Равенство налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Равенство налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которыми не признаются объектом налогообложения лишь такие земельные участки налогоплательщика, которые заняты объектами, эксплуатируемыми непосредственно при проведении работ в области атомной энергии. Изъятые из оборота участки, используемые в коммунальных, бытовых, вспомогательных и иных целях, подлежат обложению земельным налогом. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что в силу подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ применение подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ допускается только в отношении земельных участков, занятых объектами, для обеспечения деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование. Выведение из-под обложения земельным налогом всех изъятых из оборота земельных участков, переданных соответствующим организациям в связи с созданием закрытых административно-территориальных образований, - независимо от того, расположены ли на них объекты, в соответствии с видами деятельности которых они образованы, - не соответствует конституционным принципам равенства налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которыми не признаются объектом налогообложения лишь такие земельные участки налогоплательщика, которые заняты объектами, эксплуатируемыми непосредственно при проведении работ в области атомной энергии. Изъятые из оборота участки, используемые в коммунальных, бытовых, вспомогательных и иных целях, подлежат обложению земельным налогом. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что в силу подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ применение подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ допускается только в отношении земельных участков, занятых объектами, для обеспечения деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование. Выведение из-под обложения земельным налогом всех изъятых из оборота земельных участков, переданных соответствующим организациям в связи с созданием закрытых административно-территориальных образований, - независимо от того, расположены ли на них объекты, в соответствии с видами деятельности которых они образованы, - не соответствует конституционным принципам равенства налогообложения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель оспорил решения инспекции, которыми ему как налоговому агенту был доначислен НДФЛ в связи с услугами, оказанными ему по гражданско-правовым договорам лицами - плательщиками налога на профессиональный доход. Налоговый орган пришел к выводу, что указанные договоры фактически являлись трудовыми, а предпринимателем совершены умышленные действия, направленные на уклонение от уплаты НДФЛ. По мнению налогового органа, специфика правового статуса предпринимателя как налогового агента состоит в обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с полной суммы налогооблагаемых доходов, выплаченных своим работникам, а суммы НПД, уплаченные физическими лицами, не могут уменьшать сумму НДФЛ, доначисленного предпринимателю в связи с ненадлежащим исполнением им обязанностей налогового агента. Суд указал, что налог на профессиональный доход имеет сходную природу (налоговую базу) с НДФЛ, в связи с чем для целей установления истинного размера налогового обязательства, вменяемого предпринимателю, необходимо учесть те суммы, которые были уплачены лицами, имитирующими по инициативе предпринимателя деятельность, облагаемую НПД. Выявление необоснованной налоговой выгоды, противодействие злоупотреблениям в сфере налогообложения не могут служить основанием для определения налоговой обязанности в более высоком размере, превышающем потери казны от неуплаты налогов; иное означало бы применение санкции, что выходит за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности и равенства налогообложения. Размер начисляемого НДФЛ был уменьшен на суммы, внесенные работниками под видом НПД.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель оспорил решения инспекции, которыми ему как налоговому агенту был доначислен НДФЛ в связи с услугами, оказанными ему по гражданско-правовым договорам лицами - плательщиками налога на профессиональный доход. Налоговый орган пришел к выводу, что указанные договоры фактически являлись трудовыми, а предпринимателем совершены умышленные действия, направленные на уклонение от уплаты НДФЛ. По мнению налогового органа, специфика правового статуса предпринимателя как налогового агента состоит в обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с полной суммы налогооблагаемых доходов, выплаченных своим работникам, а суммы НПД, уплаченные физическими лицами, не могут уменьшать сумму НДФЛ, доначисленного предпринимателю в связи с ненадлежащим исполнением им обязанностей налогового агента. Суд указал, что налог на профессиональный доход имеет сходную природу (налоговую базу) с НДФЛ, в связи с чем для целей установления истинного размера налогового обязательства, вменяемого предпринимателю, необходимо учесть те суммы, которые были уплачены лицами, имитирующими по инициативе предпринимателя деятельность, облагаемую НПД. Выявление необоснованной налоговой выгоды, противодействие злоупотреблениям в сфере налогообложения не могут служить основанием для определения налоговой обязанности в более высоком размере, превышающем потери казны от неуплаты налогов; иное означало бы применение санкции, что выходит за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности и равенства налогообложения. Размер начисляемого НДФЛ был уменьшен на суммы, внесенные работниками под видом НПД.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип равенства налогообложения и его реализация в условиях цифровизации
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10
Статья: Налоговые льготы как мера экономического стимулирования. Проблемы правоприменения
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)1. Налоговая льгота как оправданное изъятие из принципа
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)1. Налоговая льгота как оправданное изъятие из принципа
Нормативные акты
Справочная информация: "Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страхового взноса) или налогового агента о перечислении налога (сбора), страхового взноса, пеней, штрафа, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога (сбора), страхового взноса, пеней, штрафа в бюджет
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страхового взноса) или налогового агента о перечислении налога (сбора), страхового взноса, пеней, штрафа, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога (сбора), страхового взноса, пеней, штрафа в бюджет
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2024 года"Как отметил Конституционный Суд, с учетом того что получателями налоговых доходов от НДФЛ (в пределах определенных бюджетным законодательством нормативов) являются бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований, федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации возможность распоряжаться соответствующими доходами, в частности посредством сокращения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества. Такой подход к правовому регулированию отношений по льготному налогообложению, способствующий в том числе усилению адресности предоставления льготы по НДФЛ, сам по себе не может расцениваться как несовместимый с требованиями Конституции Российской Федерации. Вытекающая из оспариваемого законоположения возможность различий в правовом регулировании минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от уплаты НДФЛ в субъектах Российской Федерации, приводящая, в частности, к тому, что физическое лицо - собственник объекта недвижимого имущества, расположенного на территории одного субъекта Российской Федерации, в котором предусмотрено снижение такого срока, проживающий и состоящий на учете в качестве налогоплательщика на территории другого субъекта Российской Федерации, где подобное снижение срока не предусмотрено, не может претендовать на данную льготу, сама по себе не свидетельствует о дискриминационном характере такой льготы и нарушении принципа всеобщности и равенства налогообложения.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5.2. Принцип равенства и всеобщности налогообложения
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5.2. Принцип равенства и всеобщности налогообложения
Готовое решение: Как налоговый агент удерживает НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)При этом вас оштрафуют за неудержание, только если при выплате дохода физлицу у вас была возможность удержать налог. Если такой возможности не было (например, доход выплачен в натуральной форме), то привлечь вас к ответственности нельзя. Но если до 31 января следующего года такая возможность появилась, а вы все равно налог не удержали, в этом случае вам также грозит штраф (ст. 123 НК РФ, п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом вас оштрафуют за неудержание, только если при выплате дохода физлицу у вас была возможность удержать налог. Если такой возможности не было (например, доход выплачен в натуральной форме), то привлечь вас к ответственности нельзя. Но если до 31 января следующего года такая возможность появилась, а вы все равно налог не удержали, в этом случае вам также грозит штраф (ст. 123 НК РФ, п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Статья: Конкуренция процедур пересмотра кадастровой стоимости: статьи 16 и 21 Закона о кадастровой оценке
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 4)По своему буквальному смыслу процедура пересмотра кадастровой стоимости, урегулированная ст. 16 Закона о кадастровой оценке <1>, вводилась законодателем в целях актуализации кадастровой стоимости, т.е. приведения ее в соответствие с изменившимся экономическим основанием налога на недвижимость <2>. Например, изменение вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство меняет потенциальную доходность объекта недвижимости как экономического основания налогов на недвижимость. Если кадастровая стоимость будет нечувствительной к таким изменениям, то это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку объект, фактически имеющий более высокую потенциальную доходность, будет облагаться налогом как имеющий низкую доходность. Поэтому региональное бюджетное учреждение, уполномоченное на определение кадастровой стоимости (далее - учреждение), в инициативном порядке осуществляет пересмотр кадастровой стоимости участка в соответствии со ст. 16 Закона о кадастровой оценке, получив сведения об изменении "качественных и (или) количественных характеристик" облагаемого налогом объекта недвижимости. Такая процедура пересмотра учитывает изменения лишь тех характеристик, сведения о которых содержатся в ЕГРН и в отношении которых, соответственно, действует презумпция достоверности <3>.
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 4)По своему буквальному смыслу процедура пересмотра кадастровой стоимости, урегулированная ст. 16 Закона о кадастровой оценке <1>, вводилась законодателем в целях актуализации кадастровой стоимости, т.е. приведения ее в соответствие с изменившимся экономическим основанием налога на недвижимость <2>. Например, изменение вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство меняет потенциальную доходность объекта недвижимости как экономического основания налогов на недвижимость. Если кадастровая стоимость будет нечувствительной к таким изменениям, то это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку объект, фактически имеющий более высокую потенциальную доходность, будет облагаться налогом как имеющий низкую доходность. Поэтому региональное бюджетное учреждение, уполномоченное на определение кадастровой стоимости (далее - учреждение), в инициативном порядке осуществляет пересмотр кадастровой стоимости участка в соответствии со ст. 16 Закона о кадастровой оценке, получив сведения об изменении "качественных и (или) количественных характеристик" облагаемого налогом объекта недвижимости. Такая процедура пересмотра учитывает изменения лишь тех характеристик, сведения о которых содержатся в ЕГРН и в отношении которых, соответственно, действует презумпция достоверности <3>.
Статья: Налоговый контроль за ценами в обычных сделках
(Никитина С.В.)
("Главная книга", 2024, N 13)Иногда удается отбиться от претензий по отклонениям цен,
(Никитина С.В.)
("Главная книга", 2024, N 13)Иногда удается отбиться от претензий по отклонениям цен,
Статья: Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)С 4 марта 2024 г. вступил в силу Протокол от 9 декабря 2022 г. <1>, гармонизирующий порядок обложения НДС услуг в электронной форме (далее - электронные или цифровые услуги), оказываемых поставщиком из одного государства - члена ЕАЭС покупателю в другом государстве - члене ЕАЭС. При этом в национальном законодательстве стран ЕАЭС, в том числе в России, сохраняются нормы, применимые при оказании электронных услуг иностранными поставщиками из стран за пределами ЕАЭС. В ряде случаев правовое регулирование в двух данных ситуациях различается, что может привести к нарушению принципа равенства налогообложения и искажению конкуренции на соответствующих рынках. Например, поиск маркетологом из Казахстана информации для российского заказчика о потенциальных покупателях как в онлайн-, так и в офлайн-источниках с последующим направлением отчета по факсу может быть признан электронной услугой, а в случае оказания данной услуги поставщиком из Турции или Узбекистана - уже нет. С учетом этого особенно важное значение приобретают детальный анализ критериев электронных услуг и обеспечение единообразия понятий в нормативных актах России и ЕАЭС.
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)С 4 марта 2024 г. вступил в силу Протокол от 9 декабря 2022 г. <1>, гармонизирующий порядок обложения НДС услуг в электронной форме (далее - электронные или цифровые услуги), оказываемых поставщиком из одного государства - члена ЕАЭС покупателю в другом государстве - члене ЕАЭС. При этом в национальном законодательстве стран ЕАЭС, в том числе в России, сохраняются нормы, применимые при оказании электронных услуг иностранными поставщиками из стран за пределами ЕАЭС. В ряде случаев правовое регулирование в двух данных ситуациях различается, что может привести к нарушению принципа равенства налогообложения и искажению конкуренции на соответствующих рынках. Например, поиск маркетологом из Казахстана информации для российского заказчика о потенциальных покупателях как в онлайн-, так и в офлайн-источниках с последующим направлением отчета по факсу может быть признан электронной услугой, а в случае оказания данной услуги поставщиком из Турции или Узбекистана - уже нет. С учетом этого особенно важное значение приобретают детальный анализ критериев электронных услуг и обеспечение единообразия понятий в нормативных актах России и ЕАЭС.
Статья: Реализация принципа справедливости в налоговом праве Российской Федерации
(Андриевский К.В., Бондарчук И.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)С точки зрения юридической науки и практики налогообложение представляет собой "процесс установления и взимания налогов, основанный на нормах действующего права, в том числе на принципах, объективно и субъективно выраженных в них" <9>. Существует, кроме того, понятие принципов налогообложения - основных идей, определяющих характер соответствующих правовых норм. В отечественном законодательстве принципы налогообложения перечислены в ст. 3 Налогового кодекса: законность налогообложения (п. 1, 3, 5, 6); всеобщность и равенство налогообложения (п. 1, 2); обоснованность и соразмерность налогообложения (п. 1); единство налоговой системы (п. 4); определенность налоговых норм (п. 6, 7) <10>. Принцип справедливости прямо не закреплен в тексте налогового законодательства. Тем не менее смысл множества формулировок восходит к понятию справедливости. Так, именно справедливость диктует положения о всеобщности и равенстве налогообложения, о фактической способности налогоплательщика к уплате налога и т.п.
(Андриевский К.В., Бондарчук И.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)С точки зрения юридической науки и практики налогообложение представляет собой "процесс установления и взимания налогов, основанный на нормах действующего права, в том числе на принципах, объективно и субъективно выраженных в них" <9>. Существует, кроме того, понятие принципов налогообложения - основных идей, определяющих характер соответствующих правовых норм. В отечественном законодательстве принципы налогообложения перечислены в ст. 3 Налогового кодекса: законность налогообложения (п. 1, 3, 5, 6); всеобщность и равенство налогообложения (п. 1, 2); обоснованность и соразмерность налогообложения (п. 1); единство налоговой системы (п. 4); определенность налоговых норм (п. 6, 7) <10>. Принцип справедливости прямо не закреплен в тексте налогового законодательства. Тем не менее смысл множества формулировок восходит к понятию справедливости. Так, именно справедливость диктует положения о всеобщности и равенстве налогообложения, о фактической способности налогоплательщика к уплате налога и т.п.
Вопрос: О зачете налога, уплаченного в иностранном государстве, при уплате налога на прибыль, если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток и налоговая база равна нулю.
(Письмо Минфина России от 11.06.2024 N 03-03-06/2/53863)Вопрос: О зачете налога, уплаченного в иностранном государстве, при уплате налога на прибыль, если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток и налоговая база равна нулю.
(Письмо Минфина России от 11.06.2024 N 03-03-06/2/53863)Вопрос: О зачете налога, уплаченного в иностранном государстве, при уплате налога на прибыль, если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток и налоговая база равна нулю.
Готовое решение: Что означает принцип справедливости в налоговом праве
(КонсультантПлюс, 2025)равенство налогообложения, то есть равенство налогоплательщиков перед законодательством о налогах и сборах. Этот принцип имеет, в частности, следующие аспекты (ч. 2 ст. 6, ст. 19 Конституции РФ, п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 N 10-П, п. 31 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 7841/08):
(КонсультантПлюс, 2025)равенство налогообложения, то есть равенство налогоплательщиков перед законодательством о налогах и сборах. Этот принцип имеет, в частности, следующие аспекты (ч. 2 ст. 6, ст. 19 Конституции РФ, п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 N 10-П, п. 31 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 7841/08):
Статья: Спор о признании незаконным отказа в предоставлении и взыскании имущественного или социального налогового вычета по НДФЛ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Смысл имущественного налогового вычета состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы при строительстве либо приобретении на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них в целях стимулирования граждан к улучшению их жилищных условий. Освобождение от уплаты налогов по своей природе является льготой, исключением из вытекающих из Конституции РФ принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Смысл имущественного налогового вычета состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы при строительстве либо приобретении на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них в целях стимулирования граждан к улучшению их жилищных условий. Освобождение от уплаты налогов по своей природе является льготой, исключением из вытекающих из Конституции РФ принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения.