Равенство политических партий
Подборка наиболее важных документов по запросу Равенство политических партий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип равенства политических партий в избирательном процессе
(Коновальчиков Я.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)"Российский юридический журнал", 2021, N 4
(Коновальчиков Я.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)"Российский юридический журнал", 2021, N 4
Статья: Об изменении статуса политических партий Российской Федерации в первом десятилетии XXI в.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Сокращение численности политических партий в этот период не осталось вне поля зрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в своем Постановлении от 16 июля 2007 г. N 11-П Суд приходит к выводу: "...реформирование избирательной системы требует согласования с нею правовых основ функционирования многопартийной политической системы, способной интегрировать интересы и потребности общества в целом и его различных социальных и территориальных слоев и групп и адекватно выражать их в Государственной Думе, являющейся, по смыслу Конституции Российской Федерации, организационной формой представительства воли и интересов многонационального народа Российской Федерации, отражать которые могут только достаточно крупные и хорошо структурированные политические партии" <8>. Именно этим обусловлено изменение требований, предъявляемых к участвующим в избирательном процессе политическим партиям в качестве его единственных коллективных субъектов, включая требования к численности политической партии в целом и ее региональных отделений. Данный подход был продиктован соответствующим этапом становления партийно-политической системы в стране. Следует отметить, что он не является непреодолимым препятствием для создания и деятельности политических партий, выражающих различные политические взгляды, не направлен против той или иной идеологии и не препятствует выдвижению и обсуждению разнообразных политических программ. При этом государство гарантирует равенство политических партий перед законом, независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Сокращение численности политических партий в этот период не осталось вне поля зрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в своем Постановлении от 16 июля 2007 г. N 11-П Суд приходит к выводу: "...реформирование избирательной системы требует согласования с нею правовых основ функционирования многопартийной политической системы, способной интегрировать интересы и потребности общества в целом и его различных социальных и территориальных слоев и групп и адекватно выражать их в Государственной Думе, являющейся, по смыслу Конституции Российской Федерации, организационной формой представительства воли и интересов многонационального народа Российской Федерации, отражать которые могут только достаточно крупные и хорошо структурированные политические партии" <8>. Именно этим обусловлено изменение требований, предъявляемых к участвующим в избирательном процессе политическим партиям в качестве его единственных коллективных субъектов, включая требования к численности политической партии в целом и ее региональных отделений. Данный подход был продиктован соответствующим этапом становления партийно-политической системы в стране. Следует отметить, что он не является непреодолимым препятствием для создания и деятельности политических партий, выражающих различные политические взгляды, не направлен против той или иной идеологии и не препятствует выдвижению и обсуждению разнообразных политических программ. При этом государство гарантирует равенство политических партий перед законом, независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 33. Равенство прав политических партий на выборах Президента Российской Федерации
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 33. Равенство прав политических партий на выборах Президента Российской Федерации
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)128) обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательном органе субъекта Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)128) обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательном органе субъекта Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами;
Статья: О некоторых вопросах идеологии в российском конституционном праве
(Зуйков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)- Конституция РФ гарантирует равенство политических партий независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач; при этом параметры многопартийности, основанные на идеологическом многообразии, должны в конкретно организационных проявлениях способствовать тому, чтобы обеспечивалось структурирование и консолидация воли многонационального народа, государство правомочно поощрять направления развития партийной системы, благоприятствующие поддержке крупных и хорошо организованных партий, способных выражать всеобщие интересы; соответственно, поощряется партийное строительство, раскрывающее интегративный, мобилизующий потенциал идеологии (Постановление от 16 июля 2007 г. N 11-П <13>).
(Зуйков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)- Конституция РФ гарантирует равенство политических партий независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач; при этом параметры многопартийности, основанные на идеологическом многообразии, должны в конкретно организационных проявлениях способствовать тому, чтобы обеспечивалось структурирование и консолидация воли многонационального народа, государство правомочно поощрять направления развития партийной системы, благоприятствующие поддержке крупных и хорошо организованных партий, способных выражать всеобщие интересы; соответственно, поощряется партийное строительство, раскрывающее интегративный, мобилизующий потенциал идеологии (Постановление от 16 июля 2007 г. N 11-П <13>).
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон о политических партиях был принят в РФ в 2001 году, действует со многими дополнениями и изменениями. Идеи, о которых сказано чуть выше, нашли достаточное отражение в Законе. Вслед за ст. 13 Конституции он фиксирует, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Также в преамбуле Закона записано, что государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Федеральный закон о политических партиях был принят в РФ в 2001 году, действует со многими дополнениями и изменениями. Идеи, о которых сказано чуть выше, нашли достаточное отражение в Законе. Вслед за ст. 13 Конституции он фиксирует, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Также в преамбуле Закона записано, что государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)128) обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательном органе субъекта Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)128) обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательном органе субъекта Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами;
Статья: Предложение по реформированию избирательной системы Российской Федерации
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Считаем, что партия должна наделяться правом выдвинуть список кандидатов (в т.ч. состоящего из одного кандидата). В избирательном процессе далее она участвовать не будет, партийные кандидаты обязаны самостоятельно формировать избирательные фонды, вести агитацию и т.д. При этом партийные кандидаты не должны иметь право самостоятельно выдвигать свои кандидатуры (это нарушит равенство политических партий).
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Считаем, что партия должна наделяться правом выдвинуть список кандидатов (в т.ч. состоящего из одного кандидата). В избирательном процессе далее она участвовать не будет, партийные кандидаты обязаны самостоятельно формировать избирательные фонды, вести агитацию и т.д. При этом партийные кандидаты не должны иметь право самостоятельно выдвигать свои кандидатуры (это нарушит равенство политических партий).
Статья: Основы конституционной аксиологии: защита ценности
(Пермиловский М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)<11> Коновальчиков Я.А. Принцип равенства политических партий в избирательном процессе // Российский юридический журнал. 2021. N 4. С. 48.
(Пермиловский М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)<11> Коновальчиков Я.А. Принцип равенства политических партий в избирательном процессе // Российский юридический журнал. 2021. N 4. С. 48.