Разделение на этапы строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Разделение на этапы строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2024 N 88а-2222/2024 по делу N 2а-1042/2022 (УИД 38RS0031-01-2021-007686-39)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании выдачи разрешений на строительство.
Обстоятельства: Разрешения на строительство выданы в отсутствие положительного заключения экспертизы, проектной документации.
Решение: Удовлетворено.Суд первой инстанции отклонил довод заинтересованного лица ООО "Нордвест" о возможности получения разрешений на строительство отдельных блок-секций, указав, что из представленных в материалы дела доказательств не следует, что каждый объект строительства (блок-секция) может эксплуатироваться автономно, независимо от строительства иных запроектированных объектов капитального строительства, при проектировании каждой блок-секции были произведены расчеты и предусмотрена возможность подключения к инженерному оборудованию, сетям для дальнейшего ввода и эксплуатации. Проектная документация содержит иное деление строительства на этапы. Проектирование блок-секции (многоквартирного дома) на отдельном земельном участке, не свидетельствует о ее автономности и возможности эксплуатации отдельно без возведения всего этапа строительства.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании выдачи разрешений на строительство.
Обстоятельства: Разрешения на строительство выданы в отсутствие положительного заключения экспертизы, проектной документации.
Решение: Удовлетворено.Суд первой инстанции отклонил довод заинтересованного лица ООО "Нордвест" о возможности получения разрешений на строительство отдельных блок-секций, указав, что из представленных в материалы дела доказательств не следует, что каждый объект строительства (блок-секция) может эксплуатироваться автономно, независимо от строительства иных запроектированных объектов капитального строительства, при проектировании каждой блок-секции были произведены расчеты и предусмотрена возможность подключения к инженерному оборудованию, сетям для дальнейшего ввода и эксплуатации. Проектная документация содержит иное деление строительства на этапы. Проектирование блок-секции (многоквартирного дома) на отдельном земельном участке, не свидетельствует о ее автономности и возможности эксплуатации отдельно без возведения всего этапа строительства.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение договора в судебном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как усматривается из материалов дела, между Истцом (арендодатель) и Ответчиком (арендатор) заключен договор... аренды земельного участка... сроком на 10 лет, для строительства и эксплуатации торгового автосервисного комплекса.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как усматривается из материалов дела, между Истцом (арендодатель) и Ответчиком (арендатор) заключен договор... аренды земельного участка... сроком на 10 лет, для строительства и эксплуатации торгового автосервисного комплекса.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (февраль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из материалов дела следует, что положениями проектной документации предусмотрено разделение выполняемых работ на этапы строительства, например, этап 1.1 - подготовка территории строительства на участке ПК0 + 00 - ПК54 + 00, этап 1.2 - строительство участка автомобильной дороги ПК0 + 00 - ПК15 + 20 и т.д., при этом объектом закупки, согласно Извещению, является только этап 1.5 строительства автомобильной дороги.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из материалов дела следует, что положениями проектной документации предусмотрено разделение выполняемых работ на этапы строительства, например, этап 1.1 - подготовка территории строительства на участке ПК0 + 00 - ПК54 + 00, этап 1.2 - строительство участка автомобильной дороги ПК0 + 00 - ПК15 + 20 и т.д., при этом объектом закупки, согласно Извещению, является только этап 1.5 строительства автомобильной дороги.
Статья: Классическое понимание принципа разделения властей и современное государственное устройство: необходимо ли теоретическое переосмысление?
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Однако на современном этапе развития теории и практики государственного строительства классическое понимание принципа разделения властей не в полной мере соответствует уровню развития государства и сформировавшемуся конституционному мировоззрению.
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Однако на современном этапе развития теории и практики государственного строительства классическое понимание принципа разделения властей не в полной мере соответствует уровню развития государства и сформировавшемуся конституционному мировоззрению.
Нормативные акты
<Письмо> ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 15.10.2019 N 08-05-1/14956-НБ
<О порядке прохождения государственной экспертизы при разделении на этапы строительства>МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
<О порядке прохождения государственной экспертизы при разделении на этапы строительства>МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
Приказ Минстроя России от 03.02.2025 N 51/пр
"О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, их конструктивных элементов и сооружений на них"30) разделение проектной документации по этапам строительства или лотам;
"О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, их конструктивных элементов и сооружений на них"30) разделение проектной документации по этапам строительства или лотам;
Статья: Российский конституционализм: размышления о юбилейных итогах и перспективах
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Далее можно отметить точное формулирование в ч. 1 ст. 1 Конституции характеристик нашего государства. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". В небольшом наборе терминов отражено, что это государство по своей сути демократическое и правовое, по форме правления - республика, по устройству - федеративное. Еще в ряде статей первой главы отражены дальнейшие характеристики нашего государства - оно социальное (ст. 7), придерживающееся принципа разделения властей (ст. 10), признающее идеологическое многообразие (ст. 13), светское (ст. 14).
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Далее можно отметить точное формулирование в ч. 1 ст. 1 Конституции характеристик нашего государства. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". В небольшом наборе терминов отражено, что это государство по своей сути демократическое и правовое, по форме правления - республика, по устройству - федеративное. Еще в ряде статей первой главы отражены дальнейшие характеристики нашего государства - оно социальное (ст. 7), придерживающееся принципа разделения властей (ст. 10), признающее идеологическое многообразие (ст. 13), светское (ст. 14).
Статья: Доклад Счетной палаты Российской Федерации "Анализ эффективности реализации программ индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)- мероприятия 12 - 13 "Строительство производственных зданий на территории промышленного парка в г. Петрозаводске" (ИПР Республики Карелия). Изначально предполагались сроки реализации - 2021 - 2024 годы с общим объемом расходов федерального бюджета 1 250 млн рублей. В 2021 году были перераспределены средства с 2021 года на более поздние сроки. В декабре 2022 года при корректировке ИПР мероприятие было разделено на два. Мероприятие "Строительство производственных зданий на территории промышленного парка в г. Петрозаводске" было переоформлено как завершенное в 2021 году. С 2022 года начата реализация мероприятия "Строительство производственных зданий на территории промышленного парка в г. Петрозаводске. Административно-бытовой комплекс, цех строительной индустрии и обработки камня (I этап строительства)" на 2022 - 2024 годы с увеличением сумм на указанные годы на 168,9 млн рублей по сравнению с предыдущим мероприятием. При этом общие целевые показатели по двум "новым" мероприятиям оказались меньше, чем изначально запланированные (210 рабочих мест по сравнению с 478 запланированными изначально, 640 млн рублей привлеченных внебюджетных инвестиций по сравнению с запланированными изначально 1 000 млн рублей) и др.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)- мероприятия 12 - 13 "Строительство производственных зданий на территории промышленного парка в г. Петрозаводске" (ИПР Республики Карелия). Изначально предполагались сроки реализации - 2021 - 2024 годы с общим объемом расходов федерального бюджета 1 250 млн рублей. В 2021 году были перераспределены средства с 2021 года на более поздние сроки. В декабре 2022 года при корректировке ИПР мероприятие было разделено на два. Мероприятие "Строительство производственных зданий на территории промышленного парка в г. Петрозаводске" было переоформлено как завершенное в 2021 году. С 2022 года начата реализация мероприятия "Строительство производственных зданий на территории промышленного парка в г. Петрозаводске. Административно-бытовой комплекс, цех строительной индустрии и обработки камня (I этап строительства)" на 2022 - 2024 годы с увеличением сумм на указанные годы на 168,9 млн рублей по сравнению с предыдущим мероприятием. При этом общие целевые показатели по двум "новым" мероприятиям оказались меньше, чем изначально запланированные (210 рабочих мест по сравнению с 478 запланированными изначально, 640 млн рублей привлеченных внебюджетных инвестиций по сравнению с запланированными изначально 1 000 млн рублей) и др.
Статья: Уголовная ответственность юридических лиц в Монголии
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2022, N 4)Новейшая история Монголии может быть разделена на четыре основных этапа: первый (1921 - 1940 гг.), в ходе которого были заложены основы некапиталистического развития; второй (1940 - 1960 гг.), этап строительства основ социализма: третий (1961 - 1990 гг.), этап строительства социалистического общества; четвертый (с 1990 г. по настоящее время), в ходе которого начаты рыночные реформы и строительство буржуазно-демократического капиталистического общества <3>.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2022, N 4)Новейшая история Монголии может быть разделена на четыре основных этапа: первый (1921 - 1940 гг.), в ходе которого были заложены основы некапиталистического развития; второй (1940 - 1960 гг.), этап строительства основ социализма: третий (1961 - 1990 гг.), этап строительства социалистического общества; четвертый (с 1990 г. по настоящее время), в ходе которого начаты рыночные реформы и строительство буржуазно-демократического капиталистического общества <3>.
Статья: Привлечение инвестиций в развитие градостроительства: историко-правовой аспект
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 1)Исторически следующим правовым средством, направленным на привлечение инвестиций в развитие градостроительства, стал договор о комплексном освоении территории (далее - ДКОТ), внедренный в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <24>. Данный договор отличало то, что инвестирование прежде всего должно было осуществляться в создание инфраструктуры на ранее не освоенных территориях, кроме того, ДКОТ также препятствовал распространению "точечной застройки" <25>. Инвестору предоставлялся для освоения единый земельный участок, велась постройка "комплекса" объектов, только после чего участок разделялся на несколько <26>. В литературе отмечается, что ДКОТ также имел свои недостатки, например, помимо осуществления больших затрат на строительство, инвесторам предстояло подготовить большой пакет документов для участия в аукционе <27>.
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 1)Исторически следующим правовым средством, направленным на привлечение инвестиций в развитие градостроительства, стал договор о комплексном освоении территории (далее - ДКОТ), внедренный в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <24>. Данный договор отличало то, что инвестирование прежде всего должно было осуществляться в создание инфраструктуры на ранее не освоенных территориях, кроме того, ДКОТ также препятствовал распространению "точечной застройки" <25>. Инвестору предоставлялся для освоения единый земельный участок, велась постройка "комплекса" объектов, только после чего участок разделялся на несколько <26>. В литературе отмечается, что ДКОТ также имел свои недостатки, например, помимо осуществления больших затрат на строительство, инвесторам предстояло подготовить большой пакет документов для участия в аукционе <27>.
Статья: Влияние новых угроз безопасности жилого помещения на изменение содержания принципа безопасности жилых помещений
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 1)2. Экологическая угроза. Особую тревожность создает проблема увеличения объемов образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Надвигается экологическая угроза загрязнения городов. За первое полугодие 2023 г. доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в Российской Федерации составила всего 52,9%, на утилизацию - 12,6% <7>. Необходимо внедрять на территории России систему раздельного сбора ТКО и ввести ее в право как обязанность для проживающих в жилом помещении лиц, управляющих организаций и региональных операторов. Кроме того, этот положительный опыт уже известен нашей стране: Н.А. Путинцева, например, анализируя эффективность командно-административной модели экономики СССР, приходит к выводу о важности раздельного сбора мусора, применяемого в стране, существовали унифицированные формы бутылок, упаковочной тары, имелась система сбора макулатуры и металлолома <8>. О.В. Глеба и К.А. Чудакова говорят о необходимости планирования раздельного сбора отходов на этапе подготовки к строительству жилых объектов <9>. М.Г. Гирич и А.Д. Левашенко, изучая принцип раздельного сбора отходов, ссылаясь на зарубежных коллег M. Agovino, M. Cerciello и G. Musella <10>, призывают усилить информированность граждан о целесообразности разделения мусора <11>. R. Gardiner, P. Hajek в своем труде приходят к выводу о безусловной эффективности применения принципа раздельного сбора отходов и его благоприятном влиянии на повышение экологического состояния жилой среды <12>. Хочется присоединиться к выводам ученых о необходимости изучения разработок ученых разных стран о внедрении системы раздельного сбора мусора и его переработке на территории всей России. Здесь наблюдается следующее правовое положение: для регулирования раздельного сбора ТКО уже работающих норм ЖК РФ по оказанию услуги вывоза отходов недостаточно, возникает потребность в моделировании новых норм. Но проблема в том, что новые нормы должны отвечать заложенным в жилищном праве принципам, а принципа экологической безопасности жилого помещения с аспектом обязательного соблюдения раздельного сбора мусора и преобладающей его дальнейшей переработки, а не утилизации в жилищном законодательстве пока нет. Таким образом, необходимо расширять содержание принципа безопасности жилого помещения с учетом развития окружающей человека среды и вносить соответствующие изменения в ЖК РФ, заложив новый базовый принцип, который будет реализовываться в будущем жилищном законодательстве. Необходимо перестроить систему переработки отходов так, чтоб застройщику проще и дешевле было направить отходы от строительства на вторичную переработку, чем утилизировать. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <13> хотя и постоянно обновляется, все еще требует существенной корректировки и дополнения. Кроме того, разрозненность норм об обращении с ТКО требует определенных усилий при работе с ними правоприменителей. Однако для обеспечения экологической, биологической и санитарно-гигиенической безопасности жилого пространства необходимо создать такую систему утилизации и переработки ТКО, которая будет гармонично встроена в экосистему городов, а значит, не нанесет вреда природе.
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 1)2. Экологическая угроза. Особую тревожность создает проблема увеличения объемов образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Надвигается экологическая угроза загрязнения городов. За первое полугодие 2023 г. доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в Российской Федерации составила всего 52,9%, на утилизацию - 12,6% <7>. Необходимо внедрять на территории России систему раздельного сбора ТКО и ввести ее в право как обязанность для проживающих в жилом помещении лиц, управляющих организаций и региональных операторов. Кроме того, этот положительный опыт уже известен нашей стране: Н.А. Путинцева, например, анализируя эффективность командно-административной модели экономики СССР, приходит к выводу о важности раздельного сбора мусора, применяемого в стране, существовали унифицированные формы бутылок, упаковочной тары, имелась система сбора макулатуры и металлолома <8>. О.В. Глеба и К.А. Чудакова говорят о необходимости планирования раздельного сбора отходов на этапе подготовки к строительству жилых объектов <9>. М.Г. Гирич и А.Д. Левашенко, изучая принцип раздельного сбора отходов, ссылаясь на зарубежных коллег M. Agovino, M. Cerciello и G. Musella <10>, призывают усилить информированность граждан о целесообразности разделения мусора <11>. R. Gardiner, P. Hajek в своем труде приходят к выводу о безусловной эффективности применения принципа раздельного сбора отходов и его благоприятном влиянии на повышение экологического состояния жилой среды <12>. Хочется присоединиться к выводам ученых о необходимости изучения разработок ученых разных стран о внедрении системы раздельного сбора мусора и его переработке на территории всей России. Здесь наблюдается следующее правовое положение: для регулирования раздельного сбора ТКО уже работающих норм ЖК РФ по оказанию услуги вывоза отходов недостаточно, возникает потребность в моделировании новых норм. Но проблема в том, что новые нормы должны отвечать заложенным в жилищном праве принципам, а принципа экологической безопасности жилого помещения с аспектом обязательного соблюдения раздельного сбора мусора и преобладающей его дальнейшей переработки, а не утилизации в жилищном законодательстве пока нет. Таким образом, необходимо расширять содержание принципа безопасности жилого помещения с учетом развития окружающей человека среды и вносить соответствующие изменения в ЖК РФ, заложив новый базовый принцип, который будет реализовываться в будущем жилищном законодательстве. Необходимо перестроить систему переработки отходов так, чтоб застройщику проще и дешевле было направить отходы от строительства на вторичную переработку, чем утилизировать. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <13> хотя и постоянно обновляется, все еще требует существенной корректировки и дополнения. Кроме того, разрозненность норм об обращении с ТКО требует определенных усилий при работе с ними правоприменителей. Однако для обеспечения экологической, биологической и санитарно-гигиенической безопасности жилого пространства необходимо создать такую систему утилизации и переработки ТКО, которая будет гармонично встроена в экосистему городов, а значит, не нанесет вреда природе.
Статья: Юридические опасности новостроек
(Мировский Г.)
("Жилищное право", 2024, N 10)Хотя новое жилье обладает рядом преимуществ перед вторичным рынком недвижимости, такое приобретение имеет свои юридические риски. Условно их все можно разделить на несколько групп в зависимости от стадии готовности объекта.
(Мировский Г.)
("Жилищное право", 2024, N 10)Хотя новое жилье обладает рядом преимуществ перед вторичным рынком недвижимости, такое приобретение имеет свои юридические риски. Условно их все можно разделить на несколько групп в зависимости от стадии готовности объекта.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Сотрудничество на стадии исполнения обязательства. Одной из важнейших обязанностей заказчика по сотрудничеству являются своевременное предоставление земельного участка для строительства и обеспечение доступа к нему для подрядчика <1>. Она проявляется как в активных действиях заказчика по предоставлению участка, так и в непрепятствовании подрядчику в доступе к рабочим зонам <2>. Причем заказчик обязан предоставить не только сам земельный участок, но и необходимую окружающую территорию для осуществления строительной деятельности <3>. Земельный участок должен быть предоставлен подрядчику в срок, указанный в договоре, или в разумный срок, который позволит завершить выполнение работ к конкретной дате <4>. При этом заказчик не обязан предоставлять подрядчику доступ ко всему земельному участку сразу, если строительный проект разделен на этапы, выполнение которых предусмотрено на разных частях участка (п. 2.4 JCTSBC 05 и п. 42 ICE 7).
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Сотрудничество на стадии исполнения обязательства. Одной из важнейших обязанностей заказчика по сотрудничеству являются своевременное предоставление земельного участка для строительства и обеспечение доступа к нему для подрядчика <1>. Она проявляется как в активных действиях заказчика по предоставлению участка, так и в непрепятствовании подрядчику в доступе к рабочим зонам <2>. Причем заказчик обязан предоставить не только сам земельный участок, но и необходимую окружающую территорию для осуществления строительной деятельности <3>. Земельный участок должен быть предоставлен подрядчику в срок, указанный в договоре, или в разумный срок, который позволит завершить выполнение работ к конкретной дате <4>. При этом заказчик не обязан предоставлять подрядчику доступ ко всему земельному участку сразу, если строительный проект разделен на этапы, выполнение которых предусмотрено на разных частях участка (п. 2.4 JCTSBC 05 и п. 42 ICE 7).
Статья: Приемка квартиры в новостройке по правилам
(Кривцова О., Соколов В.)
("Жилищное право", 2025, N 2)Одним из способов приобретения в собственность недвижимого имущества является инвестирование в долевое строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. При этом заключается договор с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц (далее - Дольщики). Ответственным лицом за строительство выступает застройщик.
(Кривцова О., Соколов В.)
("Жилищное право", 2025, N 2)Одним из способов приобретения в собственность недвижимого имущества является инвестирование в долевое строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. При этом заключается договор с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц (далее - Дольщики). Ответственным лицом за строительство выступает застройщик.
Статья: Публичные процедуры лицензирования деятельности в сфере ядерной энергетики в Великобритании и США
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Заявитель в соответствии с требованием органа охраны окружающей среды также извещает органы публичной власти в сфере водоснабжения о проводимой им хозяйственной деятельности в соответствии с административно-территориальным делением Великобритании.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Заявитель в соответствии с требованием органа охраны окружающей среды также извещает органы публичной власти в сфере водоснабжения о проводимой им хозяйственной деятельности в соответствии с административно-территориальным делением Великобритании.
Статья: Прекращение права собственности на землю. Анализ причин на примере судов
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)В личную собственность граждан, согласно Указу Президента РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", передавались только земельные участки в сельской местности, которые предназначались для садоводства, жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)В личную собственность граждан, согласно Указу Президента РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", передавались только земельные участки в сельской местности, которые предназначались для садоводства, жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.