Расторжение соглашения Тосэр
Подборка наиболее важных документов по запросу Расторжение соглашения Тосэр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности осуществления налогового контроля на территориях с особым статусом
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Контрольные мероприятия в виде плановых проверок резидентов осуществляются совместно с федеральным уполномоченным органом, иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля (п. 3 ст. 24) <10>, однако налоговый контроль осуществляется самостоятельно налоговыми органами. Предметом налогового контроля по налогу на прибыль организаций (ст. 284.4 НК РФ) является выполнение налогоплательщиком специального условия - доли доходов от деятельности на соответствующей территории (90%) и общего - ведение раздельного учета доходов и расходов. В качестве налоговых последствий досрочного прекращения статуса резидента определено прекращение права на пониженные налоговые ставки. При этом налоговый законодатель определяет два обстоятельства: а) моментом возникновения налоговой обязанности по общим правилам является начало того квартала, в котором налогоплательщик был исключен соответственно из реестра резидентов ТОСЭР либо СПВ; б) исчисление суммы неуплаченного налога производится начиная с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором допущено нарушение (п. 7 ст. 284.4 НК РФ), т.е. за предшествующий календарный год. Обратим внимание на то, что процедуры исключения организации из реестра резидентов различаются по срокам, в отношении резидентов СВП федеральный уполномоченный орган должен внести запись в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении Соглашения, а в отношении резидентов ТОСЭР - в течение трех дней. Поскольку прекращение статуса резидента сопряжено с возникновением налоговой обязанности за период утраченного права на пониженные ставки, и в этом смысле срок внесения записи в реестр может иметь принципиальное решение, если падает на дату предшествующего квартала (отчетного периода) или года (налогового периода), то размер налогового обязательства увеличивается, поскольку именно с этим обстоятельством связывает НК РФ момент возникновения налоговой обязанности.
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Контрольные мероприятия в виде плановых проверок резидентов осуществляются совместно с федеральным уполномоченным органом, иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля (п. 3 ст. 24) <10>, однако налоговый контроль осуществляется самостоятельно налоговыми органами. Предметом налогового контроля по налогу на прибыль организаций (ст. 284.4 НК РФ) является выполнение налогоплательщиком специального условия - доли доходов от деятельности на соответствующей территории (90%) и общего - ведение раздельного учета доходов и расходов. В качестве налоговых последствий досрочного прекращения статуса резидента определено прекращение права на пониженные налоговые ставки. При этом налоговый законодатель определяет два обстоятельства: а) моментом возникновения налоговой обязанности по общим правилам является начало того квартала, в котором налогоплательщик был исключен соответственно из реестра резидентов ТОСЭР либо СПВ; б) исчисление суммы неуплаченного налога производится начиная с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором допущено нарушение (п. 7 ст. 284.4 НК РФ), т.е. за предшествующий календарный год. Обратим внимание на то, что процедуры исключения организации из реестра резидентов различаются по срокам, в отношении резидентов СВП федеральный уполномоченный орган должен внести запись в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении Соглашения, а в отношении резидентов ТОСЭР - в течение трех дней. Поскольку прекращение статуса резидента сопряжено с возникновением налоговой обязанности за период утраченного права на пониженные ставки, и в этом смысле срок внесения записи в реестр может иметь принципиальное решение, если падает на дату предшествующего квартала (отчетного периода) или года (налогового периода), то размер налогового обязательства увеличивается, поскольку именно с этим обстоятельством связывает НК РФ момент возникновения налоговой обязанности.
Вопрос: О применении ставок по налогу на прибыль при прекращении статуса резидента ТОР и получении статуса резидента Арктической зоны РФ.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-03-06/1/51239)При этом, в случае если статус резидента ТОР прекращается, управляющая компания вносит в реестр резидентов запись о прекращении статуса резидента ТОР в течение трех рабочих дней с даты окончания срока действия соглашения на ТОР, либо даты подписания сторонами соглашения о расторжении соглашения на ТОР, либо даты вступления в законную силу решения суда о расторжении соглашения на ТОР и уведомляет в тот же срок об этом органы, указанные в частях 14 и 15 статьи 13 (часть 17 статьи 13 Федерального закона 473-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-03-06/1/51239)При этом, в случае если статус резидента ТОР прекращается, управляющая компания вносит в реестр резидентов запись о прекращении статуса резидента ТОР в течение трех рабочих дней с даты окончания срока действия соглашения на ТОР, либо даты подписания сторонами соглашения о расторжении соглашения на ТОР, либо даты вступления в законную силу решения суда о расторжении соглашения на ТОР и уведомляет в тот же срок об этом органы, указанные в частях 14 и 15 статьи 13 (часть 17 статьи 13 Федерального закона 473-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"5. В случае расторжения соглашения об осуществлении деятельности расходы, понесенные в связи с его выполнением резидентом территории опережающего развития, не возмещаются, за исключением случая, если основанием расторжения соглашения об осуществлении деятельности послужило ненадлежащее исполнение его условий управляющей компанией. Резидент территории опережающего развития, не исполнивший обязательств по соглашению либо исполнивший их ненадлежащим образом, также несет иную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности.
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"5. В случае расторжения соглашения об осуществлении деятельности расходы, понесенные в связи с его выполнением резидентом территории опережающего развития, не возмещаются, за исключением случая, если основанием расторжения соглашения об осуществлении деятельности послужило ненадлежащее исполнение его условий управляющей компанией. Резидент территории опережающего развития, не исполнивший обязательств по соглашению либо исполнивший их ненадлежащим образом, также несет иную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, приглашенного в Российскую Федерацию в рамках инвестиционного соглашения о реализации инвестиционного проекта на территории Дальневосточного федерального округа, заключенного с иностранной компанией, представителем или работником которой является указанный иностранный гражданин, резидентом территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или резидентом свободного порта Владивосток, сокращается в случае завершения либо прекращения (расторжения) указанного инвестиционного соглашения, если отсутствуют иные основания временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, приглашенного в Российскую Федерацию в рамках инвестиционного соглашения о реализации инвестиционного проекта на территории Дальневосточного федерального округа, заключенного с иностранной компанией, представителем или работником которой является указанный иностранный гражданин, резидентом территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или резидентом свободного порта Владивосток, сокращается в случае завершения либо прекращения (расторжения) указанного инвестиционного соглашения, если отсутствуют иные основания временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.
Вопрос: О применении ставок по налогу на прибыль при утрате статуса резидента ТОР в связи с заключением соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне РФ.
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-03-05/44518)При этом в случае, если статус резидента ТОР прекращается, управляющая компания вносит в реестр резидентов запись о прекращении статуса резидента ТОР в течение трех рабочих дней с даты окончания срока действия соглашения на ТОР, либо даты подписания сторонами соглашения о расторжении соглашения на ТОР, либо даты вступления в законную силу решения суда о расторжении соглашения на ТОР и уведомляет в тот же срок об этом органы, указанные в частях 14 и 15 статьи 18 (часть 18 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-03-05/44518)При этом в случае, если статус резидента ТОР прекращается, управляющая компания вносит в реестр резидентов запись о прекращении статуса резидента ТОР в течение трех рабочих дней с даты окончания срока действия соглашения на ТОР, либо даты подписания сторонами соглашения о расторжении соглашения на ТОР, либо даты вступления в законную силу решения суда о расторжении соглашения на ТОР и уведомляет в тот же срок об этом органы, указанные в частях 14 и 15 статьи 18 (часть 18 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ).
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (I квартал 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Между заказчиком и ООО "Транстрой" заключен государственный контракт от 23.06.2021 на выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития "Надеждинская" (далее - Контракт, Работы).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Между заказчиком и ООО "Транстрой" заключен государственный контракт от 23.06.2021 на выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития "Надеждинская" (далее - Контракт, Работы).
Статья: Налоговая политика как инструмент стимулирования и стабилизации
(Батайкин П.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Действие преференциального режима в рамках СЗПК применяется до наступления наиболее ранней из следующих дат: либо даты истечения указанного в реестре срока применения стабилизационной оговорки, установленного соответствующим СЗПК, либо до даты включения сведений о расторжении соглашения. Привязка стабилизационной оговорки не к сроку действия соглашения, а к конкретному сроку, установленному соглашением, является новым веянием налоговой политики государства. Аналогичный подход был представлен, например, в п. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" <36>, где было установлено, что соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития могут устанавливаться условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот.
(Батайкин П.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Действие преференциального режима в рамках СЗПК применяется до наступления наиболее ранней из следующих дат: либо даты истечения указанного в реестре срока применения стабилизационной оговорки, установленного соответствующим СЗПК, либо до даты включения сведений о расторжении соглашения. Привязка стабилизационной оговорки не к сроку действия соглашения, а к конкретному сроку, установленному соглашением, является новым веянием налоговой политики государства. Аналогичный подход был представлен, например, в п. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" <36>, где было установлено, что соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития могут устанавливаться условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот.
Статья: Развитие налогообложения резидентов территориальных преференциальных режимов
(Онищенко К.В.)
("Юрист", 2025, N 5)В настоящее время для разных ТПР предусмотрены разнообразные и многочисленные условия для получения налоговых льгот, к которым относятся, в том числе, требование соблюдать условия соглашений об осуществлении деятельности, например, в ст. 15 Закона о ТОР содержится перечень существенных нарушений, которые могут приводить к расторжению соглашения, в том числе связанные с нарушением условий соглашения <15>. Таким образом, предлагаемое Минфином России дополнительное ограничение на применение налоговых льгот является по своему смыслу более оперативной реакцией на нарушение условий соглашений. Цель стимулирования вложений в технологии обусловлена необходимостью обеспечения технологического суверенитета, выступающего важной составляющей экономической безопасности <16>. Вместе с тем представляется, что эффективность предложенного регулирования может быть достигнута только при выполнении ряда факторов: установление особенностей контроля предоставляемых сведений (истребование документов, пояснений и т.д.), поскольку формализация процедур контроля является условием для защиты прав налогоплательщика; отсутствие формального подхода (установление разумных и дифференцированных величин отклонения); наличие взаимосогласительных коллективных процедур, в рамках которых будет возможность оценить причины и степень отклонения, выработать подходы к разрешению возникшей ситуации. Это означает также необходимость соотношения с основным регулированием деятельности резидента, а именно определить, будет ли в таком случае это являться основанием для прекращения соглашения? В предложении предлагается фиксировать "некое нарушение" и "несоответствие", что само по себе может быть основанием для расторжения соглашений, особенно если будет дополнительно определено в нем как основание для расторжения. Так, в судебной практике есть примеры, когда нарушение условий соглашения происходило по не зависящим от резидента обстоятельствам, обусловленным действиями другой стороны соглашения <17>, поэтому формальный подход может служить коррупционным фактором, снижающим доверие к государству. Кроме того отказ в предоставлении преференции, хоть и не единственной в режимном регулировании, может приводить к утрате интереса к проекту, поэтому проектируемое регулирование должно учитывать возможные последствия.
(Онищенко К.В.)
("Юрист", 2025, N 5)В настоящее время для разных ТПР предусмотрены разнообразные и многочисленные условия для получения налоговых льгот, к которым относятся, в том числе, требование соблюдать условия соглашений об осуществлении деятельности, например, в ст. 15 Закона о ТОР содержится перечень существенных нарушений, которые могут приводить к расторжению соглашения, в том числе связанные с нарушением условий соглашения <15>. Таким образом, предлагаемое Минфином России дополнительное ограничение на применение налоговых льгот является по своему смыслу более оперативной реакцией на нарушение условий соглашений. Цель стимулирования вложений в технологии обусловлена необходимостью обеспечения технологического суверенитета, выступающего важной составляющей экономической безопасности <16>. Вместе с тем представляется, что эффективность предложенного регулирования может быть достигнута только при выполнении ряда факторов: установление особенностей контроля предоставляемых сведений (истребование документов, пояснений и т.д.), поскольку формализация процедур контроля является условием для защиты прав налогоплательщика; отсутствие формального подхода (установление разумных и дифференцированных величин отклонения); наличие взаимосогласительных коллективных процедур, в рамках которых будет возможность оценить причины и степень отклонения, выработать подходы к разрешению возникшей ситуации. Это означает также необходимость соотношения с основным регулированием деятельности резидента, а именно определить, будет ли в таком случае это являться основанием для прекращения соглашения? В предложении предлагается фиксировать "некое нарушение" и "несоответствие", что само по себе может быть основанием для расторжения соглашений, особенно если будет дополнительно определено в нем как основание для расторжения. Так, в судебной практике есть примеры, когда нарушение условий соглашения происходило по не зависящим от резидента обстоятельствам, обусловленным действиями другой стороны соглашения <17>, поэтому формальный подход может служить коррупционным фактором, снижающим доверие к государству. Кроме того отказ в предоставлении преференции, хоть и не единственной в режимном регулировании, может приводить к утрате интереса к проекту, поэтому проектируемое регулирование должно учитывать возможные последствия.