Расторжение брака с гражданином Белоруссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Расторжение брака с гражданином Белоруссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)В Республике Беларусь правовое регулирование брачно-семейных отношений с иностранным элементом базируется на разд. VI КоБС 1999 г., который был значительно изменен в 2012 г. Вместе с тем данный раздел содержит только незначительное количество норм, которые условно можно признать односторонними коллизионными нормами. Несмотря на свое наименование ("Применение законодательства Республики Беларусь о браке и семье к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров"), данный раздел практически не содержит положений, устанавливающих возможность применения иностранного брачно-семейного законодательства. Единственным коллизионным началом, которое возможно проследить в разд. VI, остается принцип lex fori. Он фигурирует в вопросах: заключения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь; расторжения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства и браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь; установления материнства и отцовства в Республике Беларусь; международного усыновления на территории Республики Беларусь; установления опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь; установления международных опеки и попечительства над несовершеннолетними, проживающими на территории Республики Беларусь. Очевидно, что привязка указанных отношений к правовой системе Республики Беларусь детерминирована территориально, т.е. заключение или расторжение брака, установление материнства и отцовства и другие вышеназванные юридически значимые действия осуществляются на территории Республики Беларусь ее компетентными органами, следовательно, находятся под действием суверенитета государства. Привязка к национальному законодательству также может быть обусловлена фактором гражданства. Так, опека и попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь, устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 1 ст. 234 КоБС 1999 г.). Вместе с тем разд. VI КоБС 1999 г. по-прежнему не содержит двусторонних коллизионных норм.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)В Республике Беларусь правовое регулирование брачно-семейных отношений с иностранным элементом базируется на разд. VI КоБС 1999 г., который был значительно изменен в 2012 г. Вместе с тем данный раздел содержит только незначительное количество норм, которые условно можно признать односторонними коллизионными нормами. Несмотря на свое наименование ("Применение законодательства Республики Беларусь о браке и семье к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров"), данный раздел практически не содержит положений, устанавливающих возможность применения иностранного брачно-семейного законодательства. Единственным коллизионным началом, которое возможно проследить в разд. VI, остается принцип lex fori. Он фигурирует в вопросах: заключения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь; расторжения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства и браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь; установления материнства и отцовства в Республике Беларусь; международного усыновления на территории Республики Беларусь; установления опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь; установления международных опеки и попечительства над несовершеннолетними, проживающими на территории Республики Беларусь. Очевидно, что привязка указанных отношений к правовой системе Республики Беларусь детерминирована территориально, т.е. заключение или расторжение брака, установление материнства и отцовства и другие вышеназванные юридически значимые действия осуществляются на территории Республики Беларусь ее компетентными органами, следовательно, находятся под действием суверенитета государства. Привязка к национальному законодательству также может быть обусловлена фактором гражданства. Так, опека и попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь, устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 1 ст. 234 КоБС 1999 г.). Вместе с тем разд. VI КоБС 1999 г. по-прежнему не содержит двусторонних коллизионных норм.
Статья: Порядок осуществления родителями права и обязанности по определению фамилии ребенка и ее изменения
(Короткевич М.П.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)Согласно ч. 2 ст. 193 КоБС перемена фамилии, собственного имени, отчества, так же как и рождение, заключение брака, усыновление, установление материнства и (или) отцовства, смерть, а также расторжение браков в соответствии со ст. 35.1 КоБС, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., подлежат обязательной регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния.
(Короткевич М.П.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)Согласно ч. 2 ст. 193 КоБС перемена фамилии, собственного имени, отчества, так же как и рождение, заключение брака, усыновление, установление материнства и (или) отцовства, смерть, а также расторжение браков в соответствии со ст. 35.1 КоБС, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., подлежат обязательной регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния.
Нормативные акты
Приказ Минюста России от 28.12.2018 N 307
(ред. от 20.12.2024)
"Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2019 N 53284)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)74.50. Специалист проставляет на странице "Семейное положение" паспорта гражданина Российской Федерации и паспорта гражданина Республики Беларусь штамп о расторжении брака.
(ред. от 20.12.2024)
"Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2019 N 53284)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)74.50. Специалист проставляет на странице "Семейное положение" паспорта гражданина Российской Федерации и паспорта гражданина Республики Беларусь штамп о расторжении брака.
Статья: Соотношение частных и публичных начал по делам о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества, спорам о детях и в интересах детей
(Стрельцова Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2008, N 5)1. Расторжение брака, признание брака недействительным. Действующее законодательство относит к подведомственности судов общей юрисдикции дела о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей либо при несогласии одного из супругов расторгнуть брак, а также при уклонении одного из супругов от регистрации развода в органах загса (ст. ст. 21, 22 СК РФ). При этом в действительности законодатель не допускает отказа суда в расторжении брака при наличии оснований, предусмотренных ст. 16 СК (выраженной воли стороны на расторжение брака <2>), и при соблюдении судом процессуального порядка рассмотрения дела. Российские суды, и прежде всего суды нижестоящих инстанций, вынуждены рассматривать довольно объемную часть дел, не требующих применения такого гарантированного порядка, которым является судебный процесс. К такой категории дел, как представляется, можно отнести и дела о расторжении брака. Так, например, только в Пермской области в 2003 г. мировые судьи рассмотрели 10218 дел о расторжении брака и в 2004 г. - 9366 дел (для сравнения: за тот же период мировыми судьями Пермской области рассмотрено соответственно 30 и 173 спора, вытекающих из права собственности) <3>. Надо заметить, что вопрос о реальной целесообразности передачи к судебной компетенции дел о разводе всегда был причиной сомнений, высказываемых в процессуальной литературе. Можно сказать, что спорность этого порядка была заложена в нем самом изначально, с момента передачи этой категории дел к компетенции государственной власти. В исторической ретроспективе дела о расторжении брака не были в компетенции светской власти, как и природу брачных отношений не относили к области позитивного права, а значит, не было и безусловных формальных оснований для развода. В случае возбуждения дела о разводе в конфессиональном суде проводилось судебное расследование в рамках установленной процессуальной формы, и даже при наличии формальных причин для развода суд мог отклонить эту просьбу <4>. Изменение в общественном сознании отношения к браку привело к попыткам преодолеть сложную процедуру его расторжения, в итоге приведшего к тому, что предложения о передаче этого вопроса к компетенции светской власти высказывались еще до 1917 г. <5>. После 1917 г. установлена государственная компетенция по бракоразводным делам. Однако в определенной степени светское законодательство о расторжении брака скопировало конфессиональную судебную форму, что при внутренних диаметральных отличиях оснований к разводу сделало светскую судебную форму расторжения брака не отвечающей основаниям, предусматривающим прекращение брачных отношений в виде расторжения брака. Действующее законодательство сам факт нежелания одной из сторон брачных отношений находиться в браке признает достаточным основанием для расторжения брака - принцип добровольности брачного союза является не только основой его заключения, но и юридическим основанием его существования (ст. ст. 1, 12, 16 СК). Так, установленная ст. 22 СК обязанность суда установить невозможность дальнейшей совместной жизни и сохранения семьи в действительности доказывается все тем же волеизъявлением стороны и отличается лишь формой выражения: для данной ситуации доказательством является волеизъявление, выраженное в форме дачи объяснения в судебном заседании о желании расторгнуть брак (ст. 68 ГПК). Иная точка зрения, впрочем, существует, и в соответствии с нею не подтвержденное серьезными доводами нежелание одного или обоих супругов продолжать брак не могут считаться достаточным основанием для его расторжения <6>, однако тогда остается открытой проблема непринятия судом волеизъявления стороны как основания для расторжения брака, тем более что основным доказательством по делу для данной категории все-таки признается объяснение сторон <7>.
(Стрельцова Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2008, N 5)1. Расторжение брака, признание брака недействительным. Действующее законодательство относит к подведомственности судов общей юрисдикции дела о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей либо при несогласии одного из супругов расторгнуть брак, а также при уклонении одного из супругов от регистрации развода в органах загса (ст. ст. 21, 22 СК РФ). При этом в действительности законодатель не допускает отказа суда в расторжении брака при наличии оснований, предусмотренных ст. 16 СК (выраженной воли стороны на расторжение брака <2>), и при соблюдении судом процессуального порядка рассмотрения дела. Российские суды, и прежде всего суды нижестоящих инстанций, вынуждены рассматривать довольно объемную часть дел, не требующих применения такого гарантированного порядка, которым является судебный процесс. К такой категории дел, как представляется, можно отнести и дела о расторжении брака. Так, например, только в Пермской области в 2003 г. мировые судьи рассмотрели 10218 дел о расторжении брака и в 2004 г. - 9366 дел (для сравнения: за тот же период мировыми судьями Пермской области рассмотрено соответственно 30 и 173 спора, вытекающих из права собственности) <3>. Надо заметить, что вопрос о реальной целесообразности передачи к судебной компетенции дел о разводе всегда был причиной сомнений, высказываемых в процессуальной литературе. Можно сказать, что спорность этого порядка была заложена в нем самом изначально, с момента передачи этой категории дел к компетенции государственной власти. В исторической ретроспективе дела о расторжении брака не были в компетенции светской власти, как и природу брачных отношений не относили к области позитивного права, а значит, не было и безусловных формальных оснований для развода. В случае возбуждения дела о разводе в конфессиональном суде проводилось судебное расследование в рамках установленной процессуальной формы, и даже при наличии формальных причин для развода суд мог отклонить эту просьбу <4>. Изменение в общественном сознании отношения к браку привело к попыткам преодолеть сложную процедуру его расторжения, в итоге приведшего к тому, что предложения о передаче этого вопроса к компетенции светской власти высказывались еще до 1917 г. <5>. После 1917 г. установлена государственная компетенция по бракоразводным делам. Однако в определенной степени светское законодательство о расторжении брака скопировало конфессиональную судебную форму, что при внутренних диаметральных отличиях оснований к разводу сделало светскую судебную форму расторжения брака не отвечающей основаниям, предусматривающим прекращение брачных отношений в виде расторжения брака. Действующее законодательство сам факт нежелания одной из сторон брачных отношений находиться в браке признает достаточным основанием для расторжения брака - принцип добровольности брачного союза является не только основой его заключения, но и юридическим основанием его существования (ст. ст. 1, 12, 16 СК). Так, установленная ст. 22 СК обязанность суда установить невозможность дальнейшей совместной жизни и сохранения семьи в действительности доказывается все тем же волеизъявлением стороны и отличается лишь формой выражения: для данной ситуации доказательством является волеизъявление, выраженное в форме дачи объяснения в судебном заседании о желании расторгнуть брак (ст. 68 ГПК). Иная точка зрения, впрочем, существует, и в соответствии с нею не подтвержденное серьезными доводами нежелание одного или обоих супругов продолжать брак не могут считаться достаточным основанием для его расторжения <6>, однако тогда остается открытой проблема непринятия судом волеизъявления стороны как основания для расторжения брака, тем более что основным доказательством по делу для данной категории все-таки признается объяснение сторон <7>.
Статья: История развития института гражданства на территории Республики Беларусь
(Мермер Ю.Н.)
("Миграционное право", 2006, N 3)В первом белорусском Законе "О гражданстве" законодатели попытались наиболее полно учесть права женщин и детей в вопросах гражданства в соответствии с имеющимся мировым опытом и рядом конвенций, направленных на урегулирование этих вопросов. Закон прямо оговаривает, что заключение или расторжение брака с иностранным гражданином или лицом без гражданства не меняет гражданство мужа и жены, а лицо, которое заключило брак с гражданином Республики Беларусь, может при наличии на то желания приобрести белорусское гражданство на общих основаниях. Приобретение гражданства детьми, один из родителей которых является иностранным гражданином, имеет свои особенности. Когда оба родителя имеют белорусское гражданство, проблем не возникает. Ребенок получает гражданство по рождению по праву "почвы" либо по праву "крови". А в случае с иностранным элементом могут быть различные вариации, так как и во многих других странах мира действуют подобные принципы. Таким образом, ребенок мог получить по рождению множественное гражданство, что для нашего государства, не признающего двойного гражданства, не совсем приемлемо. Однако, учитывая Конвенцию "О правах ребенка", Конвенцию "О сокращении безгражданства", законодатели предоставили возможность сохранять двойное гражданство детям до 16-летнего возраста, после наступления которого в течение шести месяцев родители ребенка либо его законные представители были обязаны определиться с гражданством ребенка и предоставить в письменном виде заявление о своем решении в уполномоченный на это государственный орган. Немаловажным является и то, что государство заботится и об усыновленных иностранными гражданами детях. Они тоже сохраняют свое гражданство до 16 лет и при этом могут иметь гражданство своих усыновителей, если это позволяет внутреннее законодательство приемных родителей.
(Мермер Ю.Н.)
("Миграционное право", 2006, N 3)В первом белорусском Законе "О гражданстве" законодатели попытались наиболее полно учесть права женщин и детей в вопросах гражданства в соответствии с имеющимся мировым опытом и рядом конвенций, направленных на урегулирование этих вопросов. Закон прямо оговаривает, что заключение или расторжение брака с иностранным гражданином или лицом без гражданства не меняет гражданство мужа и жены, а лицо, которое заключило брак с гражданином Республики Беларусь, может при наличии на то желания приобрести белорусское гражданство на общих основаниях. Приобретение гражданства детьми, один из родителей которых является иностранным гражданином, имеет свои особенности. Когда оба родителя имеют белорусское гражданство, проблем не возникает. Ребенок получает гражданство по рождению по праву "почвы" либо по праву "крови". А в случае с иностранным элементом могут быть различные вариации, так как и во многих других странах мира действуют подобные принципы. Таким образом, ребенок мог получить по рождению множественное гражданство, что для нашего государства, не признающего двойного гражданства, не совсем приемлемо. Однако, учитывая Конвенцию "О правах ребенка", Конвенцию "О сокращении безгражданства", законодатели предоставили возможность сохранять двойное гражданство детям до 16-летнего возраста, после наступления которого в течение шести месяцев родители ребенка либо его законные представители были обязаны определиться с гражданством ребенка и предоставить в письменном виде заявление о своем решении в уполномоченный на это государственный орган. Немаловажным является и то, что государство заботится и об усыновленных иностранными гражданами детях. Они тоже сохраняют свое гражданство до 16 лет и при этом могут иметь гражданство своих усыновителей, если это позволяет внутреннее законодательство приемных родителей.
Вопрос: Гражданин Белоруссии заключил брак с россиянкой на территории РФ. Можно ли в ЗАГСе проставить штамп о заключении брака в его паспорт?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2025)При этом основанием для начала выполнения административной процедуры по проставлению штампа о заключении брака в паспорта заявителей является заявление о проставлении отметки в паспорт гражданина Российской Федерации (Приложение N 2 к Административному регламенту), поступившее при государственной регистрации заключения брака, предусмотренной п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 2267, и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном внесении отметок о заключении брака или расторжении брака в паспорта граждан Российской Федерации и Республики Беларусь (заключено 04.06.2009) ("Бюллетень международных договоров", 2016, N 11).
(Подборки и консультации Горячей линии, 2025)При этом основанием для начала выполнения административной процедуры по проставлению штампа о заключении брака в паспорта заявителей является заявление о проставлении отметки в паспорт гражданина Российской Федерации (Приложение N 2 к Административному регламенту), поступившее при государственной регистрации заключения брака, предусмотренной п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 2267, и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном внесении отметок о заключении брака или расторжении брака в паспорта граждан Российской Федерации и Республики Беларусь (заключено 04.06.2009) ("Бюллетень международных договоров", 2016, N 11).
"Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Бархатова Е.Ю.)
("Проспект", 2009)Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь могут заключать или расторгать брак с гражданами Республики Беларусь и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Бархатова Е.Ю.)
("Проспект", 2009)Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь могут заключать или расторгать брак с гражданами Республики Беларусь и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
"Международное частное право: В 2 т.: Учебник"
(том 2)
(отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова)
("Статут", 2015)В Республике Беларусь применимое право в делах о расторжении брака определяется в соответствии с разд. 6 "Применение законодательства о браке и семье Республики Беларусь к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров" Кодекса о браке и семье Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. В частности, в ст. 231 названного Закона предусмотрено следующее правило: расторжение браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
(том 2)
(отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова)
("Статут", 2015)В Республике Беларусь применимое право в делах о расторжении брака определяется в соответствии с разд. 6 "Применение законодательства о браке и семье Республики Беларусь к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров" Кодекса о браке и семье Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. В частности, в ст. 231 названного Закона предусмотрено следующее правило: расторжение браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья: Некоторые вопросы международного гражданского процесса Республики Беларусь
(Романова О.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2012, N 2)Кроме общих правил, установленных в ст. 545 ГПК, применяются и иные критерии определения международной подсудности (критерий гражданства, местонахождение имущества и др.). В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 231 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье дела о расторжении брака постоянно проживающих за границей граждан Республики Беларусь с постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь супругами независимо от гражданства последних могут рассматриваться судами Республики Беларусь по поручению Верховного Суда Республики Беларусь. Согласно ч. 1 ст. 47 ГПК иск к ответчику, место жительства которого неизвестно либо который не имеет места жительства в Республике Беларусь, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в Республике Беларусь.
(Романова О.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2012, N 2)Кроме общих правил, установленных в ст. 545 ГПК, применяются и иные критерии определения международной подсудности (критерий гражданства, местонахождение имущества и др.). В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 231 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье дела о расторжении брака постоянно проживающих за границей граждан Республики Беларусь с постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь супругами независимо от гражданства последних могут рассматриваться судами Республики Беларусь по поручению Верховного Суда Республики Беларусь. Согласно ч. 1 ст. 47 ГПК иск к ответчику, место жительства которого неизвестно либо который не имеет места жительства в Республике Беларусь, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в Республике Беларусь.
Статья: Нотариальные аспекты оказания юридической помощи в России гражданам иностранных государств (мигрантам)
(Имансу А.С.)
("Нотариус", 2016, N 2)При получении гражданства Российской Федерации требуется ряд документов, некоторые из них должны быть также заверены нотариально. В частности нотариально заверить необходимо документы, подаваемые для оформления гражданства РФ гражданами Беларуси, Казахстана и Кыргызстана [14]:
(Имансу А.С.)
("Нотариус", 2016, N 2)При получении гражданства Российской Федерации требуется ряд документов, некоторые из них должны быть также заверены нотариально. В частности нотариально заверить необходимо документы, подаваемые для оформления гражданства РФ гражданами Беларуси, Казахстана и Кыргызстана [14]:
Вопрос: Где белорусу в России можно поставить отметку о заключении брака с россиянкой? Будучи гражданином Беларуси, я зарегистрировал брак с россиянкой на территории России. Где теперь можно поставить отметку о заключении брака в мой белорусский паспорт?
("Юрист спешит на помощь", 2015, N 11)Ответ: Как поясняет консульский отдел Посольства Беларуси в России, 6 февраля 2010 г. вступило в силу заключенное путем обмена нотами Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством РФ о взаимном внесении отметок о заключении или расторжении брака в паспорта граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, в соответствии с которым органы ЗАГС РФ наделены всеми полномочиями проставления таких отметок в белорусские паспорта.
("Юрист спешит на помощь", 2015, N 11)Ответ: Как поясняет консульский отдел Посольства Беларуси в России, 6 февраля 2010 г. вступило в силу заключенное путем обмена нотами Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством РФ о взаимном внесении отметок о заключении или расторжении брака в паспорта граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, в соответствии с которым органы ЗАГС РФ наделены всеми полномочиями проставления таких отметок в белорусские паспорта.