Рассрочка пандемия
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассрочка пандемия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 819 ГК РФАктуально для льготных периодов, установленных в период пандемии
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 20.06.2023 N 33-10358/2023 (УИД 61RS0022-01-2022-010771-14)
Категория спора: Кредит.
Требования заимодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом.
Обстоятельства: У ответчика возникли обязательства по возврату образовавшейся задолженности по кредитному договору, доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении ответчиком условий кредитного договора, не представлено.
Решение: Удовлетворено.Доводы ответчика о невозможности оплаты кредита по причине пандемии, суд отклонил, отметив, что материалы дела не содержат доказательств того, что С. воспользовалась правом обращения в ПАО Сбербанк с заявлением о предоставлении рассрочки образовавшейся задолженности. Как указал суд, сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи с пандемией коронавируса не свидетельствует об уважительности полной остановки по платежам кредитных обязательств и одностороннего расторжения кредитного договора, как на то указывает ответчик.
Категория спора: Кредит.
Требования заимодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом.
Обстоятельства: У ответчика возникли обязательства по возврату образовавшейся задолженности по кредитному договору, доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении ответчиком условий кредитного договора, не представлено.
Решение: Удовлетворено.Доводы ответчика о невозможности оплаты кредита по причине пандемии, суд отклонил, отметив, что материалы дела не содержат доказательств того, что С. воспользовалась правом обращения в ПАО Сбербанк с заявлением о предоставлении рассрочки образовавшейся задолженности. Как указал суд, сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи с пандемией коронавируса не свидетельствует об уважительности полной остановки по платежам кредитных обязательств и одностороннего расторжения кредитного договора, как на то указывает ответчик.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ретроспективный анализ института оплаты за жилищные и коммунальные услуги: практический аспект в условиях пандемии
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Думается, что было бы целесообразным приостановление взыскания задолженностей населения, образовавшихся в период пандемии и экономического кризиса. Основной мерой поддержки населения здесь могла бы выступить обязанность управляющих организаций заключить соглашение о рассрочке платежей для граждан, пострадавших от пандемии.
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Думается, что было бы целесообразным приостановление взыскания задолженностей населения, образовавшихся в период пандемии и экономического кризиса. Основной мерой поддержки населения здесь могла бы выступить обязанность управляющих организаций заключить соглашение о рассрочке платежей для граждан, пострадавших от пандемии.
Нормативные акты
<Информация> ФНС России
"Мера поддержки в виде рассрочки продолжает действовать"Для плательщиков из пострадавших от пандемии отраслей экономики сохраняется возможность получения рассрочки исполнения требований по исполнительным документам после истечения срока действия моратория по банкротству.
"Мера поддержки в виде рассрочки продолжает действовать"Для плательщиков из пострадавших от пандемии отраслей экономики сохраняется возможность получения рассрочки исполнения требований по исполнительным документам после истечения срока действия моратория по банкротству.
Статья: Проблемы правового обеспечения выпуска кредитными организациями платежных карт и их использования
(Сарнакова А.В.)
("Банковское право", 2021, N 2)В заключение следует указать на то, что проведенное исследование правового регулирования выпуска, обслуживания и использования платежных карт позволило выявить его слабые стороны. Так, либо требуется переработать и дополнить нормы Положения Банка России N 266-П, либо создать отдельные правила для имеющихся видов платежных карт, так как недостаточная урегулированность условий, связанных с использованием заемных денежных средств, размытость между платежными картами с возможностью овердрафта, кредитными картами и картами рассрочки приводит к нарушению прав потребителей банковских услуг на достоверную и полную информацию, например, о стоимости кредита, об условиях возврата уплаченных денежных средств, а также процентов и иных платежей по кредиту в случае возврата товара и др. Следствием может явиться регулярное наращивание кредитной нагрузки, а в кризисных условиях, в том числе связанных с пандемией COVID-19, негативные последствия в виде значительного увеличения просроченной задолженности, что может сказаться не только на социальном благополучии населения, но и на финансовой стабильности кредитных организаций.
(Сарнакова А.В.)
("Банковское право", 2021, N 2)В заключение следует указать на то, что проведенное исследование правового регулирования выпуска, обслуживания и использования платежных карт позволило выявить его слабые стороны. Так, либо требуется переработать и дополнить нормы Положения Банка России N 266-П, либо создать отдельные правила для имеющихся видов платежных карт, так как недостаточная урегулированность условий, связанных с использованием заемных денежных средств, размытость между платежными картами с возможностью овердрафта, кредитными картами и картами рассрочки приводит к нарушению прав потребителей банковских услуг на достоверную и полную информацию, например, о стоимости кредита, об условиях возврата уплаченных денежных средств, а также процентов и иных платежей по кредиту в случае возврата товара и др. Следствием может явиться регулярное наращивание кредитной нагрузки, а в кризисных условиях, в том числе связанных с пандемией COVID-19, негативные последствия в виде значительного увеличения просроченной задолженности, что может сказаться не только на социальном благополучии населения, но и на финансовой стабильности кредитных организаций.
Статья: Обращение в суд заинтересованного лица как определяющий акт для предмета и движения судопроизводства по делу о банкротстве
(Уксусова Е.Е.)
("Право и бизнес", 2021, N 1)6. Отечественный законодатель принятием второго единого Федерального закона, которым также вносятся поправки в Закон N 127-ФЗ <10>, идет дальше в регламентации других новых для рассматриваемой сферы правовых средств специального характера - судебной рассрочки обязательств должника, в отношении которого действует мораторий, по заявлению которого возбуждено дело о банкротстве (п. 3.1 - 3.5 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ). Должнику предоставляется возможность обращения к суду по делу о банкротстве с требованием о предоставлении судебной рассрочки. Такого рода требование направлено на понуждение кредиторов к изменению сроков платежей в одностороннем порядке через суд. Гражданское законодательство, известно, что не приветствует такой подход развития договорного процесса, тем не менее признает возможный итог - изменение договора в связи с существенными обстоятельствами (ст. 451 ГК РФ). В этом случае процессуальным средством защиты для должника является требование к суду об изменении сроков платежей по обязательствам должника, подлежащее рассмотрению по делу о банкротстве как дополнительное к известному мировому соглашению по делу о банкротстве, с принятием судебного акта - определения об утверждении условий предоставления судебной рассрочки или определения об утверждении мирового соглашения закон связывает прекращение производства по делу о банкротстве. Заявить требование о рассрочке платежей вправе определенный должник, при определенных условиях и на определенных условиях. Не только предусматриваются новые материально-правовые и процессуальные правовые средства защиты прав должника и кредиторов, расширены и конкретизированы полномочия суда в связи с введением судебной рассрочки в рамках конкурсного судопроизводства. Анализ предложенной правовой регламентации дает основание признать, что для привнесенного регулирования очень остро стоит вопрос о соответствии его требованию правовой определенности. Более того, представляется, что усматриваемое отсутствие в процессуальном регулировании надлежащего баланса процессуальных средств защиты должника и кредиторов, по сути, сводит на нет целесообразность использования судебной рассрочки как срочной экстраординарной специальной меры правовой защиты прав и законных интересов, направленной на минимизацию финансовых проблем участников гражданского оборота, негативного экономического эффекта, вызванного пандемией COVID-19, как внешними условиями по отношению к деятельности должника. Так, среди процессуальных средств защиты для кредиторов предусматривается заявление ходатайства кредитора об отмене определения о предоставлении судебной рассрочки в случае несоблюдения должником ее условий. Видится, что предоставление неоправданно широкой возможности подачи такого рода ходатайства с учетом установленных законом правовых последствий отмены принявшим судом определения о предоставлении судебной рассрочки не только любым отдельным кредитором должника, но и без установления сроков для его заявления, а также с учетом уже возможного исполнения данного судебного акта в части (абз. 3 п. 3.5 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ) практически обнуляет намерения и действия всех: как должника, так и, как правило, большой группы кредиторов, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации вследствие неспособности должника исполнить перед ними обязанности по уплате платежей, связанных с влиянием кризиса по отношению к его деятельности. Тогда как разумный и осмотрительный участник гражданского оборота - должник не смог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, тем не менее рассчитывал на применение судебной рассрочки, инициируя собственное банкротство.
(Уксусова Е.Е.)
("Право и бизнес", 2021, N 1)6. Отечественный законодатель принятием второго единого Федерального закона, которым также вносятся поправки в Закон N 127-ФЗ <10>, идет дальше в регламентации других новых для рассматриваемой сферы правовых средств специального характера - судебной рассрочки обязательств должника, в отношении которого действует мораторий, по заявлению которого возбуждено дело о банкротстве (п. 3.1 - 3.5 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ). Должнику предоставляется возможность обращения к суду по делу о банкротстве с требованием о предоставлении судебной рассрочки. Такого рода требование направлено на понуждение кредиторов к изменению сроков платежей в одностороннем порядке через суд. Гражданское законодательство, известно, что не приветствует такой подход развития договорного процесса, тем не менее признает возможный итог - изменение договора в связи с существенными обстоятельствами (ст. 451 ГК РФ). В этом случае процессуальным средством защиты для должника является требование к суду об изменении сроков платежей по обязательствам должника, подлежащее рассмотрению по делу о банкротстве как дополнительное к известному мировому соглашению по делу о банкротстве, с принятием судебного акта - определения об утверждении условий предоставления судебной рассрочки или определения об утверждении мирового соглашения закон связывает прекращение производства по делу о банкротстве. Заявить требование о рассрочке платежей вправе определенный должник, при определенных условиях и на определенных условиях. Не только предусматриваются новые материально-правовые и процессуальные правовые средства защиты прав должника и кредиторов, расширены и конкретизированы полномочия суда в связи с введением судебной рассрочки в рамках конкурсного судопроизводства. Анализ предложенной правовой регламентации дает основание признать, что для привнесенного регулирования очень остро стоит вопрос о соответствии его требованию правовой определенности. Более того, представляется, что усматриваемое отсутствие в процессуальном регулировании надлежащего баланса процессуальных средств защиты должника и кредиторов, по сути, сводит на нет целесообразность использования судебной рассрочки как срочной экстраординарной специальной меры правовой защиты прав и законных интересов, направленной на минимизацию финансовых проблем участников гражданского оборота, негативного экономического эффекта, вызванного пандемией COVID-19, как внешними условиями по отношению к деятельности должника. Так, среди процессуальных средств защиты для кредиторов предусматривается заявление ходатайства кредитора об отмене определения о предоставлении судебной рассрочки в случае несоблюдения должником ее условий. Видится, что предоставление неоправданно широкой возможности подачи такого рода ходатайства с учетом установленных законом правовых последствий отмены принявшим судом определения о предоставлении судебной рассрочки не только любым отдельным кредитором должника, но и без установления сроков для его заявления, а также с учетом уже возможного исполнения данного судебного акта в части (абз. 3 п. 3.5 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ) практически обнуляет намерения и действия всех: как должника, так и, как правило, большой группы кредиторов, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации вследствие неспособности должника исполнить перед ними обязанности по уплате платежей, связанных с влиянием кризиса по отношению к его деятельности. Тогда как разумный и осмотрительный участник гражданского оборота - должник не смог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, тем не менее рассчитывал на применение судебной рассрочки, инициируя собственное банкротство.
Готовое решение: Как поступить с договором в связи с пандемией коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)вы уже получили все или часть того, что вам причиталось по договору, но теперь у вас трудности с оплатой и вы хотите попросить рассрочку или отсрочку платежа;
(КонсультантПлюс, 2023)вы уже получили все или часть того, что вам причиталось по договору, но теперь у вас трудности с оплатой и вы хотите попросить рассрочку или отсрочку платежа;
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Так, анализируя процесс реализации экономических и социальных программ развития территорий, следует отметить важную роль, которую играет институт банкротства в этом процессе. Период пандемии, а также постковидный этап доказали это. Помимо общих мер, предусмотренных нормами федерального законодательства, а именно: мораторное банкротство <25>, отсрочка и рассрочка в оплате долговых обязательств и др. - в отдельных регионах были приняты специальные программы, направленные на поддержку определенных сегментов экономики региона, определенных видов деятельности. Так, в Новосибирской области были реализованы такие меры, как предоставление кредитов малому и среднему бизнесу (так называемые быстрые кредиты до 5 млн руб. и кредиты без повторного подтверждения гарантий от 5 млн руб.), микрозаймы без залога (увеличение суммы микрозаймов на пополнение бюджета компании до 300 тыс. руб.; продление сроков погашения микрозаймов и др.), субсидии на выплату заработной платы сотрудников (возмещение затрат на оплату труда уволенных, выпускников колледжей и вузов, безработных: государственные органы возмещают 50 процентов суммы), предоставление налоговой отсрочки для владельцев торговых центров и рынков и т.д. Реструктуризация задолженности (прежде всего, кредитные каникулы) как мера поддержки граждан показала свою эффективность в таких регионах, как Тамбовская, Белгородская, Московская области. Кроме того, помимо этого, пандемия стала мощнейшим стимулом для развития новых видов предпринимательской деятельности во многих регионах России. Все эти меры, безусловно, способствовали более мягкому сценарию развития постковидного периода для многих территорий нашей страны и защите интересов как предпринимателей, так и граждан.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Так, анализируя процесс реализации экономических и социальных программ развития территорий, следует отметить важную роль, которую играет институт банкротства в этом процессе. Период пандемии, а также постковидный этап доказали это. Помимо общих мер, предусмотренных нормами федерального законодательства, а именно: мораторное банкротство <25>, отсрочка и рассрочка в оплате долговых обязательств и др. - в отдельных регионах были приняты специальные программы, направленные на поддержку определенных сегментов экономики региона, определенных видов деятельности. Так, в Новосибирской области были реализованы такие меры, как предоставление кредитов малому и среднему бизнесу (так называемые быстрые кредиты до 5 млн руб. и кредиты без повторного подтверждения гарантий от 5 млн руб.), микрозаймы без залога (увеличение суммы микрозаймов на пополнение бюджета компании до 300 тыс. руб.; продление сроков погашения микрозаймов и др.), субсидии на выплату заработной платы сотрудников (возмещение затрат на оплату труда уволенных, выпускников колледжей и вузов, безработных: государственные органы возмещают 50 процентов суммы), предоставление налоговой отсрочки для владельцев торговых центров и рынков и т.д. Реструктуризация задолженности (прежде всего, кредитные каникулы) как мера поддержки граждан показала свою эффективность в таких регионах, как Тамбовская, Белгородская, Московская области. Кроме того, помимо этого, пандемия стала мощнейшим стимулом для развития новых видов предпринимательской деятельности во многих регионах России. Все эти меры, безусловно, способствовали более мягкому сценарию развития постковидного периода для многих территорий нашей страны и защите интересов как предпринимателей, так и граждан.
Статья: Применение перспективных информационных технологий в сфере таможенного администрирования
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Следующим нововведением для личного кабинета участника ВЭД должно стать внедрение механизмов для отсрочек и рассрочек платежа. В Российской Федерации основы для рассрочек таможенных платежей уже заложены, однако широко применяться стали только на фоне пандемии коронавируса и в отношении скоропортящихся товаров. Предполагается, что через личный кабинет будет возможно подавать заявления для отсрочки и рассрочки таможенных платежей, а также узнавать состояние своих текущих задолженностей. Безусловно, внедрение такого механизма ускорит внешнюю торговлю.
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Следующим нововведением для личного кабинета участника ВЭД должно стать внедрение механизмов для отсрочек и рассрочек платежа. В Российской Федерации основы для рассрочек таможенных платежей уже заложены, однако широко применяться стали только на фоне пандемии коронавируса и в отношении скоропортящихся товаров. Предполагается, что через личный кабинет будет возможно подавать заявления для отсрочки и рассрочки таможенных платежей, а также узнавать состояние своих текущих задолженностей. Безусловно, внедрение такого механизма ускорит внешнюю торговлю.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Можно привести и примеры правовых средств, которые могут быть использованы в отношении любых категорий должников. Так, с принятием Федерального закона от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" <238> была предусмотрена рассрочка исполнения исполнительных документов на срок до 12 месяцев в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях пандемии. В финансовой сфере были приняты меры, направленные на поддержку системообразующих банков, способных обеспечить ликвидность банковской системы (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк) <239>, фактически в период кризиса 2008 г. было разработано законодательство о санации кредитных организаций <240>. В соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2014" <241> (утратил силу) были, в частности, предусмотрены меры по предупреждению банкротства банков, осуществляемые Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов".
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Можно привести и примеры правовых средств, которые могут быть использованы в отношении любых категорий должников. Так, с принятием Федерального закона от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" <238> была предусмотрена рассрочка исполнения исполнительных документов на срок до 12 месяцев в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях пандемии. В финансовой сфере были приняты меры, направленные на поддержку системообразующих банков, способных обеспечить ликвидность банковской системы (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк) <239>, фактически в период кризиса 2008 г. было разработано законодательство о санации кредитных организаций <240>. В соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2014" <241> (утратил силу) были, в частности, предусмотрены меры по предупреждению банкротства банков, осуществляемые Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов".
Статья: Методологические основы изучения принципа справедливости исполнительного права как поликомпонентного образования
(Немаев И.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)В силу многокомпонентности правового принципа его следует определить как сложную систему. История развития принципов в законодательстве свидетельствует об открытости и динамичности данной системы. Открытость системы заключается в том, что она постоянно обменивается информацией с экономической, политической, идеологической, культурной, социальной и правовой средами. Исходя из полученной информации происходит изменение законодательства, включение в его нормы новых правил, конкретизирующих и развивающих действие принципов права. Примером трансформации правил, трактующих действие принципа справедливости, могут служить изменения законодательства об исполнительном производстве, последовавшие в связи с распространением пандемии. Так, Федеральным законом от 20 июля 2020 г. должникам - юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, была предоставлена возможность получения рассрочки исполнения требований исполнительных документов на срок до двенадцати месяцев. Несмотря на то что в данном случае исполнение долговых обязательств было отложено, принятые меры в целом были восприняты обществом как справедливые, поскольку не лишали взимателей принадлежащих им прав, а скорее наоборот, помогали реализации этих прав, так как способствовали укреплению финансового состояния должников <21>.
(Немаев И.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)В силу многокомпонентности правового принципа его следует определить как сложную систему. История развития принципов в законодательстве свидетельствует об открытости и динамичности данной системы. Открытость системы заключается в том, что она постоянно обменивается информацией с экономической, политической, идеологической, культурной, социальной и правовой средами. Исходя из полученной информации происходит изменение законодательства, включение в его нормы новых правил, конкретизирующих и развивающих действие принципов права. Примером трансформации правил, трактующих действие принципа справедливости, могут служить изменения законодательства об исполнительном производстве, последовавшие в связи с распространением пандемии. Так, Федеральным законом от 20 июля 2020 г. должникам - юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, была предоставлена возможность получения рассрочки исполнения требований исполнительных документов на срок до двенадцати месяцев. Несмотря на то что в данном случае исполнение долговых обязательств было отложено, принятые меры в целом были восприняты обществом как справедливые, поскольку не лишали взимателей принадлежащих им прав, а скорее наоборот, помогали реализации этих прав, так как способствовали укреплению финансового состояния должников <21>.
Статья: Санкционный комплаенс, или Внутрифирменное управление рисками от рестрикций
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)<11> Постановлением правительства Москвы от 22.03.2022 N 407-ПП установлены, в частности, мораторий на повышение арендной платы; ставка платы 9,5% годовых при рассрочке внесения земельных платежей; беспроцентная отсрочка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; льготы в части объектов некапитального строительства; упрощение разрешительных процедур.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)<11> Постановлением правительства Москвы от 22.03.2022 N 407-ПП установлены, в частности, мораторий на повышение арендной платы; ставка платы 9,5% годовых при рассрочке внесения земельных платежей; беспроцентная отсрочка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; льготы в части объектов некапитального строительства; упрощение разрешительных процедур.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)были введены дополнительные основания для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов и страховых взносов;
(КонсультантПлюс, 2025)были введены дополнительные основания для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов и страховых взносов;
Статья: Налогообложение туризма: белорусский опыт
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Налоговые инструменты предусматривали как полное или частичное освобождение от уплаты налоговых платежей, так и отсрочку (рассрочку) их уплаты.
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Налоговые инструменты предусматривали как полное или частичное освобождение от уплаты налоговых платежей, так и отсрочку (рассрочку) их уплаты.