Равенство всех перед законом и судом
Подборка наиболее важных документов по запросу Равенство всех перед законом и судом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Восстановление срока на подачу частной жалобы в гражданском процессе по заявлению стороны
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в целях соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом, принципа состязательности, информирования лиц, участвующих в деле, о продолжении судебного процесса такие лица должны быть извещены также путем направления на бумажном носителе судебного извещения или вызова, судебного акта (копии судебного акта) о совершении следующих процессуальных действий:
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в целях соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом, принципа состязательности, информирования лиц, участвующих в деле, о продолжении судебного процесса такие лица должны быть извещены также путем направления на бумажном носителе судебного извещения или вызова, судебного акта (копии судебного акта) о совершении следующих процессуальных действий:
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Восстановление срока на подачу апелляционной жалобы по ходатайству стороны в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в целях соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом, принципа состязательности, информирования лиц, участвующих в деле, о продолжении судебного процесса такие лица должны быть извещены также путем направления на бумажном носителе судебного извещения или вызова, судебного акта (копии судебного акта) о совершении следующих процессуальных действий:
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в целях соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом, принципа состязательности, информирования лиц, участвующих в деле, о продолжении судебного процесса такие лица должны быть извещены также путем направления на бумажном носителе судебного извещения или вызова, судебного акта (копии судебного акта) о совершении следующих процессуальных действий:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 8. Равенство всех перед законом и судом
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 8. Равенство всех перед законом и судом
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)§ 2. Принцип равенства всех перед законом и судом
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)§ 2. Принцип равенства всех перед законом и судом
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
Статья: Принцип равенства всех перед законом как общеправовой принцип в правовых системах России и Армении (сравнительно-правовое исследование)
(Илюхина В.А.)
("Мировой судья", 2024, N 6)<5> Пастухов П.С. Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом в уголовном процессе Российской Федерации (Досудебное производство): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998; Семенова И.С. Принцип равенства перед законом в уголовном праве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004; Брциева З.Г. Принцип равенства всех перед законом и судом в уголовном судопроизводстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Лактаева А.Ю. Принцип равенства перед законом, его реализация при назначении наказания: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2010; Бабаян Н.Н. Реализация принципа равенства перед законом в российском уголовном законодательстве: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2010; Романенко Н.В. Принцип равенства перед законом и судом в налоговой сфере: практика арбитражных судов // Налоговед. 2012. N 11. С. 64 - 73; Романенко Н.В. Реализация принципа равенства перед законом и судом при осуществлении уголовного судопроизводства в отношении представителей власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2014; Кузьмичева Г.А., Молчанов П.В. Принцип равенства перед законом и административная ответственность // Административное право и процесс. 2014. N 9. С. 61 - 63 и др.
(Илюхина В.А.)
("Мировой судья", 2024, N 6)<5> Пастухов П.С. Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом в уголовном процессе Российской Федерации (Досудебное производство): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998; Семенова И.С. Принцип равенства перед законом в уголовном праве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004; Брциева З.Г. Принцип равенства всех перед законом и судом в уголовном судопроизводстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Лактаева А.Ю. Принцип равенства перед законом, его реализация при назначении наказания: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2010; Бабаян Н.Н. Реализация принципа равенства перед законом в российском уголовном законодательстве: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2010; Романенко Н.В. Принцип равенства перед законом и судом в налоговой сфере: практика арбитражных судов // Налоговед. 2012. N 11. С. 64 - 73; Романенко Н.В. Реализация принципа равенства перед законом и судом при осуществлении уголовного судопроизводства в отношении представителей власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2014; Кузьмичева Г.А., Молчанов П.В. Принцип равенства перед законом и административная ответственность // Административное право и процесс. 2014. N 9. С. 61 - 63 и др.
Статья: О равенстве граждан перед законом и судом при решении вопроса о применении меры пресечения
(Рудич В.В., Жилко И.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Подводя итог, считаем необходимым отметить, что лишь от каждого человека в частности и современного общества в целом зависит равенство каждого перед законом и судом. Мы разделяем позицию И.А. Ильина, который писал: "Не жалуйся на время - ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше" [5]. Каждый из нас может и должен исправить, а также постараться не допустить того, что противоречит общечеловеческому миропониманию, человеческим законам и справедливому правосудию, в том числе и по вопросу равенства всех перед законом и судом. Такое равенство, по нашему мнению, должно быть выражено не только в нормативных актах, но и являться частью реальной жизни каждого человека и гражданина.
(Рудич В.В., Жилко И.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Подводя итог, считаем необходимым отметить, что лишь от каждого человека в частности и современного общества в целом зависит равенство каждого перед законом и судом. Мы разделяем позицию И.А. Ильина, который писал: "Не жалуйся на время - ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше" [5]. Каждый из нас может и должен исправить, а также постараться не допустить того, что противоречит общечеловеческому миропониманию, человеческим законам и справедливому правосудию, в том числе и по вопросу равенства всех перед законом и судом. Такое равенство, по нашему мнению, должно быть выражено не только в нормативных актах, но и являться частью реальной жизни каждого человека и гражданина.
Статья: Незаконная корректировка таможенной стоимости: о выплате процентов декларанту
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 4)Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (ст. 30 Федерального закона N 289-ФЗ, а до начала ее применения - ст. 117 Федерального закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 4)Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (ст. 30 Федерального закона N 289-ФЗ, а до начала ее применения - ст. 117 Федерального закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Статья: Сможет ли заемщик вернуть страховую премию по договору личного страхования при досрочном погашении кредита?
(Юминов А.)
("Банковское кредитование", 2024, N 2)Вместе с тем на уровне кассационных судов общей юрисдикции (инстанции, предшествующей Верховному суду РФ) встречается значительное количество дел по данной тематике. Вопреки необходимости обеспечить единство судебной практики (производной от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом) практика крайне противоречива, и у участников процесса есть шансы получить диаметрально противоположные результаты спора при аналогичных фактических обстоятельствах даже в пределах одного кассационного суда.
(Юминов А.)
("Банковское кредитование", 2024, N 2)Вместе с тем на уровне кассационных судов общей юрисдикции (инстанции, предшествующей Верховному суду РФ) встречается значительное количество дел по данной тематике. Вопреки необходимости обеспечить единство судебной практики (производной от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом) практика крайне противоречива, и у участников процесса есть шансы получить диаметрально противоположные результаты спора при аналогичных фактических обстоятельствах даже в пределах одного кассационного суда.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 11.11.2003 N 16-П и от 21.01.2010 N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 11.11.2003 N 16-П и от 21.01.2010 N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Статья: Зарождение и эволюция уголовного наказания как социально-юридического феномена
(Корсаков К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Помимо усиления культурных и морально-нравственных аспектов пенитенциарной практики, именно в этот период происходит существенное смещение акцентов с односторонне-репрессивного характера уголовного наказания в сторону его предупредительной (превентивной) роли. В число основных в пенологической доктрине стала помещаться задача удержания как потенциальных (неустойчивых и неблагонадежных лиц) преступников, так и уже состоявшихся (в том числе закоренелых и убежденных делинквентов) преступников от совершения запрещенных законом деяний. Научно-теоретическому обоснованию, аргументации и методическому обеспечению подверглись идеи исправления и перевоспитания преступников [82, pp. 455 - 168]. Также были четко сформулированы и получили развитие принцип равенства всех перед законом, судом и наказанием и важный криминологический постулат - руководящая идея, согласно которой не жестокость и беспощадность уголовных санкций, а неотвратимость (неизбежность) уголовного наказания прежде всего удерживает людей от совершения преступлений [74, pp. 50 - 53; 84, pp. 31 - 34]. В 1843 году в результате неудавшегося покушения душевнобольного шотландского деревообработчика на английского премьер-министра Р. Пиля, породившего большой общественный резонанс, появился юридический прецедент, известный как правило Макнатена (Макнотена), согласно которому уголовному наказанию не должны подлежать лица, признанные сумасшедшими (невменяемыми), что, вне сомнения, явилось важным шагом на пути гуманизации и дифференциации уголовного наказания.
(Корсаков К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Помимо усиления культурных и морально-нравственных аспектов пенитенциарной практики, именно в этот период происходит существенное смещение акцентов с односторонне-репрессивного характера уголовного наказания в сторону его предупредительной (превентивной) роли. В число основных в пенологической доктрине стала помещаться задача удержания как потенциальных (неустойчивых и неблагонадежных лиц) преступников, так и уже состоявшихся (в том числе закоренелых и убежденных делинквентов) преступников от совершения запрещенных законом деяний. Научно-теоретическому обоснованию, аргументации и методическому обеспечению подверглись идеи исправления и перевоспитания преступников [82, pp. 455 - 168]. Также были четко сформулированы и получили развитие принцип равенства всех перед законом, судом и наказанием и важный криминологический постулат - руководящая идея, согласно которой не жестокость и беспощадность уголовных санкций, а неотвратимость (неизбежность) уголовного наказания прежде всего удерживает людей от совершения преступлений [74, pp. 50 - 53; 84, pp. 31 - 34]. В 1843 году в результате неудавшегося покушения душевнобольного шотландского деревообработчика на английского премьер-министра Р. Пиля, породившего большой общественный резонанс, появился юридический прецедент, известный как правило Макнатена (Макнотена), согласно которому уголовному наказанию не должны подлежать лица, признанные сумасшедшими (невменяемыми), что, вне сомнения, явилось важным шагом на пути гуманизации и дифференциации уголовного наказания.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение п. 3 ст. 48 НК РФ по аналогии закона и в рассматриваемом случае. Судом установлено, что после отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу и пени в установленный шестимесячный срок. При этом тот факт, что дело передано по подсудности на рассмотрение в арбитражный суд, не изменяет срок обращения в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика задолженности по земельному налогу и пени (Постановление АС ЦО от 04.04.2024 N Ф10-643/2024 по делу N А36-2019/2020).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение п. 3 ст. 48 НК РФ по аналогии закона и в рассматриваемом случае. Судом установлено, что после отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу и пени в установленный шестимесячный срок. При этом тот факт, что дело передано по подсудности на рассмотрение в арбитражный суд, не изменяет срок обращения в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика задолженности по земельному налогу и пени (Постановление АС ЦО от 04.04.2024 N Ф10-643/2024 по делу N А36-2019/2020).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Институт оплаты труда является весьма важным в обеспечении права на достойный труд и опирается на положения ст. 19 и 37 Конституции РФ, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, запрет дискриминации, а также право каждого гражданина на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Институт оплаты труда является весьма важным в обеспечении права на достойный труд и опирается на положения ст. 19 и 37 Конституции РФ, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, запрет дискриминации, а также право каждого гражданина на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья: Обеспечение соблюдения принципа равенства перед законом при освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)Вопрос о целесообразности устранения дискреционного характера освобождения от административной ответственности делинквента в рамках института малозначительности не разработан в доктрине административного права. Разрешение поставленного в настоящей статье вопроса требует большой и серьезной дискуссии в среде ученого сообщества и уполномоченных правоприменителей. Дальнейшее развитие института малозначительности поможет полнее раскрыть суть критерия "исключительность" при реализации положений ст. 2.9 КоАП РФ правоприменителем. Достаточное законодательное оформление, куда включается определение "малозначительное административное правонарушение", критерии, правила регулирования порядка проверки наличия оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, способствует повышению эффективности публичного преследования и профилактического значения административной ответственности. Реализация законодателем права установить пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить эффективную государственную защиту прав участников дела об административном правонарушении и общества в целом, процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений, будет отвечать основополагающим нормам Конституции РФ. В целях обеспечения конституционных прав делинквентов и иных участников дел об административных правонарушениях, в частности обеспечения соблюдения права на равенство всех перед законом и судом, мы предлагаем изложить ст. 2.9 КоАП РФ, взяв за основу разъяснения высших судов в части определения "малозначительное административное правонарушение" и соответствующие критерии, без указания критерия "исключительность" ввиду его доктринальной и правовой неразработанности, включить правила применения редактируемой нормы, изложив в следующей редакции: "2.9. Выявив малозначительность в совершенном административном правонарушении, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные разрешать дело об административном правонарушении, совместно именуемые правоприменитель, обязаны освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием".
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)Вопрос о целесообразности устранения дискреционного характера освобождения от административной ответственности делинквента в рамках института малозначительности не разработан в доктрине административного права. Разрешение поставленного в настоящей статье вопроса требует большой и серьезной дискуссии в среде ученого сообщества и уполномоченных правоприменителей. Дальнейшее развитие института малозначительности поможет полнее раскрыть суть критерия "исключительность" при реализации положений ст. 2.9 КоАП РФ правоприменителем. Достаточное законодательное оформление, куда включается определение "малозначительное административное правонарушение", критерии, правила регулирования порядка проверки наличия оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, способствует повышению эффективности публичного преследования и профилактического значения административной ответственности. Реализация законодателем права установить пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить эффективную государственную защиту прав участников дела об административном правонарушении и общества в целом, процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений, будет отвечать основополагающим нормам Конституции РФ. В целях обеспечения конституционных прав делинквентов и иных участников дел об административных правонарушениях, в частности обеспечения соблюдения права на равенство всех перед законом и судом, мы предлагаем изложить ст. 2.9 КоАП РФ, взяв за основу разъяснения высших судов в части определения "малозначительное административное правонарушение" и соответствующие критерии, без указания критерия "исключительность" ввиду его доктринальной и правовой неразработанности, включить правила применения редактируемой нормы, изложив в следующей редакции: "2.9. Выявив малозначительность в совершенном административном правонарушении, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные разрешать дело об административном правонарушении, совместно именуемые правоприменитель, обязаны освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием".
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 7. Равенство всех перед законом и судом