процессуального закона. Апелляционным определением судьи краевого суда, оставленным без изменения Кассационным определением судьи кассационного суда общей юрисдикции, определение судьи районного суда отменено, в принятии коллективного административного искового заявления отказано со ссылкой на то, что предъявленное административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, находящихся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства. В противном случае это означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и явилось бы неправомерным вмешательством в конституционно-правовую и иную деятельность Президента Российской Федерации как главы государства. Судья Верховного Суда Российской Федерации с судебными актами в данной части согласился, отметив, что, исходя из принципа разделения властей, суд не уполномочен обязывать Президента Российской Федерации и подчиненные ему государственные органы совершать какие-либо действия или принимать решения.
Статья: Общие принципы организации и деятельности органов публичной власти в субъектах Российской Федерации: содержание и правовое регулирование
(Ишеков К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации предполагает вхождение в систему региональных органов государственной власти судов субъектов. На сегодняшний день конституционное законодательство в качестве последних сохранило лишь мировых судей. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации, которые в значительно большей мере принимали участие в механизме разделения властей, были упразднены до 1 января 2023 г. <11>. Оставляя за пределами настоящего исследования вопросы необходимости и целесообразности их ликвидации, отметим, что многие полномочия в рамках системы сдержек и противовесов, которые относились к компетенции органов конституционной юрисдикции субъектов, останутся неурегулированными и нереализованными. Конституционные (уставные) советы при региональных парламентах, не являясь носителями властных полномочий, вряд ли смогут заменить конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
(Ишеков К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации предполагает вхождение в систему региональных органов государственной власти судов субъектов. На сегодняшний день конституционное законодательство в качестве последних сохранило лишь мировых судей. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации, которые в значительно большей мере принимали участие в механизме разделения властей, были упразднены до 1 января 2023 г. <11>. Оставляя за пределами настоящего исследования вопросы необходимости и целесообразности их ликвидации, отметим, что многие полномочия в рамках системы сдержек и противовесов, которые относились к компетенции органов конституционной юрисдикции субъектов, останутся неурегулированными и нереализованными. Конституционные (уставные) советы при региональных парламентах, не являясь носителями властных полномочий, вряд ли смогут заменить конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
Статья: Административная власть как правовая категория
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)<10> См.: Югов А.А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей // Российская юстиция. 2017. N 9. С. 5 - 8.
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)<10> См.: Югов А.А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей // Российская юстиция. 2017. N 9. С. 5 - 8.